Программа кружковой деятельности "Мой ребёнок - талантливый художник!"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

 

В группе любого ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться своими художественными способностями от других детей группы.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Наблюдения педагогической практики показали, что большинство таких детей преобладает в старших группах. Это дети, которые  очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисования и в этом случае обучение затруднено.

Для решения данной проблемы в современных условиях педагогического процесса, работу по развитию  и поддержке талантливых детей с художественными способностями  необходимо вынести в дополнительное образование, а именно в кружковую  деятельность.   

 

Так родилась программа кружка  "Мой ребёнок - талантливый художник!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_moy_rebyonok_-_talantlivyy_khudozhnik.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №1»

Программа кружковой деятельности

"Мой ребёнок - талантливый художник!"

(старшая группа)

Руководитель:

Педагог-психолог

Подосёнова Е.В.

2014-2015  учебный год.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»  (Э. Успенский)

                                                                   ***

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать,

В них надо просто верить!

Пояснительная записка

О пользе рисования для детей написаны целые книги, психологи широко используют детские рисунки для тестирования психики ребёнка. Человек, умеющий красиво рисовать вызывает уважение, а наблюдать воочию за рождением рисунка, за отточенностью движений художника – одно удовольствие!

И, наверное, каждый родитель, увидев первый «шедевр» своего ребёнка, задаётся вопросом: А вдруг это будущий художник? А вдруг у него талант?

Как говорят психологи, талант к рисованию есть у всех детей. Только не все хотят его развивать. Кому-то нравится рисовать, а кому-то не очень. Но рисование сопровождает человека почти всю жизнь, начиная с детского сада (а иногда и раньше), потом в школе, потом в институте особенно, если будущая профессия связана с графикой и дизайном, потом появляются дети, и мы рисуем вместе с ними и т.д.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

У каждого ребёнка когда-то наступает период, когда ему хочется рисовать. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Важно использовать это время и дать ему возможность заниматься рисованием, «подтолкнуть», показать, научить, чтобы он увидел результат, почувствовал, что у него получается. И пусть он не станет художником, но у него разовьются необходимые навыки работы с карандашом, красками, кистью, которые очень пригодятся ему в дальнейшем.

Актуальность

В группе любого ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться своими художественными способностями от других детей группы.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Наблюдения педагогической практики показали, что большинство таких детей преобладает в старших группах. Это дети, которые  очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисования и в этом случае обучение затруднено.

Считаю, необходимым остановиться на проблеме и методике работы с детской художественной одаренностью, а именно изобразительной. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Необходимо заметить, что изобразительное  искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии,  поэтому есть  возможность  применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для решения данной проблемы в современных условиях педагогического процесса, работу по развитию  и поддержке талантливых детей с художественными способностями  необходимо вынести в дополнительное образование, а именно в кружковую  деятельность.  

Так родилась программа кружка  "Мой ребёнок - талантливый художник!",  которая включает в себя  3 этапа:

  • Подготовительный этап.

Предполагает сбор информации о детях, наблюдение, проведение первичной диагностики, оформление необходимой документации. Изучение необходимого методического обеспечения.

  • Основной этап.

Срок обучения составляет 8 месяцев. Занятия интегрированного характера проводит: педагог-психолог. В рамках этих  занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

  • Заключительный этап (диагностический). Подведение итогов.

Организация занятий кружка.  

Кружок посещают дети  старших групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 – 30  минут.

Цель кружка - создание условий для реализации и развития творческого потенциала художественно-одаренных дошкольников.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки художественно-одаренных дошкольников, поддерживать их потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности и стремление к творческой самореализации;
  • Познакомить с приёмами традиционной и нетрадиционной техники рисования и способами изображения с использованием различных материалов;
  • Формировать умение применять  полученные знания  в собственном творчестве;
  • Содействовать развитию образной памяти,  творческого воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, художественного вкуса и эстетического  чувства;
  • Способствовать развитию любознательности, речи,  мелкой моторики рук и  навыкам коллективного сотрудничества;
  • Воспитывать аккуратность,  усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

1. Наглядные:

* использование натуры

* рассматривание

* образец

* рассматривание картин

* наблюдение окружающей действительности

* анализ детских работ

2. Словесные:

* беседа

* использование образцов художественной литературы

3. Практические

*упражнение

* эвристический метод

* демонстрация предмета

*художественное слово

* указание

* пояснение

* разъяснение

* игровые приёмы

* сюрпризный момент

* совет

* поощрение

* напоминание

* вопросы

Использование нетрадиционных техник:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск  поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Необходимый материал:

  • бумага разного формата (А4,А3);
  • простые карандаши;
  • ластик;
  • гелиевые ручки;
  • маркеры.
  • палитра;
  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти;
  • природный материал ( песок, камушки, ракушки и .т.д.)

