Дети рисуют пейзажи
план-конспект занятия по рисованию на тему

"Краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_risuyut.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Дети рисуют пейзажи.

Цвет в пейзажной живописи эмоционален. Он сам по себе определенным образом воздействует на человека. Яркие цвета действуют активно, при этом они возбуждающе(ярко-красный), другие- успокаивающе (зеленый); менее активны цвета приглушенных тонов. Тона голубые, синие, фиолетовые мы воспринимаем как холодные; красные, оранжевые, желтые – как теплые; более светлые кажутся нам легкими, более темные – тяжелыми. С этими ощущениями связано эмоциональное и ассоциативное восприятие цветов. Огромную силу эмоционального воздействия приобретают они во взаимодействии, объединяясь в цветной организм- живописное произведение. Подобно звукам музыке (высоким, низким, коротким, протяжным) и их созвучиям, рождающим мелодию(радостную или печальную, спокойную или тревожную, нежную или торжественную), цвета (яркие и светлые – легкие, насыщенные, и темные - тяжелые) и их сочетания (контрастные и сближенные, в мягких тональных переходах) вызывают у человека соответствующие чувства и настроение- радостные или грустные, спокойные или тревожные.

Воспринимая пейзаж, дети эмоционально реагируют на цвета, которые художник использует в картине. Дети второго года жизни могут передавать свои первые впечатления об окружающем мире и создавать простейшие композиции(например, «Цветы на лугу», «Радуга», «Вишня в цвету»). Дети 3-4 лет, воспринимая картину, еще не выделяют  эстетические качества в пейзаже, их больше привлекают способы изображения. Дети 5-7 лет, выбирая самую красивую картину, способны руководствоваться эстетическими критериями: гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием.

Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя ее восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать  выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина и др.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать пейзажи с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (И. Шишкин), более обобщенной (А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (Б. Кустодиев). В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций пейзажной живописи.

Предлагаю конспекты занятий с детьми, направленные на развитие эстетического отношения к природе.

Занятие «Золотая Осень».

Задачи.  Вызвать у детей интерес к изображению природы, развить эстетическое восприятие, воображение, учить самостоятельно находить средства для изображения пейзажного рисунка.

Материал.  Тонированная бумага, кисти, краски; репродукция картин.

Содержание занятия.  Воспитатель спрашивает детей об осени, изменениях в природе. Затем уточняет, что есть две осени, и к каждой у нас особая любовь. Первую осень называют золотой, любят ее за щедрость, с какой  она отдает людям богатство своих полей, садов, лесов; за  «в багрец и в золото одетые леса». Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева об осени.

Что бы подвести детей к восприятию другого периода, который называют поздней унылой осенью, воспитатель предлагает вспомнить о ней рассказы, стихи. Например, ребенок может прочитать стихотворение (на выбор).

Осень. Обсыпается

Весь на бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят,

Лишь вдали красуются,

 Там на дне долин,

Кисти ярко- красные

Вянущих рябин.

                                (А. Толстой)

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

                                     (А. Плещеев)

Затем воспитатель говорит -  что не только поэты, но художники в своих картинах отражали всю красоту осенней природы. Подводит детей к репродукциям картин великих художников, предлагает их рассмотреть. Спрашивает, например, какое настроение вызывает картина И. Левитана «Золотая осень». Какую осень изобразил художник? Воспитатель говорит детям, что композиторы в музыке также отражали красоту осени.

Предлагает им послушать два произведения великих композиторов  А. Вивальди и П.И. Чайковского – «Осень». Затем спрашивает: какое настроение вызывает музыка? Как вы думаете, какую осень хотел передать композитор в своем произведении?

После прослушивание музыки воспитатель предлагает детям нарисовать ту осень, которая им больше нравится (грустную или радостную). Под звучание тихой музыки дети рисуют. В конце занятия проводиться анализ выполненных детьми осенних пейзажей. Воспитатель обращает внимание на разнообразие колорита, композиции, спрашивает, какое настроение вызывают эти «картины».

Занятие «Чародейка зима»

Задачи.   Развивать умение передавать радостное настроение зимнего дня, изображать красоту природы, опираясь на поэтические образы; самостоятельно подбирать цвета красок, использовать палитру для смешивания красок.

Материал.   Тонированная бумага разного формата, гуашь, кисти, палитры.

Содержание занятия.  Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение о зиме (по желанию). Затем читает строчки из произведений Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» и А.С. Пушкина « Идет волшебница- зима».

Воспитатель спрашивает у детей, какую зиму изобразили - поэты (волшебницу, которая в лесу совершает чудеса). Предлагает представить, какой сказочный лес они нарисуют: как зима изменила лес, сделала его сказочным, волшебным, намела много снега, сугробов, причудливо украсила, отчего они стали похожими на сказочных персонажей. Важно, чтобы дети увидели образ волшебницы – зимы. Можно предложить им снова прочитать стихи. У детей есть краски, кисти, которые помогут каждому стать волшебниками и очутиться в сказочном зимнем лесу.

Дети рисуют цветные пейзажи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуем пейзаж с детьми в детском саду (работы детей кружка « Волшебная кисточка»)

. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природыИзвестно, что основы художественного воспитания закладывается...

Мастер класс Учимся рисовать пейзаж по теме «Лето»

Цель мастер-класса: знакомство с последовательностью рисования пейзажа, с понятием перспектива....

Зима - время рисовать пейзажи.

С приходом зимы вся природа спешит надеть свой зимний наряд. Деревья наряжаются в белые шапки и шубки, травы и цветы примеряют красивое тёплое покрывало, и всё вокруг становится белым, искристым и вол...

«Рисуем пейзаж с дошколятами»

Существует мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связанно с тем как он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что не знаком с изобразительной техникой, просто...

Рисуем пейзаж

Традицией нашего детского сада вот уже на протяжении ряда лет стало оформление выставки рисунков "Весна". Знакомить дошкольников с жанром живописи "пейзаж" мы начинаем со...

Мастер-класс для родителей по теме: « Гармонизация работы полушарий головного мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Рисуем пейзаж

1.     Познакомить родителей с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.2.     Рассм...

Мастер-класс «Как рисовать пейзаж»

Для педагогов и родителей «Как рисовать пейзаж»...