Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду.
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) по теме
Представлено перспективное планирование по изодеятельности (образовательная область "Художественное творчество") с использованием нетрадиционных техник рисования для всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_risovanie.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования.
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализующего его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается» маленькое произведение искусства.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.
Работая над темой: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» я убедилась, что дети любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Используемые техники для работы с детьми:
- Рисование пальчиком
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу, может проводить линии, закрашивать контур. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование методом тычка щетинной кисточкой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кончик кисти и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон поверхности.
- Рисование методом тычка ватной палочкой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку (кончик) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета. После работы палочки выкидываются.
- Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
5.Рисование штампиком (крышкой пластиковой бутылки, вырезанной печатью из картофеля (морковки), частью стирательной резинки)
Способ получения изображения: Приготавливается мисочка либо пластиковая коробочка, в которую наливается жидкая гуашь. Штампик опускается в гуашь, и с его помощью делается оттиск на бумаге.
6.Рисование свеча+акварельные краски
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
7.Рисование восковые мелки+акварельные краски
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
8.Кляксография (рисование по мокрому)
Способ получения изображения: Лист бумаги намачивают водой с помощью толстой кисточки или кусочка поролона, затем быстро капают чернила (тушь) или дотрагиваются кисточкой с чернилами. Чернила расплываются.
9.Кляксография (выдувание трубочкой)
Способ получения изображения: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную), лучше чернила или разбавленную тушь. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью.
10.Рисование кусочком картона
Способ получения изображения: Приготовить полоски толстого картона размером примерно 3*1 см
с запасом, конец полоски опустить в жидкую гуашь, и проводить линии на листе бумаги, слегка
нажимая. Для каждого цвета использовать свою полоску. Если картон размок, поменять на новую
сухую полоску.
11.Рисование школьным мелом (тонирование бумаги)
Способ получения изображения: Положить мел плашмя (боком) на лист бумаги, и равномерно
закрасить лист бумаги, после растереть сухой салфеткой из ткани.
12.Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый
листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
13.Монотипия
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисова6ния каждой
части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Предлагаю вашему вниманию разработанное мною календарное планирование занятий с детьми по образовательной области «Художественное творчество» с использованием нетрадиционных техник рисования для всех возрастных групп.
Младшая группа.
месяц | тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | материалы |
сентябрь | «Красивое ведерко для друга» | Рисование пальчиком | Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику, чувство ритма и цветовосприятия | Силуэт ведерка их бумаги, гуашевые краски, тканевая салфетка, игрушка-персонаж, игрушечное ведро без рисунка |
октябрь | «Рябинка» | Рисование пальчиком | Учить технике пальчикового рисования; учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; развивать мелкую моторику, чувство ритма и цветовосприятия | Альбомный лист формата А-4 с нарисованной веточкой рябины без ягод, гуашевые краски, салфетка из ткани, игрушка-птичка, гроздь рябины (можно иллюстрация) |
ноябрь | «Угостим маму вкусным виноградом» | Рисование пальчиком | Продолжать учить технике пальчикового рисования; учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; развивать мелкую моторику (рисование в определенном месте), чувство ритма и цветовосприятия | Альбомный лист формата А-4 с нарисованным силуэтом грозди винограда, гуашевые краски, салфетка из ткани, виноград (муляж), игрушка-персонаж |
декабрь | «Солнышко лучистое» | Рисование пальчиком | Продолжать учить рисовать пальцем – проводить прямые линии в соответствующем направлении, развивать мелкую моторику | Альбомный лист формата А-4 с нарисованным кругом желтого цвета, гуашевые краски, салфетка из ткани, игрушка-персонаж |
январь | «Колобок улыбается» | Рисование пальчиком | Продолжать учить рисовать пальцем –рисовать округлую форму и закрашивать ее, развивать мелкую моторику и цветовосприятие, развивать самостоятельность в творчестве | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, салфетка из ткани, книжка с иллюстрациями «Колобок» |
февраль | «Конфеты для гостей» | Техника печатания пробкой. | Познакомить со способом рисования – печать с помощью пластмассовой пробки. Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность, чувственно-эмоциональное восприятие действительности. | Альбомный лист формата А-4 с нарисованной коробкой конфет (с отдельными ячейками), разбавленные гуашевые краски в отдельной мелкой посуде, салфетка их ткани, пустая коробка из-под конфет |
март | «Цветы для любимой мамочки (мимоза)» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Познакомить с техникой тычка, расширять знания об окружающем мире, формировать чувство композиции и ритма, самостоятельность в выборе красок | Альбомный лист формата А-4 , гуашевые краски, кисточка для рисования и для клея, салфетка из ткани, вода, изображение цветов (мимозы) |
апрель | «Укрась лошадку» | Рисование ватной палочкой | Познакомить со способом рисования ватной палочкой, расширять знания об окружающем мире (знакомство с дымковской игрушкой), формировать чувство композиции и ритма, развивать мелкую моторику и цветовосприятие | Силуэт лошадки из бумаги, гуашевые краски, ватные палочки , дымковская лошадка (глиняная игрушка и иллюстрации) |
май | «Одуванчики в траве» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Продолжать знакомить с техникой тычка, расширять знания об окружающем мире, формировать чувство композиции и ритма, самостоятельность в выборе красок | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея, салфетка из ткани, вода, иллюстрации одуванчиков |
Средняя группа.
