Кружок ""Чудотворцы"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме
План работы кружка для старшей группы детей. Развивает мелкую моторику рук при помощи нетрадиционных видов рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к 1году обучения
Техника Фроттаж, техника рисования манкой, обрывная аппликация в дошкольном учреждении – одни из видов наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем, в этих видах разнообразных техник заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно – эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Можно отметить наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией ребёнка и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс выполнения техники Фроттаж, обрывной аппликации и техники рисования манкой в изобразительной деятельности вовлекает в работу движение рук, ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, речь, мышление и воображение. Чем глубже познаются эти виды изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим дошкольникам.
Название «фроттаж» произошло от французского trotter — «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв её листом и заштриховав поверхность. Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы.
Рисование манкой – довольно популярное занятие. Чем же оно привлекательно? Во-первых, в процессе манипуляций манкой дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов; во-вторых, рисование манкой оказывает положительное влияние на мелкую моторику; экологической чистотой, в-третьих, множеством техник для детей любого возраста.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Аппликацией любят заниматься все дети. Видов аппликации огромное множество.
Исходя, из этого работа в данном направлении является, актуальной.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук и формирование эстетического вкуса у дошкольников.
Для достижения этой цели ставим следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
5.Использовать последовательность, целенаправленность художественного восприятия произведения искусств;
6.Формировать умение художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ;
7.Способность использовать средства выразительности, понимания особенностей живописного колорита.
Первый год обучения рассчитан на детей 5 - 6 лет, старшая группа детского сада. Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю всей группой детей.
1.Техника «фроттаж» - 9 часов.
Теория: Познакомить детей с новым видом творчества, показать разные способы нанесения оттисков на бумаге: трафареты, монеты, рельефная ткань, расчёска, крышечка с выбитым узором и т.д.
Практическая работа: Предложить детям изготовить поделки разными способами, применять собственные фантазии. Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Научить детей производить натирание — фроттаж — аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней.
Умения и навыки: уметь выбирать цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавлять и накладывать друг на друга.Подобрав несколько подходящих предметов, экспериментировать с ними; уметь использовать карандаши разной мягкости; уметь штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета; уметь получать живое и точное изображение растительных форм, Фроттируя листья и другие растительные элементы. Для цветочного коллажа эта техника интересна ещё и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками, понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.
2. Аппликация обрывная – 10часов.
Теория: познакомить с новыми видами, разными способами создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для придачи фактуры, вырезание симметричное, свободное сочетание разных техник). Обрывная аппликация помогает развивать тактильную чувствительность, координацию движения, а значит и работу нашего головного мозга. А ещё она помогает развитию творческой активности, ассоциативного мышления, что немаловажно в дальнейшем процессе обучения.
Практическая работа: показать детям возможность создания образов разных животных (зайчик, лошадка); учить детей передавать пространственные представления (рядом - сбоку, справа - слева, ближе - дальше; учить детей с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Научить разным приёмам декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции.
Умения и навыки: умение пользоваться бумагой, формами для выполнения аппликации, клеем, кисточками, ножницами. Уметь создавать образы животных (зайчик, лошадка); Уметь самостоятельно сочетать разные способы обрывной аппликации: 1) цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру; модульная аппликация из мелких кусочков бумаги. Уметь самостоятельно изготавливать панорамные открытки с изображением праздничной нарядной ёлки, с подвижными элементами, вырезать сложные формы по нарисованному контуру или на глаз, оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Уметь вырезать тюльпаны – венчики цветов, листья и стебельки; применять разные приёмы декорирования цветка (накладная аппликация, обрывная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов.
3..Рисование манкой – 12 часов
Практическая работа: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы Рисование манкой - достаточно увлекательное занятие. Дети, занимающиеся таким творчеством, получают не только удовольствие, но и пользу, так как крупицы манки хорошо развивают мелкую моторику. Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребёнка - но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а, следовательно, и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и его психике ребёнка - как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.
Умения и навыки: умение аккуратно выполнять работу с клеем для получения желаемого рисунка; умение рисовать клеем по заранее нанесённому рисунку; умение, не давая клею засохнуть, насыпать на клей манку (по рисунку) в один или несколько раз;
4. Итоговое занятие – 1 час
Предполагаемый результат 1года обучения:
- наличие навыков свободно пользоваться ножницами, самостоятельно предавать нужную форму из бумаги, аккуратно пользоваться клеем;
- умение рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листке для выполнения работы;
- умение пользоваться красками, кисточками разных размеров;
- умение из комочков цветной бумаги или бумажной салфетки разных цветов изготовить поделки, опираясь в своей работе на фантазию и показанный образец;
- умение делать оттиски из предложенных педагогом разных видов трафаретов;
- умение наносить манку на рисунок , раскрашивание красками по манке разными цветовыми гаммами;
- умение делать более сложные игрушки и композиции разными способами, согласно инструкции взрослого;
- умение выполнять работу в определённой последовательности;
- желание заниматься творчеством в свободное время.
Программа составлена согласно требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г.№ 28-02-484/16]. В основу программы положены следующие работы
1. Выготский, Л.С. [Текст] «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с
2. Галанов, А.С. Корнилова С.Н., Куликова С.Л., [Текст] «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» [А.С.Галанов,С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова. – Москва: творческий центр «Сфера», 1999. -198 с. 3. Климова, Е.П. [Текст] "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" \ Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с.