Формы проведения итогов реализации кружковой программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет педагога – руководителя кружка  и т.д.

Педагогические принципы:

Дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

                 

В результате совместной продуктивной деятельности:

  • происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
  • ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
  • развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
  • ребенок получает начальные знания  о искусстве;
  • развивается образное мышление, фантазия,  активизируется зрительная память и др. познавательные психические процессы;
  • развивается чувство композиции, появляется стремление к творческой самореализации;
  • ребенок овладевает азами цветоведения и т.д.;

Таким образом, приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создать своими руками.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева  "Рисуем  без  кисточки""

2. Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками"

3.  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М.2007г.

4. И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки"

5.  Журналы  "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".  

6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

 Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/254-1-0-3794

http://festival.1september.ru/articles/598587/

http://nsportal.ru/

http://www.elena-kuzmina.ru/234

План работы кружка

"Мой ребёнок - талантливый художник!"

на 2012–2013 учебный год

Октябрь

  • Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т. С.).
  • Вводное занятие:

     «Как стать художником?»        

  • Рисуем вместе «Принадлежности для рисования».
  • Рисование по содержанию загадок и стихов «Загадки с грядки».

Ноябрь

  • Самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка

«Я – юный художник»

  • Занятие «Учимся рисовать кистью».

  • Игровое занятие «Разноцветная палитра».

  • Аппликация силуэтная с элементами рисования «Цветные ладошки».

Декабрь

  • Рисование сюжетное по замыслу «Посмотри  в окошко, а там?».

  • Рисование с элементами  пластилинографии «Как розовые яблоки, на ветках снегири».
  • Рисование с элементами аппликации «Наша елочка».

  • Рисование с натуры «Еловые веточки и ёлочные игрушки».

Январь

  • Занятие  «Мой новогодний подарок».

  • Игровое занятие-рисование  «Снежные фантазии».

  •  Самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка «Морозные узоры».

  • Изготовление  книжки-малышки: «Зимняя сказка». Сочинение и рисование  сказочных сюжетов  про зимушку-зиму.

Февраль

  • Занятие «Открытка для папы».

  • Декоративное рисование «Моё сердце не льдинка, вот моя Валентина!».

  • Рисование цветными карандашами по замыслу

«Кто- кто в рукавичке живет? ».

  • Декоративное рисование "Страна  фантазий".  

Март

  • Занятие «Открытка для мамы».

  • Игровое занятие «У солнышка в  гостях».

  • Рисуем вместе  «Прилетели в гости…».

  • Рисование с элементами  пластилинографии «Как розовые яблоки, на ветках снегири».

Апрель

  • Самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка «В гостях у сказки»

  • Рисуем вместе «Мой  портрет»

  • Декоративное  рисование «Любимые цветочки».

  • Рисование пальчиками «А мне очень нравиться…»

Май

  • Самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка «Живые облака».

  • Игровое занятие  «Скоро лето».

  • Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т. С.).

  •   Итоговое занятие  «Я – ребёнок, талантливый художник!»

Приложение № 1

Диагностическое обследование

на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т. С.).

Творческое задание «Дорисовывание кругов».

Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое  задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Анализ результатов выполнения задания.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»  —  количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

Оценка 3- высокий уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко  - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек  - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.  

Оценка 2 - средний уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 - низкий балл —  ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Приложение № 2.

Нетрадиционные техники рисования, используемые в кружковой программе "Мой ребёнок - талантливый художник!"

  • Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

  • Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  • Оттиск  пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

  • Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  • Восковые  мелки  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  • Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  • Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  • Черно-белый  граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

  • Кляксография  с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  • Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

  • Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  • Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

  • Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

  • Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой деятельности "Маленькие художники"

Рабочая программа кружка по художественно – эстетическому развитию (нетрадиционные техники рисования)  в старшей группе...

Программа кружковой деятельности по театрализованной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Цель. Развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса.Задачи.Образовательные:- познакомить детей с различными видами театра;-создать условия для развития творч...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...