Проект "Разноцветный мир"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме
Методическая разработка по изодеятельности во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raznotsvetnyy_mir.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Разноцветный мир»
Авторы проекта: Минасян Б.Н.
Тип проекта - исследовательско – творческий
Срок реализации 14.10.13 – 14.01.14
Раздел 1
1.1 Актуальность
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори. О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
«Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским видение, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза». ( Ортега-и-Гассет.)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в период детства.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Разноцветный мир», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета.
Концептуальные основы.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода)
- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)
Концептуальные идеи
Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Реализация важнейших положений Концепции дошкольного воспитания о необходимости расширения и обогащения ориентировок ребенка в окружающем мире, развития умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности, а так же идеи выдающихся русских философов и педагогов о влиянии сенсорной культуры на успешность интеллектуального, физического, эстетического и личностного развития человека: М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, О.А. Дьяченко.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» (Б. Г. Ананьев)
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Сенсорное развитие человека - одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармонического сенсо-моторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления. Именно эту мысль подчеркивает известный советский психолог Б. Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Новизна технологии сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста, по формированию у дошкольников сенсорной культуры, заключается в реализации интегрированного подхода в воспитании и организации совместной игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о сенсорных эталонах цвета.
Задачи:
Для детей:
1. Формирование у детей представлений о семи цветах спектра.
- Закреплять названия семи цветов спектра.
- Помочь детям открыть многоцветие мира.
- Учить детей выполнять элементарные продуктивные действия.
- Развивать у детей речевую активность.
- Развитие у детей познавательной потребности.
Для родителей:
- Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Гипотезой проекта является предположение о том, что обновление содержания по приобщению детей младшего дошкольного возраста к сенсорной культуре за счет эффективного использования интегрированного подхода в совместной игровой и продуктивной деятельности (ребенок-педагог-родитель) будет способствовать:
1.3 Ожидаемые результаты
Для детей:
- У детей сформируются представления о сенсорных эталон цвета (семи цветах спектра).
- Повысится интерес к сенсорной культуре, и желания принимать участие в совместной деятельности.
- Обогатиться речь детей.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания.
Продукт деятельности:
- выставка рисунков «В гостях у красок»;
- выставка поделок из ватных дисков «Веселые кружочки»
- коллективная работа «Гусеница», «Цветик – семицветик»
- коллективная работа «Радуга»
- конспекты занятий, дидактические игры;
- цветные физминутки;
- консультация для родителей «Цветные фантазии… или как влияют цвета на поведение детей»;
- памятка «Советы по проведению игр»;
- развлечение «Разноцветная игра»
1.4 Принципы
Предлагаемая технология работы является частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов.
Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания - предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей - обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.
Принцип сенсорного воспитания предопределяется сообщением детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Принцип формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к сфере сенсорной культуры, формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у детей обобщённого представления о сенсорной культуре, в которой все процессы, явления, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Раздел 2
2.1 Механизм реализации
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). 2. Изучение литературы по теме. 3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4.Составление перспективного, тематического плана. 5.Подготовка оборудования и материалов. 6. Оснащение предметно-развивающей среды. 7.Составление конспектов тематических занятий по разделам программы. 8.Разработка игр по теме. 9. Составление информационных листов для родителей. | Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. | Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование). |
II этап – организационный.
