Обучение рисованию
статья по рисованию на тему

Верещагина Светлана Петровна

обучение детей раннего возраста рисованию карандашом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_risovaniyu_2.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рисованию в раннем детстве.

(воспитатель д/с. «Эврика» г. Тамбов,Верещагина Светлана Петровна)

Рисование – интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук .Большинство малышей любят рисовать. Но чтобы рисование маленького ребенка не задержалось надолго на уровне лишь хаотического черкания, необходима помощь взрослого и обучение необходимым для рисования навыкам – правильно держать в руке фломастер или карандаш, проводить разные виды линий, надавливая на карандаш или фломастер с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа.При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет, рисование может стать одним из любимых занятий малышей. А чтобы занятия рисованием стали доступными для маленького ребенка, используются разные приемы:
• создаются основы для рисунка, чтобы малыш мог дорисовывать отдельные детали;

  • применяются удобные в использовании художественные материалы – карандаши с толстыми грифелями, фломастеры с толстыми стержнями, пастельные и восковые мелки, пальчиковые краски .
  •  используются специально разработанные для малышей художественные техники рисования;
    • применяется сюжетное рисование, то есть рисование в игре – все рисунки содержат понятный и интересный детям сюжет. При этом взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод рисования является комфортным для детей раннего возраста, позволяет заинтересовать малышей, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.Рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам рисования: рисуя «палочки» (прямые линии), «волнушки» (волнистые линии), точечки, кружочки, спиральки, ребенок открывает обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив такой минимальный «арсенал», малыши получают возможность передать на бумаге какой-то элементарный образ, начинают чувствуют себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности – рисовании. На этом этапе из-под карандашей маленьких детей появляются контурные «прозрачные» рисунки. В дошкольном возрасте становится возможным предлагать малышам закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за контур рисунка, добавить в рисунок новые детали.При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – это прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы, а приемы рисования усвоены, детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде – пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу т.д.Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например:
    Рисование в воздухе – рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).
    Рисование вместе со взрослым – взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии фигуры.Дорисовывание деталей – ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений.
    Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

 Как правильно держать в руке карандаш

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное рисование ребенка со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков, используется рисование по показу (поэтапное), и рисование по готовому образцу. Кроме этого, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать.
Чтобы малыши не разрисовали мебель, стены и самих себя, советуем давать карандаши и фломастеры только на занятиях, а затем убирать в недоступное для детей место. Постепенно дети усвоят правила использования материалов для творчества и смогут пользоваться ими не только под контролем взрослого.
С первых шагов творческой деятельности малыша должно быть проявлено внимание и уважение к его работам. Подписывайте на рисунках имя и дату и храните в папке – это позволяет наблюдать развитие навыков рисования у малыша и исследовать динамику этого процесса. Устройте «картинную галерею» на стене в детской. Стоит подшить рисунки – получается альбом, а если их подписать (1-3 простых коротких предложения) – получается интересная самодельная книжка.
Готовясь к занятиям рисованием с самыми маленькими, можно подготовить простейшие основы для рисования самостоятельно, а можно использовать современные развивающие пособия. Книги серии «Новый ребенок» предлагают увлекательные и красочные задания по рисованию с малышами. Ребенок может заниматься по книжке в течение длительного времени, тренируясь в навыках рисования – многоразовые странички не блестят и не рвутся, все легко стирается влажной губкой. Яркие иллюстрации привлекают внимание малыша надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения "Рисование отдельных предметов" для воспитателей ДОУ

Рисование отдельных предметовЗадачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашо...

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Презентация "Парящие над облаками" для обучения рисованию птиц

 Данный материал позволяет расширить представление детей о мире птиу. Увидеть знакомые виды, полюбоваться экзотическими и попробовать с помощью поэтапного объяснения нарисовать птицу....

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны име...

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"

Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...