месяц | тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | материалы |
сентябрь | «Какое бывает небо» | Рисование «по мокрому» поролоном | Знакомство с новым видом рисования – рисование «по мокрому» поролоном. Расширять знания детей об окружающем мире. Расширять знания детей о цветовой гамме. | Альбомный лист формата А-4, разведенные чернила или гуашь, фотографии неба в разное время суток. |
октябрь | «Осенний клен» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Продолжать знакомство с техникой «тычок», расширять представления об окружающем мире, развивать цветовосприятие, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея, репродукции картин «Золотая осень» |
ноябрь | «Бабочка» | Монотипия | Познакомить с новым способом рисования – монотипия, развивать цветовосприятие, пространственное мышление, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка, иллюстрации бабочек |
декабрь | «Рыбки в аквариуме» | Рисование пальчиком | Продолжать учить рисовать пальчиком, развивать представления об окружающем мире, развивать мелкую моторику | Альбомный тонированный лист формата А-4 гуашевые краски, салфетка из ткани, иллюстрации рыб в воде |
январь | «Нарядная елка» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть), использование штампа из резинки | Совершенствовать умение рисовать методом тычка, развивать цветовосприятие, чувство композиции, познакомить со способом рисования штампом, развивать самостоятельность | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточки для клея, штамп из резинки, салфетка из ткани |
февраль | «Моя любимая мягкая игрушка» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Совершенствовать умение рисовать методом тычка, развивать чувство композиции, учить дополнять рисунок мелкими деталями, развивать фантазию | Альбомный лист формата А-4, вода, гуашевые краски, кисточка для клея, мягкие игрушки |
март | «Мимоза для мамы» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Совершенствовать умение рисовать методом тычка, развивать чувство композиции, цветовосприятия, вызывать эмоциональную отзывчивость | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея и рисования, вода, иллюстрации мимозы |
апрель | «Дерево дружбы» (коллективное рисование) | Рисование ладошкой | Познакомить со способом рисования ладошкой, развивать чувство композиции и цвета, развивать чувство заинтересованности в конечном результате | Альбомный лист формата А-3, гуашевые краски, кисточка, салфетка из ткани |
май | «Волшебные цветы» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть, ватные палочки) | Продолжать знакомство с методом рисования тычком и ватными палочками, развивать чувство композиции и цветовосприятия, развивать мелкую моторику | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея, ватные палочки, вода |
Старшая группа.