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Проведение наблюдений, занятий, опытов, игр по теме. | Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. | 1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды: -в окрашивании ватных дисков. - участие в выставке рисунков на тему «В гостях у красок» 2. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. |
III этап – завершающий
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1.Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность). | 1.Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. 2.Оформление результатов педагогического наблюдения. | 1.Отзывы родителей 2.Участие в выставке совместных рисунков на тему «В гостях у красок». |
VI этап - презентационный
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1. Оформление выставки «В гостях у красок», «Веселые кружочки». 2.Подготовка и организация презентации. | Участие в презентации (обыгрывание). | Участие в презентации «В гостях у красок», «Веселые кружочки». |
2.2 План реализации проекта
Тематическое планирование занятий
Деятельность | Название | Программные задачи |
Коммуникативная деятельность + Продуктивная деятельность | 1. «Путешествие в белую сказку» «Барашек» (аппликация) 2. «Путешествие в красную сказку» «Яблоки» (аппликация) 3. «Путешествие в оранжевую сказку» «Цветы» (аппликация) 4. «Путешествие в желтую сказку» «Цыплята» (аппликация) 5. «Путешествие в зеленую сказку» «Лягушонок» (аппликация) 6. «Путешествие в голубую сказку» «Зайчик» (аппликация) 7. «Путешествие в синюю сказку» «Рыбки» (аппликация) 8. «Путешествие в фиолетовую сказку» Коллективная аппликация «Гусеница», «Цветик – семицветик» | 1.Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, падеже (например, красный, красная, красное). 2. Закрепление дифференциации семи цветов спектра. 3. Закрепить получение оранжевой (фиолетовой, голубой) краски из двух других. 4.Закрепить понятия «овощи», «фрукты», «ягоды» 5. Воспитание бережного отношения к природе 6. Вызвать интерес к совместной творческой деятельности. |
Изобразительная деятельность | «В гостях у красок» | Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого рисования. |
Экспериментальная деятельность | Опыты - «Смешивание красок – получение оранжевой, фиолетовой, зеленой, голубой» Опыт – «Окрашивание ватных дисков» | Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешиванием двух цветов. Познакомить с новым способом окрашивания ватных дисков (цветной водой) |
Оформление выставки | «В гостях у красок» |
Игры для детей
Вид игры | Название | Цель |
Физминутки | «Красные», «Оранжевые», «Желтые», «Зеленые», «Голубые», «Синие». | Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Подвижные игры | «Догони такую же ленточку», «Найди свой домик», «Цветные автомобили». | Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
Дидактическая игра
| «Радуга», «Спрячь мышку», «Подбери ниточку к шарику», «Цветик – семицветик», «Собери яблоко», «Подбери чашки к блюдцам», «Цветные крышечки», «Закрой дверку в домике» и т.п. | Закреплять представления о цветах, учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. |
Перспективное планирование
Мероприятия | Сроки | |
1. | Рассматривание радуги на картинках. | Понедельник 1-я неделя |
2. | Рассматривание одежды воспитанников с называнием цвета. | Вторник 1 -я неделя |
3. | Опыты: смешивание красок, Опыты: окрашивание ватных дисков. | Среда 1 -я неделя |
4. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в белую сказку» Продуктивная деятельность «Барашек» (аппликация) | 2-я неделя |
5. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в красную сказку» Продуктивная деятельность «Яблоки» (аппликация) | 3-я неделя |
6. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в оранжевую сказку» Продуктивная деятельность «Цветы» (аппликация) | 4-я неделя |
7. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в желтую сказку» Продуктивная деятельность «Цыплята» (аппликация) | 5-я неделя |
8. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в зеленую сказку» Продуктивная деятельность «Лягушонок» (аппликация) | 6-я неделя |
9. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в голубую сказку» Продуктивная деятельность «Зайчик» (аппликация) | 7-я неделя |
10. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в синюю сказку» Продуктивная деятельность «Рыбки» (аппликация) | 8-я неделя |
11. | Коммуникативная деятельность «Путешествие в фиолетовую сказку» Продуктивная деятельность Коллективная аппликация «Гусеница», «Цветик –семицветик» | 9-я неделя |
2.3. Литература:
- Бабаева Т.И. , Михайлова З.А. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
- Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
- Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Юдина Е.Г., Е.В.Бодрова. Югорский трамплин.: Программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка. М.: Всемирный банк, 2010.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки . СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. «Тайны здоровья детей», СПб.: 1994.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения на развитие речи. М.: Просвещение, 1983.
- Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство.: Эксмо, 2007.
- Сайт http://Мама для мам.