НОД по восприятию искусства Пришла весна, прилетели птицы.
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Мартыненко Елена Владимировна

Знакомство с пейзажной живописью.    Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема –Пришла весна, прилетели птицы.

 Занятие по восприятию искусства. Знакомство с пейзажной живописью.    Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Задачи. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать. Развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным. Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа. Внести в группу ветки тополя, березы, сирени и т.п. Предложить детям вдохнуть аромат их почек, полюбоваться появляющимися листочками. Предложить родителям,   посетить парк, понаблюдать за птицами, отметить есть ли в парке грачи. Если удастся, рассмотреть птичьи гнезда. На участке детского сада наблюдение за изменениями в природе. Разучивание стихов о весне, рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.

Материалы. Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия. Дети сидят перед стендом с закрытой картиной.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

                       Тает снежок,

                       Ожил лужок,

                       День прибывает,

                       Когда это бывает?

                                                   (Весной)

                        Дует теплый южный ветер,

                        Солнышко все ярче светит.

                        Снег худеет, мокнет, тает.

                         Что за месяц наступает?

                                                                (Март)

Да, это весна.

                         Пришла весна-весенушка,

                         Веселая гостьюшка;

                         Водяная, ветреная,

                         Травяная, солнечная…

                         Дождиком в окошко –

                         Стук, стук, стук!

                         Травкой у порожка –

                          Шух, шух, шух!

                          Ручейком в канавушках –

                          Жур, жур, Жур!

                          Стали дни погожие,

                          Вот и мы, знать, дожили

                          До весны, до веснушки,    

                          До веселой гостьюшки!

                                                      (народная потешка)

Ребята послушайте стихотворенье.

                          Уж тает снег, бегут ручьи,

                          В окно повеяло весною…

                          Засвищут скоро соловьи

                          И лес оденется листвою!

                          Чиста небесная лазурь,

                          Теплей и ярче солнце стало,

                          Пора метелей злых и бурь

                          Опять надолго миновала…

                                                                А.Плещеев

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья. И вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Вот и мы вчера на участке видели, что весна уже чувствуется в природе. Солнце светит ярче, его лучи стали ласковыми, теплыми, и все вокруг радуется этому. Снег тает, появились проталинки, встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Птички повеселели; мы слышали, как громко и весело они пели. А помните, какой легкий был воздух, как пахло весной? Это был запах талого снега, нагретой солнцем коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. А какое было небо? В небе появились голубые ясные просветы, сквозь тучи. Ребята, вы с родителями ходили на экскурсию в парк? Каких птиц вы там видели? Да это первые вестники весны грачи, они очень радуются, когда возвращаются из далеких стран, громко и радостно кричат, летая над деревьями.

   Такую вот картину наблюдал и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал про эту картину, которую так и назвал – «Грачи прилетели»,

    Давайте-ка, и мы полюбуемся этой картиной, рассмотрим ее внимательно. (Дается время для рассматривания).

    Что же интересного увидел художник? Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд! Скоро там появятся дети – грачата. Поэт В. Мусатов написал об этой поре такое стихотворение.

                                  Весною на деревьях

                                  Построена деревня.

                                  Как ветер начинается,

                                  Деревья все качаются.

                                  Качаются деревья –

                                  Качается деревня.

                                  И сотни голосов

                                  В тревоге за птенцов

                                  Взлетают над деревней.

                                  Качаются деревья,

                                   Качается деревня.

                                   Не сдуло бы грачат.

                                   Кричат они, кричат…

                                   Шумит, роняя перья,

                                   Крикливая деревня.  

   Вот так интересно назвал поэт птичье поселение – «крикливая деревня». Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов  и старую белокаменную церковь, а дальше – поля с еще лежащим кое где снегом. Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел. Стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки. А есть ли на картине солнышко? Оно чуть просвечивает сквозь облака, оно еще не яркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе?  Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами, но кое-где есть голубые просветы.

        Ребята, подумайте, а как бы вы назвали эту картину? Пока вы думаете, я включу музыку, она поможет вам понять настроение, выраженное художником в картине (воспитатель включает музыку «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).Что вы чувствуете в этой музыке? А в картине? Да, радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, весны.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)

Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы»....