НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям, а особенно детям с ОВЗ,  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_netraditsionnye_tekhniki_risovaniya.docx569.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Что означает слово «нетрадиционно»?

В словаре синонимов слово «нетрадиционно» обозначает: неординарно, своеобычно, на новый лад, неповторимо, индивидуально, самостоятельно, оригинально, нестандартно, своеобразно, по-новому, по-своему.

А что значит «нетрадиционное рисование»?

Это искусство изображать,  не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. В этом ребёнку помогают взрослые (педагоги). Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому, при организации предметно-развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют:

  • развитию пространственного мышления;
  • развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазий;
  • развитию памяти, внимания, усидчивости, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать;
  • развитию эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости;
  • снятию детских страхов;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • учит детей работать с разнообразным материалом.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до ребёнка определённое содержание, сформировать у него знания, умения, навыки. Во многом результат

работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребёнка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент;
  • просьба о помощи (дети никогда не откажутся помочь слабому);
  • музыкальное сопровождение; и т.д.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, если овладение ими строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Учитывая группы НПР детей, живущих в нашем доме ребёнка, я взяла те нетрадиционные техники рисования, с которыми детям интересней и легче справляться, и разделила их по-нарастающей (от более лёгких, к более сложным). Рисование нетрадиционными способами уже можно начинать с доизобразительного периода рисования. Такое рисование я провожу с каждым ребёнком индивидуально и во второй половине дня.

Так с детьми от 1,5 до 2 лет можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • рисование поролоном;
  • кляксографию;

с детьми от 2 до 3 лет:

  • рисование пробками;
  • рисование штампом;

  • оттиск смятой бумаги;
  • рисование ватными палочками;
  • карандаш – штамп;
  • рисование способом – «тычка»;
  • рисование на мокрой бумаге;

с детьми от 3 до 4 лет:

  • рисование пластилином;
  • пластилинография;
  • рисование крупой, солью, чаем, кофе, и т.д.;
  • рисование жидкими карандашами;
  • разукрашивание предметов;
  • рисование на воздушных шарах;
  • объёмная аппликация.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям, а особенно детям с ОВЗ,  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

РИСОВАНИЕ    ПАЛЬЧИКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, уверенности, эмоций, ориентировки на листе бумаги.

Материал: гуашь, лист бумаги с изображением силуэта или без, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок опускает указательный палец в гуашь и наносит пятнышки, точки на листе бумаги       D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0501.jpg

РИСОВАНИЕ   ЛАДОШКАМИ

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, эмоций.

Материал: гуашь, цветная или белая бумага, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок обмакивает всю ладошку в краске, прислоняет её к листу бумаги (оставляя отпечаток), воспитатель дорисовывает детали рисунка.

                                           D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1903.jpg

         

                                                   

РИСОВАНИЕ    ПОРОЛОНОМ

Цель: развитие  мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, тактильных ощущений, эмоций.

Материал: баночка со штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанная гуашью; лист бумаги с рисунком, нарисованным восковым карандашом; кусочек поролона, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок макает поролон в баночку со штемпельной подушкой и проводит по листу бумаги с лева на право, закрашивая изображение.

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0525.jpg            D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0150.jpg   

         

КЛЯКСОГРАФИЯ

Цель: развитие воображения, мышления, эмоций.

Материал: гуашь, цветной или чистый лист бумаги, салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок макает один или несколько пальчиков в краску и хаотическими движениями руки наносит краску на лист бумаги. Воспитатель задаёт ребёнку вопросы: «На что похожа твоя клякса?» или «Что это?». После этого или обводит кляксу или дорисовывает сюжет.  D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1909.jpg               

                                                     

РИСОВАНИЕ   ПРОБКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, ориентировки на листе бумаги, эмоций.

Материал: гуашь двух цветов, лист бумаги формата А4, пробки от тюбиков из-под крема или зубной пасты.

Способ получения изображения: ребёнок берёт пробку тремя пальчиками, обмакивает её в краску и оставляет отпечатки на листе бумаги.

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0715.jpg  D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0723.jpg

                                                                             

РИСОВАНИЕ  ШТАМПОМ

Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, воображения, мышления, эмоций.

Материал: гуашь, штампы, лист бумаги с контуром или без.

Способ нанесения изображения: ребёнок берёт тремя пальчиками фигурку штампа, обмакивает её в краску и оставляет отпечаток на листе бумаги.    D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1895.jpg       

ОТТИСК  СМЯТОЙ  БУМАГОЙ

Цель: развитие воображения, цветовосприятия, ориентировки на листе бумаги, эмоций.

Материал: баночка со штемпельной подушкой, пропитанная гуашью; чистые листы бумаги; ненужные листочки бумаги или газеты.

Способы нанесения изображения: ребёнок сминает ненужный листок бумаги или газеты, делает из него комочек, обмакивает его в краску и делает отпечатки на чистом листе бумаги. Воспитатель спрашивает ребёнка: «Что ты нарисовал?» или «На что похоже?», после этого или обводит отпечаток или дорисовывает предмет.    

 D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1902.jpg         F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2010.jpg

                                                                                 

РИСОВАНИЕ  ВАТНЫМИ  ПАЛОЧКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, цветовосприятия, ориентировки на листе бумаги, эмоций.

Материал: ватные палочки; гуашь; вырезанные силуэты из бумаги.

Способ нанесения изображения: ребёнок макает конец ватной палочки в краску и методом тычка оставляет отпечаток на изображении.      

