Конспект непосредственной образовательной деятельности "Нижегородская ярмарка"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект может быть использован воспитателями детских садов для приобщения детей подготовительной группы к истокам народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nizhegorodskaya_yarmarka.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Нижегородская ярмарка»
Воспитатель подготовительной группы
Королёвой Н.А.
Программное содержание :
Закреплять умения детей рисовать и правильно располагать элементы хохломской росписи. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тампоном, ватной палочкой, спичкой, выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, осочка) Развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение применять полученные знания в собственном художественном творчестве. Формировать знания детей о народно-прикладном искусстве Нижегородского края. Воспитывать интерес к народному творчеству, традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
Цикл непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме.
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.
Развивающая среда:
Использование мультимедийной установки: подбор видеороликов, предметов народно-прикладного искусства - иллюстраций с изображением Хохломской, Полхов-Майдановской, Городецкой росписей, формы тарелки по одной на ребёнка, гуашь, тампоны, ватные палочки, спички, кисти аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир».
Непосредственно-образовательная деятельность:
Воспитатель
День добрый гости дорогие! Добро пожаловать на ярмарку! Издавна славилась Нижегородская ярмарка своими мастерами. Со всей России народ на ярмарку торопился. Себя показать да на других посмотреть. А посмотреть было на что! История ремёсел, промыслов наших Нижегородских уходит корнями в седую древность. Из поколения в поколение передавали мастера свои знания да умения. Доброй славой пользовались мастера-ремесленники. И вот сегодня, на нашей ярмарке мы собрали изделия и предметы разных мастеров и умельцев Нижегородского края. Руки народа поистине создают чудеса.
А кто знает пословицы о труде.
1.Труд человека кормит, а лень портит.
2.Умелые руки не знают скуки.
3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
4.Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные пословицы знаете.
А вот и наша ярмарка. ( мульти. установка)
-Ребята, изделия какого промысла вы видите?
-Чем славиться Городец? (хлебницы, блюда, разделочные доски, детская мебель, сундуки, шкатулки)
-Какие краски используют городецкие мастера для росписи своих изделий? ( красный, розовый, синий, голубой, чёрный)
-Какие основные элементы Городецкой росписи вы знаете? ( бутон, гирлянда, конь, птица)
-Молодцы! Отправляемся дальше.
-А откуда на нашу ярмарке привезли эти изделия?
-Из Полхов-Майдана
-Из чего сделаны эти изделия?
-Какие изделия создают мастера? (игрушки, копилки, качалки,)
-Какие основные элементы используют мастера? Шиповник, церквы, домики.
-Для чего нужны эти изделия? (в хозяйстве пригодятся, и для красоты)
Стих о росписи.
На ярмарке всегда звучит весёлая музыка. Послушайте музыку и скажите Какие народные музыкальные инструменты вы слышите? (балалайка, ложки, свистульки. )
А теперь давайте подойдём к столу где работает мастер.
Старый дед в фартуке. Имитирует выполнение хохломской росписи тарелочки. На столе выставлены 2-3 хохломских изделия, формы тарелки затонированы, но не расписаны.
Дети здороваются.
Воспитатель: Какие у вас красивые изделия!
Дед: Вам нравятся? (Да) А знаете ли вы, что это за красавица роспись?
Дети Золотая хохлома.
Дед :Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.
Дед :А знаете ли вы как создаются эти изделия? ( нет) А вы поиграйте со мной я вам и расскажу, а то я устал, притомился.
Народная игра «Дударь»
Дети садятся на скамейки.
Демонстрируется видеоролик «Золотая хохлома» Дед комментирует.
Дед: Ну мне пора за работу.
Из поколения в поколения передаётся наше мастерство, от отца к сыну, да вот беда не дал бог мне сына, не кому мне помочь. Наверно на ярмарку не успею!
Воспитатель: Ребята давайте поможем дедушке?
Дед . Я был бы рад. Но это не просто, вы наверно не умеете.
Дед : Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома. - Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Воспитатель: Вот и нам нашлась работа. Для вас приготовлены кисти, краски, вода. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Обратите внимания, нам нужно расписать тарелочку, роспись должна располагаться по середине, а кайма по краю.
- - Чем нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? Тампон. Ватную палочку, спичку).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
Молодцы, ребята, всё знаете!
Не забывайте чередовать элементы, работайте аккуратно.
Дети работают под музыку.
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
Какую тарелочку бы ты купила на ярмарке? Настя и почему? Ягодка как живая.
Какой росписью мы сегодня украшали наши изделия? (Хохломской)
Какие виды росписей Нижегородского края мы сегодня рассматривали? (Городецкую, Полхов-Майдановскую)
Для чего нам нужны такие изделия? (В хозяйстве пригодятся, и для красоты)
Как славно мы сегодня потрудились! И деду помогли и себя порадовали
Дед: Такие тарелочки можно и маме подарить и на ярмарке продать. Молодцы! Кончил дело гуляй смело. Какая-же ярмарка без карусели!
Эх давайте-ка поиграем!
Русская народная игра: «Карусель»
Воспитатель: Солнце к низу закатилось, наша ярмарка закрылась, под весёлый перепляс попрощаемся сейчас.
Попрощайтесь с гостями