Кружок ""Чудотворцы"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) по теме

Котова Ирина Юрьевна

План работы кружка для старшей группы детей. Развивает мелкую моторику рук при помощи нетрадиционных видов рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        к 1году обучения        

Техника Фроттаж, техника рисования манкой,  обрывная аппликация в дошкольном учреждении – одни из видов наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем, в этих видах разнообразных техник  заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно – эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

Можно отметить наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией ребёнка и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс выполнения техники Фроттаж, обрывной аппликации и техники рисования манкой в изобразительной деятельности вовлекает в работу движение рук, ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, речь, мышление и воображение. Чем глубже познаются  эти  виды  изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим дошкольникам.

 Название «фроттаж» произошло от французского trotter — «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв её листом и заштриховав поверхность. Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы.

Рисование манкой – довольно популярное занятие. Чем же оно привлекательно? Во-первых, в процессе манипуляций манкой дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов; во-вторых, рисование манкой оказывает положительное влияние на мелкую моторику; экологической чистотой, в-третьих, множеством техник для детей любого возраста.

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Аппликацией любят заниматься все дети. Видов аппликации огромное множество.

Исходя, из этого работа в данном направлении является, актуальной.

Цель: создание условий для целенаправленной  работы по развитию мелкой моторики рук и формирование эстетического вкуса у дошкольников.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5.Использовать последовательность, целенаправленность художественного восприятия произведения искусств;

6.Формировать умение художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ;

7.Способность использовать средства выразительности, понимания особенностей живописного колорита.

Первый  год обучения рассчитан на детей 5 - 6 лет, старшая группа детского сада. Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю всей группой детей.

1.Техника «фроттаж» - 9 часов.

Теория: Познакомить детей с новым видом творчества, показать разные способы нанесения оттисков на бумаге: трафареты, монеты, рельефная ткань, расчёска, крышечка с выбитым узором и т.д.

Практическая работа: Предложить детям изготовить поделки разными способами, применять собственные фантазии. Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Научить детей  производить натирание — фроттаж —  аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней.

Умения и навыки: уметь выбирать  цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавлять и накладывать друг на друга.Подобрав несколько подходящих предметов, экспериментировать с ними; уметь  использовать карандаши разной мягкости; уметь штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета; уметь получать живое и точное изображение растительных форм, Фроттируя листья и другие растительные элементы. Для цветочного коллажа эта техника интересна ещё и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками, понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

2. Аппликация  обрывная – 10часов.

Теория: познакомить с новыми видами, разными способами создания выразительного образа (обрывание, выщипывание  или сминание бумажной формы для придачи фактуры, вырезание симметричное, свободное сочетание разных техник). Обрывная аппликация помогает развивать тактильную чувствительность, координацию движения, а значит и работу нашего головного мозга. А ещё она помогает развитию творческой активности, ассоциативного мышления, что немаловажно в дальнейшем процессе обучения.

Практическая работа:  показать детям возможность создания образов разных животных (зайчик, лошадка); учить детей передавать пространственные представления (рядом -  сбоку, справа -  слева, ближе -  дальше; учить детей  с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Научить разным приёмам декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции.

Умения и навыки: умение пользоваться бумагой, формами для выполнения аппликации, клеем, кисточками, ножницами.  Уметь создавать образы животных (зайчик, лошадка); Уметь  самостоятельно сочетать разные способы обрывной аппликации: 1) цельный силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контуру;  модульная аппликация из мелких кусочков бумаги. Уметь самостоятельно изготавливать панорамные открытки с изображением праздничной нарядной ёлки, с подвижными элементами, вырезать сложные формы по нарисованному контуру или на глаз, оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Уметь вырезать тюльпаны – венчики цветов, листья и стебельки; применять разные приёмы декорирования цветка (накладная аппликация, обрывная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек и прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов.