     F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0549.jpg                           F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2000.jpg

КАРАНДАШ – ШТАМП

Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, воображения, эмоций.

Материал: гуашь; карандаш со стирательной резинкой на конце, обрезанной под углом 450; лист бумаги с изображением.

Способ нанесения изображения: ребёнок берёт карандаш и резинкой обмакивает в краску, затем оставляет отпечаток на изображении.

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1906.jpg            D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\DSC01297.jpg

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Цель: закрепление навыков рисования кистью и красками, развитие воображения, мышления, эмоций.

Материал: листок с нарисованным силуэтом, кисть с жёсткой щетиной, гуашь, баночка с водой.

Способ нанесения изображения: ребёнок, с помощью кисти, наносит краску на силуэт способом «тычка» (как будто тыкает в листок).                                F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1922.jpg

РИСОВАНИЕ  НА  МОКРОЙ  БУМАГЕ

Цель: развитие воображения, цветовосприятия, эмоций, умение работать с красками.

Материал: гуашь, кисточки, мокрый лист бумаги.

Способ нанесения изображения: воспитатель смачивает чистый лист бумаги водой, ребёнок кисточкой с краской наносит пятна на лист.

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1912.jpg D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1916.jpg

                                                                         

РИСОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОМ

Цель: закрепление навыков и умений, полученных на занятиях по лепке, закрепление основных цветов, развитие воображения, творчества, эмоций.

Материал: вырезанные из картона силуэты предметов, карандаш, пластилин.

Способ нанесения изображения: на силуэте из картона воспитатель рисует карандашом прямые линии, круги, точки. Ребёнок выбирает пластилин любого цвета, раскатывает из него палочки, делает колечки, шарики. Затем накладывает их на линии на силуэте и пальчиком слегка придавливает (сплющивает).F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0769.jpg              F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1852.jpg       

                         F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1854.jpg     

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Цель:  закрепление навыка – размазывание,  основных цветов, развитие мышления, воображения, эмоций.

Материал: картинка с нарисованным силуэтом предмета, детали которого обозначены определённым цветом,  пластилин.

Способ нанесения изображения:  ребёнок рассматривает силуэт, говорит какого цвета детали.  Затем, выбрав деталь, берёт пластилин того цвета, которым обозначена эта деталь и размазывает маленькие кусочки пластилина на этой детали («закрашивает»).

F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото1891.jpg

                                                                                   

РИСОВАНИЕ   КРУПОЙ, СОЛЬЮ, ЧАЕМ, КОФЕ И Т.Д

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, творчества, мышления, эмоций.

Материал: лист бумаги или картона с нарисованным силуэтом, какого либо предмета, клей, кисточка, сыпучий материал (чай, кофе, крупа и т.д.), в зависимости от нарисованного предмета.

Способ нанесения изображения: воспитатель намазывает силуэт клеем, ребёнок берёт щепотью или двумя пальчиками сыпучий материал и сыпет его на силуэт. Затем ждём несколько минут и лишнее убираем (ссыпаем в баночку).

 I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0552.jpg              I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0566.jpg

РИСОВАНИЕ  ЖИДКИМИ КАРАНДАШАМИ

Цель: развитие творчества, восприятия цвета, воображения, эмоций.

Материал: вырезанные из цветного картона разные фигуры, жидкие карандаши.

Способ нанесения изображения: ребёнок с помощью жидких  карандашей разного цвета наносит на фигуры из картона разные линии, колечки, точки.

        I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0513.jpg             F:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2017.jpg

                 

                                           

РАЗУКРАШИВАНИЕ  ПРЕДМЕТОВ

Цель:  умение работать с красками аккуратно, подбирать нужный цвет к окрашиваемому предмету, развитие мышления, творчества, эмоций.

Материал: фигурки, сделанные из гипса, солёного теста, природный материал, кисточки, гуашь разного цвета.

Способ разукрашивания: ребёнок берёт предмет (например – шишку), берёт краску нужного цвета (зелёного) и разукрашивает.

I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0365.jpg          I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0575.jpg

   

РИСОВАНИЕ НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ

Цель: развитие воображения, творчества, эмоций.

Материал: надутые воздушные шарики, фломастеры.

Способ нанесения изображения: ребёнок рисует фломастером на воздушном шарике всё, что хочет.

 D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2039.jpg                    D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2023.jpg                                                 

ОБЪЁМНАЯ  АППЛИКАЦИЯ

Цель: закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по изодеятельности, сенсорике, ознакомлению с окружающем, развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, творчества, эмоций.

Материал: эскиз предмета на листе формата А4, краски, кисточки, клей, сыпучий материал, вата, цветная бумага, пластилин.

Способ нанесения изображения: Материал подбирается по тематике. (Если берём снеговика – то можно клеить либо, вату либо соль, морковку и ведро сделать из пластилина; если берём грушу -  то можно клеить пшено, а листик сделать из пластилина; если берём цыплёнка – то либо пшено, либо закрашиваем жёлтой краской при помощи поролона, зёрнышки из пластилина, и т.д.).

                     I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото0547.jpg                                    I:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОМ  РЕБЁНКА\Дом ребенка фото\фото2028.jpg

             



 

Комментарии

работаю в компенсирующем детском саду. По этой теме веду кружковую работу. Ваша работа очень полезной оказалась лично для моей деятельности. Я надеюсь, что и других участников сайта заинтересует Ваш опыт работы. Спасибо.