Проект "Разноцветный мир"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) по теме

Минасян Белла Наримановна

Методическая разработка по изодеятельности во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnyy_mir.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Разноцветный мир»

Авторы проекта: Минасян Б.Н.

Тип проекта  - исследовательско – творческий

Срок реализации 14.10.13 – 14.01.14

Раздел 1

1.1 Актуальность

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.

Сенсорное развитие  предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  

Выдающиеся зарубежные ученые  в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори. О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева,  А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие  с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

        С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -  запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 «Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским видение, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза». ( Ортега-и-Гассет.)

        Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.  Исследования, проведенные  советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.  Истоки сенсорных способностей  лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в  период детства.

        Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

 В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов.    К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов действий как результат правильно организованного обучения и практики.        

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.          Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Разноцветный мир», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета.

          

Концептуальные основы.

В основе  проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода)

- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)

Концептуальные идеи

Направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Реализация важнейших положений Концепции дошкольного воспитания о необходимости расширения и обогащения ориентировок ребенка в окружающем мире, развития умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности, а так же идеи выдающихся русских философов и педагогов о влиянии сенсорной культуры на  успешность интеллектуального, физического, эстетического и личностного развития человека:  М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, О.А. Дьяченко.

 «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» (Б. Г. Ананьев)

Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Сенсорное развитие человека - одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармонического сенсо-моторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления. Именно эту мысль подчеркивает известный советский психолог Б. Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Новизна технологии сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста, по формированию  у дошкольников сенсорной культуры, заключается в реализации  интегрированного подхода в воспитании и организации совместной игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

1.2  Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у  детей младшего дошкольного  возраста  представления о сенсорных  эталонах цвета.

Задачи:

Для детей:

1. Формирование у детей представлений о семи цветах спектра.

  1.  Закреплять названия семи цветов спектра.
  2.  Помочь детям открыть многоцветие мира.
  3.  Учить детей выполнять элементарные продуктивные  действия.
  4.  Развивать у детей  речевую активность.
  5.  Развитие у детей познавательной потребности.

Для родителей:

  1. Привлечение родителей  к  оформлению предметно-развивающей среды.
  2. Активизировать родителей к  совместной продуктивной деятельности.

Гипотезой проекта является предположение о том, что обновление содержания по приобщению детей младшего дошкольного возраста к сенсорной культуре за счет эффективного использования  интегрированного подхода в совместной игровой и продуктивной деятельности (ребенок-педагог-родитель) будет способствовать:

1.3 Ожидаемые результаты

Для детей:

  1. У детей сформируются представления о сенсорных эталон цвета (семи цветах спектра).
  2. Повысится интерес к сенсорной культуре, и  желания принимать участие в совместной деятельности.
  3.  Обогатиться речь детей.

Для родителей:

  1. Участие родителей в  совместной продуктивной деятельности.
  2. Изменение отношения  родителей к проблеме сенсорного воспитания.

Продукт деятельности:

- выставка рисунков «В гостях у красок»;

- выставка поделок из ватных дисков «Веселые кружочки»

-  коллективная работа «Гусеница», «Цветик – семицветик»

- коллективная работа «Радуга»

- конспекты занятий, дидактические игры;  

- цветные физминутки;  

-  консультация  для родителей  «Цветные фантазии… или как   влияют цвета на поведение детей»;

- памятка «Советы по проведению игр»;

- развлечение «Разноцветная игра»

1.4  Принципы

Предлагаемая технология работы является частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов.

Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания - предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей -  обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

Принцип сенсорного воспитания предопределяется сообщением детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

Принцип формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к  сфере сенсорной культуры, формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное  обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у детей обобщённого представления о сенсорной культуре, в которой все процессы, явления, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Раздел 2

2.1 Механизм реализации

Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный  

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

2. Изучение литературы по теме.

3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

4.Составление перспективного, тематического  плана.

5.Подготовка оборудования и материалов.

6. Оснащение предметно-развивающей среды.

7.Составление конспектов тематических занятий по разделам программы.

8.Разработка игр по теме.

9. Составление информационных листов

для родителей.

Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).

II этап – организационный.

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

Проведение наблюдений,  занятий, опытов, игр по теме.

Участие  детей в совместной игровой, практической деятельности.

1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды:

-в окрашивании ватных дисков.

- участие в выставке рисунков на тему «В гостях у красок»

2. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.


III этап – завершающий

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

1.Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

1.Педагогический

анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

2.Оформление результатов педагогического наблюдения.