4. Казакова, Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. [Текст] "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" \ Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
5. Козакова, Т.Г. [Текст] «Развивайте у дошкольников творчество» /Т.Г. Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с.
6. Козакова, Т.Г. [Текст] «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение», 1985. -280 с.
7. Тюфанова, И.В. [Текст] "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников" / И.В. Тюфанова. – Санкт –Петербург: "Детство – Пресс", 2004. -80 с.
8. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192с.;
9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2009.- 208с., переиздание.
10. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 160с.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.
Методы обучения: индивидуальный, групповой, практический, наглядный.
Формы обучения: игры, загадки, беседы, практические упражнения для обработки необходимых навыков.
Рабочие материалы: ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея, цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага; краски – гуашевые и акварельные, мягкие кисточки разных размеров, губки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, салфетки разных цветов, манная крупа, трафареты (монетки, листья, ткань с выбитым рисунком, ткань грубого плетения), трафареты из бросового материала (решётки, коробочки с крупным рисунком, расчёска, и т.д.), ватман.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Тематическое планирование
Первый год обучения
Название тем и разделов | Общее количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1.Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | -- |
2.Техника «Фроттаж» | 9 | 2.5 | 6.5 |
3.Аппликация обрывная. |
10 | 2.5 | 7.5 |
4.Рисование манкой | 12 | 2 | 10 |
5.Итоговое занятие | 1 | -- | 1 |
Всего: | 32 | 7 | 25 |
Календарно-тематическое планирование
1год обучения
№ п/п | Содержание разделов и тем | Всего часов | Теорети-ческих | Практи-ческих | Дата проведения |
1 | 1.Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | -- | |
Тема 1.1 Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | -- | ||
2 | 2.Техника «Фроттаж» | 9 | 2.5 | 6.5 | |
Тема 2.1Знакомство с новым видом техники «Осенние листья» | 1.5 | 0.5 | 1 | ||
Тема 2.2 «Монетки» | 1 | -- | 1 | ||
Тема 2.3 «Весёлые картинки (трафареты)» | 1.5 | 0.5 | 1 | ||
Тема 2.4 «Фантазёры» (разные виды оттисков, ) | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
Тема 2.5 «Грибочки» (оттиски с ткани) | 1 | 0.5 | 0.5 | ||
Итоговое занятие тема 2.6 «Волшебная картина» | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
3 | 3.Аппликация обрывная. | 10 | 2.5 | 7.5 | |
Тема 3.1 «Новогодняя открытка» | 1 | 0.5 | 0.5 | ||
Тема 3.2 «Открытка для папы» | 1 | -- | 1 | ||
Тема 3.3 «Зайчик» | 1 | 0.5 | 0.5 | ||
Тема 3.4 «Весёлая лошадка» | 1 | 0.5 | 0.5 | ||
Тема 3.5 «Снеговик» | 1 | -- | 1 | ||
Тема 3.6 «Три медведя» | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
Тема 3.7 «Колобок» | 1 | -- | 1 | ||
3.8 Итоговое занятие. Коллективная работа «В гостях у сказки «Маша и Медведь» | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
4 | 4.Рисование манкой | 12 | 2 | 10 | |
Тема 4.1 «Открытка для мамы ко дню матери» |
2 | 0.5 | 1.5 | ||
Тема 4.2 «Аквариум» | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
Тема 4.3 «Цыплёнок» | 1.5 | -- | 1.5 | ||
Тема 4.4 «Радуга - дуга» | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
Тема 4.5 «Азбука» | 1.5 | -- | 1.5 | ||
Итоговое занятие тема 4.6Коллективная работа «Цветочная поляна» | 3 | 0.5 | 2.5 | ||
5.Итоговое занятие | 1 | -- | 1 | ||
Тема5.1 «Лето…..» | 1 | -- | 1 | ||
Всего: | 32 | 7 | 25 |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников №30 «Веселинка»
«Чудотворцы»
программа кружковой работы
1год обучения
Автор – составитель:
Котова Ирина Юрьевна - воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "День Святителя Николая Чудотворца"
В этой консультации рассказывается о истории возникновения этого православного праздника....
План Мероприятий по подготовке и проведению праздников Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников в старшей группе «Капитошка»
Документ содержит план мероприятий по подготовке и проведению праздников Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников в старшей группе «Капитош...
План Мероприятий по подготовке и проведению праздника Святителя Николая Чудотворца во второй младшей группе «Светлячок»
План мероприятий по подготовке и проведению праздника Святителя Чудотворца во второй младшей группу .с 16.12. по 19.12 2019г....
Мастер-класс "Изготовление фигурки Николая Чудотворца"
В преддверии декабря можно поговорить с детьми о Николае Чудотворце, чей образ в России всегда сравнивают с образом деда Мороза. Рассказать детям житии святого, его доброте и щедрости, поиграть в игру...
Занятие в разновозрастной группе «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы»
8 июля, вся Россия отмечает День семьи, любви и верности. В России, как праздник, он был введен совсем недавно – в 2008 году, хотя история этого дня уходит своими корнями глубоко в прошлое...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Чудотворца Николая – дети ждут, любят, величают!»
Образовательные задачи:- приобщать детей к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа на примере Дня Святителя Николая Чудотворца; - расширить пр...
Проект "Православные храмы города Ессентуки. Храм Святого Николая Чудотворца"
Церковь Святого Николая Чудотворца в Ессентуках — старейшее здание города, которому посчастливилось сохраниться до наших дней.Никольская церковь была заложена волжскими казаками в...