месяц | тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | материалы |
сентябрь | «Осеннее дерево» | Монотипия | Совершенствовать способом рисования – монотипия, развивать цветовосприятие, пространственное мышление, интерес к творческой деятельности, | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка, вода, иллюстрации деревьев |
октябрь | «Медвежонок с мячом» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Совершенствовать умение рисовать методом тычка, развивать чувство композиции, цветовосприятия, вызывать эмоциональную отзывчивость | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея, вода, мягкая игрушка медведь |
ноябрь | «Цветы на полянке» | Рисование пальчиком | Продолжать учить рисовать пальчиком, развивать представления об окружающем мире, развивать мелкую моторику | Альбомный тонированный лист формата А-4, гуашевые краски, салфетка из ткани, вода |
декабрь | «Елочка» | Использование штампа из резинки | Продолжать знакомство с методом рисования с использованием штампика, развивать чувство ритма, усидчивость, цветовосприятие, самостоятельность в творчестве | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, штамп из резинки, салфетка из ткани, вода |
январь | «Снежинки за окном» | Смешанная техника (свеча+акварельные краски) - фотокопия | Познакомить с новым способом рисования – фотокопией, вызывать интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительными материалами | Альбомный лист формата А-4, акварельные краски, свеча, кисточка, вода, схематичное изображение снежинок |
февраль | «Белоснежный лебедь» | Рисование ладошкой | Продолжать знакомство со способом рисования ладошкой, учить анализировать предметы окружающего мира, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве | Альбомный тонированный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка, салфетка из ткани, иллюстрации лебедя |
март | «Тюльпаны для мамочки» | Рисование пальчиком. Рисование школьными мелками. | Познакомить с возможность тонирования бумаги с помощью школьного мела (мела для доски). Совершенствовать умение рисовать пальчиком. Развивать чувство композиции и цветовосприятия, развивать самостоятельность в творчестве, эмоциональную отзывчивость. | Альбомный лист формата А-4, школьные мелки, гуашевые краски, салфетка из ткани, вода |
апрель | «Сказочный город» | Рисование кусочком картона | Познакомить со способом рисования картоном. Учить анализировать предметы из окружающего мира, развивать композиционные навыки, развивать фантазию, цветовосприятие. | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кусочки картона в виде небольших полосок |
май | «Сказочный дворец» | Смешанная техника (восковые мелки+акварель) | Совершенствовать умение рисовать в смешанной технике. развивать фантазию, цветовосприятие, побуждать к самостоятельному выполнению замысла. | Альбомный лист формата А-4, акварельные краски, восковые мелки, кисточка, вода |
Подготовительная группа.
месяц | тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | материалы |
сентябрь | «Осенний лес» | Отпечатки листьев | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Альбомный лист формата А-4, листья разных пород деревьев, гуашевые краски, кисточки, репродукции картин художников на тему «Золотая осень» |
октябрь | «Кошка с котенком» | Техника тычок (жесткая полусухая кисть) | Совершенствовать умение рисовать методом тычка, развивать чувство композиции, побуждать к самостоятельному замыслу сюжета, дополнению рисунка мелкими деталями. | Альбомный тонированный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка для клея и для рисования, вода |
ноябрь | «Цветы в вазе» | Кляксография | Познакомить с кляксографией, показать ее выразительные возможности, развивать чувство композиции и цвета, развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, разбавленные чернила или тушь, кисточка, вода, гуашевые краски |
декабрь | «На дне морском» | Кляксография, рисование пальцем | Продолжать знакомить детей с кляксографией и способом рисование пальцем; развивать чувство композиции и цвета, развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, разбавленные чернила или тушь, гуашевые краски, кисточка, вода |
январь | «Загадочные деревья» | Кляксография, выдувание из трубочки | Продолжать знакомить детей с кляксографией, познакомить со способом рисования – выдувание из трубочки, развивать мышцы рта, тренировать дыхание,развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, разбавленная тушь или чернила, кисточка, трубочка для выдувания, вода |
февраль | «Волшебная змейка» | Рисование ватной палочкой | Продолжать знакомство с способом рисования ватной палочкой, развивать чувство композиции,усидчивость, мелкую моторику, | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, кисточка, ватные палочки, вода |
март | «Цветы в вазе» | Рисование пальцем (или штампом) | Совершенствовать один из способов рисования (пальцем или штампом), развивать самостоятельность в творчестве, интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, штамп из резинки, салфетка из ткани, вода |
апрель | «Деревья в воде» | Смешанная техника (восковые мелки+акварель+ поролон) | Совершенствовать способ рисования в смешанной технике, закреплять знания детей о перспективе, линии горизонта, закреплять умение рисовать деревья, развивать интерес к творческой деятельности | Альбомный лист формата А-4,акварельные краски, восковые мелки кисточка кусочек поролона, вода, иллюстрации с изображением половодья |
май | «Составь узор» | Использование штампа из овощей | Познакомить с техникой рисования печатками из овощей, развивать воображение и инициативу, учить составлять узор самостоятельно в соответствии с заданием, развивать чувство цветовосприятия | Альбомный лист формата А-4, гуашевые краски, вырезанный штамп из картофеля или морковки, вода, салфетка из ткани |
Используемая литература:
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования», изд. «Каро», СПб, 2007
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, «Изд. Скрипторий 2003», 2007
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразите...
Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду
Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду...
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Необычные способы рисования способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. Истинная ценность такого вида деятельности заклю...
Статья "Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду"
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удо...
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду»
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразите...
Консультация для родителей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома".
Консультация для родителей...
«Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду и дома»
Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет восхищает. Важную роль игр...