1.Отзывы родителей

2.Участие в выставке совместных рисунков

на тему «В гостях у красок».

VI этап  - презентационный

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

1. Оформление выставки  «В гостях у красок», «Веселые кружочки».

2.Подготовка и организация презентации.

Участие в презентации

(обыгрывание).

Участие в презентации

«В гостях у красок», «Веселые кружочки».

2.2  План реализации проекта

Тематическое планирование занятий

Деятельность

Название

Программные задачи

Коммуникативная деятельность  +

Продуктивная деятельность

1. «Путешествие в белую сказку»  «Барашек» (аппликация)

2. «Путешествие в красную сказку»  «Яблоки» (аппликация)

3. «Путешествие в оранжевую сказку»  «Цветы» (аппликация)

4. «Путешествие в желтую сказку» «Цыплята» (аппликация)

5. «Путешествие в зеленую сказку» «Лягушонок» (аппликация)

6. «Путешествие в голубую сказку» «Зайчик» (аппликация)

7. «Путешествие в синюю сказку» «Рыбки» (аппликация)                  

8. «Путешествие в фиолетовую сказку» Коллективная аппликация «Гусеница», «Цветик – семицветик»

1.Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде,    падеже (например, красный, красная, красное).

2. Закрепление дифференциации семи цветов спектра.

3. Закрепить получение оранжевой (фиолетовой, голубой) краски из двух других.

4.Закрепить понятия «овощи», «фрукты», «ягоды»

5. Воспитание бережного отношения к природе

6. Вызвать интерес к совместной творческой деятельности.

Изобразительная деятельность

«В гостях у красок»

Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого рисования.

Экспериментальная деятельность

Опыты -  «Смешивание красок – получение оранжевой, фиолетовой, зеленой, голубой»

Опыт – «Окрашивание ватных дисков»

Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешиванием двух цветов.

Познакомить с новым способом окрашивания ватных дисков (цветной водой)

Оформление выставки

«В гостях у красок»

                                     Игры для детей

Вид игры

Название

Цель

Физминутки

«Красные», «Оранжевые», «Желтые», «Зеленые», «Голубые», «Синие».

Развивать активность 

детей в процессе двигательной деятельности.

Подвижные игры

«Догони такую же ленточку», «Найди свой домик», «Цветные автомобили».

Развивать активность 

детей в процессе двигательной деятельности.

Дидактическая

игра

 

«Радуга», «Спрячь мышку», «Подбери ниточку к шарику», «Цветик – семицветик», «Собери яблоко», «Подбери чашки к блюдцам», «Цветные крышечки», «Закрой дверку в домике» и т.п.

Закреплять представления о цветах, учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Перспективное планирование

Мероприятия

Сроки

1.

Рассматривание радуги на картинках.

Понедельник  1-я неделя

2.

Рассматривание одежды воспитанников с называнием цвета.

Вторник 1 -я неделя

3.

Опыты: смешивание красок,

Опыты: окрашивание ватных дисков.

Среда 1 -я неделя

4.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в белую сказку»

Продуктивная деятельность «Барашек» (аппликация)

2-я неделя

5.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в красную сказку»

Продуктивная деятельность «Яблоки» (аппликация)

   3-я неделя

6.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в оранжевую сказку»

Продуктивная деятельность «Цветы» (аппликация)

   4-я неделя

7.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в желтую сказку»

Продуктивная деятельность «Цыплята» (аппликация)

5-я неделя

8.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в зеленую сказку»

Продуктивная деятельность «Лягушонок» (аппликация)

6-я неделя

9.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в голубую сказку»

Продуктивная деятельность «Зайчик» (аппликация)

7-я неделя

10.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в синюю сказку»

Продуктивная деятельность «Рыбки» (аппликация)

8-я неделя

11.

Коммуникативная деятельность

«Путешествие в фиолетовую сказку»

Продуктивная деятельность

Коллективная аппликация «Гусеница», «Цветик –семицветик»

9-я неделя


2.3.  Литература:

  1. Бабаева Т.И. , Михайлова З.А. Программа  развития и воспитания детей  в детском саду «Детство» - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988.
  3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
  4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
  5. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Юдина Е.Г., Е.В.Бодрова. Югорский трамплин.: Программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка. М.: Всемирный банк, 2010.
  8. Нищева  Н.В. Разноцветные сказки .  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  9. Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. «Тайны здоровья детей», СПб.: 1994.
  10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
  11.  Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения на развитие речи. М.: Просвещение, 1983.
  12.  Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство.: Эксмо, 2007.
  13. Сайт http://Мама для мам.