научно-практическая конференция "Первый шаг в науку" работа "Изчего же, из чего же сделаны эти краски?"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Бояркина Наталья Ивановна

 

           1.Введение. Постановка и  актуальность выбранной темы

          Наш мир прекрасен  и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок  рисуя картины.

          Я очень люблю рисовать акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я решила узнать, а можно ли изготовить краски в домашних условиях?

          Цель: Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

         Задачи:

1. Изучить из каких веществ состоят краски.

 2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

 3. Нарисовать рисунок из полученных красок и гуаши.

 4.Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

           Объект исследования: краски

           Предмет исследования: состав красок

           Методы исследования:

поиск информации в сети Интернет,

экспериментирование,

сравнение и обобщение результатов

            Гипотеза:  я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

            Ценность полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в художественной деятельности детского сада. Заинтересовать  детей в получении новых красок в домашних условиях, желании экспериментировать с природным материалом.

              Считаю, что справилась с изучением данной проблемы, моя гипотеза  полностью подтвердилась.

            2.Основная часть.  Кто придумал краски и откуда они взялись?

            Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)

Самой первой краской была глина. А глины, надо вам сказать, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые...

           Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

            Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Ну, прежде всего они использовали охру — краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Находили наши далёкие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

                Вывод:  Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

                  Теоретическая часть:

            Для того чтобы узнать состав красок, мы стали искать информацию в сети Интернет. И …нашли!

Состав красок:

Краска–материал, служащий для придания цвета.

 Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

 Пигмент – это сухой краситель.

            Мир вокруг нас разноцветен.

            Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на  долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

          Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

1.  Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само  название говорит об этом.

 2. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

3.  Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

4.  Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

          ВЫВОД: Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты.

           Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

  • Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.
  •  Сырье нужно очистить от посторонних примесей.
  • Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

  • Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.
  • Получившуюся краску можно использовать для рисования.

         ВЫВОД: Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

Практическая часть. Описание экспериментов

Для проведения экспериментов с воспитателем мы  раздобыли природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов (Приложение №1).

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Затем я нарисовала рисунок  красками собственного приготовления и рисунок гуашью (Приложение №2). Рисуя, я смогла  сравнить их и сделать вывод.

            Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам  (Приложение №3).

       ВЫВОД: Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

                                                     3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

* История красок началась вместе с появлением человека.

 * Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

 * Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

 * В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

 * Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

 * В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовать рисунки и сравнить их.

                                                    4.Список используемой литературы:

1. «365 научных экспериментов». – М.: ЗАО «РОСМЭН -- пресс», 2010. – С.149.

       2.Энциклопедия «почемучки»

           3. Шалаева Г.П.  Новейший справочник дошкольника. Наука и жизнь. ­–  2000. – №6

           4. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...

Исследовательский проект для районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» - «Пластилин открывает свои секреты» .

Исследовательский проект "Пластилин открывает свои секреты". С данным проектом моя воспитанница Еремеева Варвара участвовала в районной научно - практической конференции "Перве шаги в н...

Исследовательский проект "Его величество - яйцо" для научно-практической конференции "Первые шаги в науку".

Яйцо - символ жизни. Оно стало персонажем многих сказок, произведений художников, скульпторов, ювелиров, писателей. Но загадки, связанные с яйцом, разгаданы далеко не все. Куриное яйцо - это чудо прир...