ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по рисованию на тему
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_i_osobennosti_ego_vospriyatiya_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку её результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребёнок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное-это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребёнка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребёнок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребёнка и, возможно, необычной для всех остальных форме.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребёнка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координаций движений, накоплению цветового опыта, Ребёнок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко жёлтое. Выбери краску жёлтую».
* Период раннего и младшего возраста, где всё внимание ребёнка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными.
* Третий год детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав чёрную краску, маленький художник ведёт кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребёнок приговаривает: « Кап, кап, шлёп, шлёп. Это дождик». –Какого он цвета?»-«Чёрный - потому что туча». Меняет цвет. Теперь она жёлтая. «Жёлтый, потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен, с той лишь разницей, что ребёнок даёт характеристику цвета и высказывает своё отношение к нему.
* В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребёнок может самостоятельно выбрать красный, жёлтый и зелёный цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. Их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного и зелёного цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяется наиболее часто встречающиеся. Такие, как: красный – Дед Мороз, помидоры; оранжевый – апельсин; жёлтый – солнце, цветок; зелёный – лягушка, трава; голубой – вода, небо; синий – море; фиолетовый – (наиболее трудный) свекла, баклажан.
*К четырём-пяти годам, как только ребёнок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Вывески и цветовое оформление закусочных «Макдоналдс» умело сочетают в себе красный и жёлтый цвета, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей. Ребёнок усваивает, что это не только цвета яркие, но ещё и вкусные, приятные. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби говорить не приходиться. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение чёрному, коричневому и зелёному.
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится –не нравится», «красиво - не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением тёмных цветов: чёрные линии, чёрные или тёмно-коричневые образы животных, людей.
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать своё отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребёнка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребёнок мог творить, сначала его нужно научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребёнка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребёнка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью.
Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый, синий. Эти три цвета соответствуют трём краскам, из которых можно получать путём смешивания наибольшее количество цветов. Но всё – таки основными, главными цветами могут считаться четыре цвета – красный, жёлтый, зелёный и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырёх основных. В европейских языках только эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят в глубь времён. Все остальные цвета называются или составными словами (жёлто – зелёный, сине - зелёный), или словами, явно происходящими от слов, обозначающие конкретные предметы: оранжевый (orang-апельсин), фисташковый, лимонно – жёлтый и т. д.
Все эти цветовые характеристики интереснейшим образом воплощаются в детских живописных работах. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные , иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет. Особенно детей увлекает гуашь. Быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с лёгкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Манера письма тоже очень индивидуальна. Малыши стараются крепко удержать кисть в руке, сильно нажимая на неё. Каждый цвет звучит самостоятельно, ярко. Они припечатывают плоскость кисти к листу или плавно размазывают краску по всей поверхности. Иногда в загадочных каракулях взрослые угадывают реальные образы. Постепенно ребёнок овладевает навыками работы кистью и цветом. Он выбирает для себя собственную манеру письма и колорит.
Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребёнка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребёнка, будет зависеть и результат.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ.,под ред. Д. А. Шкловера. – М.,1964.
- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002.
- Приходько Е. Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. – Краснодар, 1993.