нетрадиционные методы рисования.
консультация по рисованию на тему

Лебедева Елена Николаевна

Рисовать можно и без кисти. Советы педагогам, родителям и студентам о способах рисования руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_risovaniya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование без кисточки.

Дети с нарушениями в развитии любят рисовать и лепить не меньше, чем все остальные дети, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее любимых занятий. Однако без специального руководства дети-аутисты овладевают рисованием позже в сравнении с сверстниками. Отмечается более позднее становление предметного рисунка, бедность содержания. Сюжетное рисование появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты рисунков длительное время остаются очень упрощенными, рисование по замыслу оказывается примитивным.

Но рисовать можно и без кисточки. Чтобы развить интерес к рисованию, я пробовалас детьми изображать предметы ладонями, пальцами и печатями. Такое оригинальное рисование позволяет почувствовать краски, расковывает творческие возможности ребенка. Яркие краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть (фартук, клеенка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше всего обои.)

Первые пробные занятия проводились в форме игры, цель которых – познакомить детей с материалом, учить рисовать ладонями, пальцами, печатями. Вначале  проводились индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладел  техникой работы с краской, то организовывались занятия с двумя - тремя детьми. Дошкольники с любопытством, радостью и удовольствием рассматривали свои цветные ладошки, показывали их товарищам, оставляли следы на бумаге. После нескольких игр – тренировок получалась картинка из целого набора разноцветных ладошек. Такие игры привлекали детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.

Рисовать ладонями и пальцами нравится и малышам, и старшим дошкольникам, поэтому этот вид рисования можно использовать в любой возрастной группе, постепенно усложняя сюжет, давая маленьким художникам возможность проявить фантазию.

 Рисование яркими красками непросто доставляет удовольствие – одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого в ходе «рисования» разноцветными красками проявляется стремление к общению, что немаловажно для детей с различными нарушениями в развитии.

С помощью рисования ладонями,  пальцами и печатями  можно изображать отдельные  предметы и явления. С чего же начинается предметное изображение? Оно начинается с наблюдения за объектом, рассматривания его; обследования предмета с помощью взрослого и самостоятельно (выделение главных характеристик.) Например: при рисовании бабочки, сначала рассмотрели эту бабочку, полюбовались ее крылышками и полетом, нашли ее изображение на картинках в книгах, провели подвижную игру «Бабочки летают». После этого показала детям, как можно изобразить бабочку на бумаге с помощью цветных ладоней. Затем дети самостоятельно с удовольствием рисовали таких бабочек .

 При рисовании лошадки, была внесена игрушка – лошадка на палочке. Дети гладили лошадку, скакали на ней, прикладывали ладонь к ее голове (сравнивали). Затем наблюдали, как я окрашивала  ладонь коричневой краской и оставляла след на бумаге. Когда к этому следу я добавила глаза и гриву, то получилась симпатичная лошадка. Детям тоже захотелось нарисовать таких лошадок, они получились разные: большие и маленькие, по величине детских ладошек.  Дошкольников  привлекает возможность действовать рукой, получать новые ощущения. Они получают удовольствия от собственных движений и от воздействия на материал.

Какие образы  для рисования можно предложить  детям?  «Птички», «Бабочки», «Павлины», «Лошадки», «Солнышко», «Дерево», «Ель»,        « Новогодняя елка», «Кленовые листья», «Осьминоги», «Мимоза», «Зима», «Цветы на полянке».

Я показала воспитанникам еще один прием рисования – рисование печатями. Печать изготовить очень просто: к деревянной палочке прибивается картонная заготовка фигуры нужной формы и размера (круг, овал, бабочка, лепесток, цветок и др.).  На заготовку наклеивается поролон. Можно экспериментировать и рисовать красивые цветы на поляне, букеты, украшать геометрическими фигурами вазу и поднос, коврик и фартук, делать разноцветную мозаику. Если палочку просто обвернуть поролоном или толстым слоем марли и крепко завязать нитью, то получится хорошая печать для изображения ягод или цветов мимозы или фонариков для новогодней елки. Сначала мои воспитанники работали с печатями осторожно, действия их были скованными и неуверенными, затем более свободными, т.к. дети воспринимали занятия как веселую игру, а значит, приобретали интерес к «рисованию», развивали сенсомоторные навыки.

Нетрадиционное обучение рисованию детей  с нарушениями в развитии направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления,  обследовать предметы;  умение радоваться своим работам. Для родителей была организована выставка работ маленьких художников. Мамы и папы радовались  вместе с детьми их  успехам и с благодарностью  принимали подаренные им рисунки.

Дети и взрослые работают совместно, если что-то не получается, то воспитатель приходит на помощь и действия продолжаются "рука в руке".

 Как же привить ребенку интерес к совместным действиям?

Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. В этой ситуации попытка удержать ребенка на занятии силой грозит, как указывалось, возобновлением стойкого негативизма. Для предотвращения пресыщения нужно варьировать материал занятий и быть внимательным к признакам нарастающего пресыщения. Педагог должен заметить эти признаки и дать ребенку отдых еще до того, как совместная работа станет ребенку неприятной: переключить его на другую деятельность (от рисования перейти к лепке, работе с конструктором, вышиванию, нанизыванию бус, мозаике и т. п.); отпустить посмотреть в окно, порисовать на доске или просто походить по комнате. После такого отдыха ребенок обычно сам возвращается к взрослому.

Первые занятия должны длиться от 3 до 7—10 минут. По мере адаптации к такому взаимодействию многие дети приобретают возможность заниматься полный урок.

Так же индивидуально, как время занятий, дозируется и степень их трудности. Для каждого ребенка подбираются задания, адекватные его возможностям. Необходимо дозировать его усилия, чтобы не вызвать негативизм, отрицательных эмоций, легко возникающих при малейшей неудаче, усталости, пресыщении. Педагог распределяет работу между собой и ребенком, незаметно облегчая его труд и обеспечивая успех, эффективный результат взаимодействия.

Однако необходимо помнить, что любое слишком сильное впечатление может перевозбудить ребенка и нарушить взаимодействие. Важно дозировать даже похвалу. Излишняя похвала может также разладить поведение ребенка. Общий тон занятия должен быть спокойным, доброжелательным.

Следует специально отметить, что работа должна быть обязательно завершена и верна тем деталям, в которых представлял себе результат работы сам ребенок. Аутичные дети особенно стремятся к этому. С одной стороны, это помогает организации занятий, а с другой — отражает особенности личности такого ребенка, трудности его переключения. Если ошибочно оценить эту косность как каприз и пытаться переломить ее, взаимодействие будет нарушено. Не только прямое давление, но и даже малейшая невнимательность в осуществлении второстепенной детали работы может привести к аффектному взрыву.

В ходе занятий у ребенка развивается способность к целенаправленному сосредоточению, преодолевается негативное отношение к взаимодействию со взрослым, развивается интерес к усваиваемым видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы рисования :"Рисование свечой и акварелью".

Для развития интереса у детей к рисованию можно предложить нетрадиционные методы рисования:рисование свечой и акварелью....

КОНСПЕКТ МАСТЕР КЛАССА ПО ТЕМЕ: «РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ, КАК ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ».

Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование....

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования (комментированное рисование, рисование солью (техника насыпка)) в старшей группе

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.Задачи:1. Обучающие: продолжать учить детей рисовать дерево: ствол, ветви. Познакомить с новой...

План-конспект НОД «Дождь» по рисованию в первой младшей группе (нетрадиционный метод рисования)

Програмное содержание:- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками);- побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя;- развивать умение располагать изображен...