3..Рисование манкой – 12 часов

Практическая работа: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы Рисование манкой - достаточно увлекательное занятие. Дети, занимающиеся таким творчеством, получают не только удовольствие, но и пользу, так как крупицы манки хорошо развивают мелкую моторику. Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребёнка - но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а,  следовательно, и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и его психике ребёнка - как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.

Умения и навыки: умение  аккуратно выполнять работу с клеем для получения желаемого рисунка; умение  рисовать клеем по заранее нанесённому рисунку; умение, не давая клею засохнуть, насыпать на клей манку (по рисунку) в один или несколько раз;

4. Итоговое занятие – 1 час

 

                 

Предполагаемый результат 1года обучения:

  1. наличие навыков свободно пользоваться ножницами, самостоятельно предавать нужную форму из бумаги, аккуратно пользоваться клеем;
  2. умение рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листке для выполнения работы;
  3. умение пользоваться красками, кисточками разных размеров;

 

  1. умение из комочков цветной бумаги или бумажной салфетки разных цветов изготовить поделки, опираясь в своей работе на фантазию и показанный образец;
  2. умение делать оттиски из предложенных педагогом разных видов трафаретов;
  3. умение наносить манку на рисунок , раскрашивание красками по манке разными цветовыми  гаммами;
  4. умение делать более сложные игрушки и композиции разными способами, согласно инструкции взрослого;
  5. умение выполнять работу в определённой последовательности;
  6. желание заниматься творчеством в свободное время.

       

Программа составлена согласно требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г.№ 28-02-484/16]. В основу программы положены следующие работы

1. Выготский, Л.С. [Текст]   «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. -  Москва: «Просвещение», 1991. -168 с

2. Галанов, А.С. Корнилова С.Н., Куликова С.Л., [Текст] «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» [А.С.Галанов,С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова. – Москва: творческий центр «Сфера», 1999. -198 с.                                      3. Климова, Е.П. [Текст] "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" \ Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с.

4. Казакова, Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. [Текст]  "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" \ Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

5. Козакова, Т.Г. [Текст]   «Развивайте у дошкольников творчество» /Т.Г. Козакова. -  Москва,  «Просвещение»  1985.-260 с.

6.  Козакова, Т.Г. [Текст]   «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение»,  1985.       -280 с.

7.  Тюфанова, И.В. [Текст]  "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников" / И.В. Тюфанова. – Санкт –Петербург: "Детство – Пресс", 2004. -80 с.

8. Лыкова, И.А.  Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192с.;

9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. [Текст]  / И.А.Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2009.- 208с., переиздание.

10. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.  [Текст]  / И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 160с.

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.

Методы обучения: индивидуальный, групповой, практический, наглядный.

Формы обучения: игры, загадки, беседы, практические упражнения для обработки необходимых навыков.

Рабочие материалы: ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея, цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага; краски – гуашевые и акварельные, мягкие кисточки разных размеров, губки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, салфетки разных цветов, манная крупа, трафареты (монетки, листья, ткань с выбитым рисунком, ткань грубого плетения), трафареты из бросового материала (решётки, коробочки с крупным рисунком, расчёска, и т.д.), ватман.

Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

                                    Тематическое планирование

                                   Первый  год обучения

Название тем и разделов

Общее количество часов

Теоретические часы

Практические часы

1.Вводное занятие, ТБ

1

1

--

2.Техника «Фроттаж»

9

2.5

6.5

3.Аппликация обрывная.

         

          10

           2.5

          7.5

4.Рисование манкой

12

2

10

5.Итоговое занятие

1

--

1

                                     

                                 Всего:

32

7

25

                     Календарно-тематическое планирование

                                       1год обучения

 п/п

Содержание разделов и тем

Всего часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Дата   проведения

1

1.Вводное занятие, ТБ

1

1

--

Тема 1.1 Вводное занятие, ТБ

1

1

--

2

2.Техника «Фроттаж»

9

2.5

       6.5

Тема 2.1Знакомство с новым видом техники «Осенние листья»

1.5

0.5

1

Тема 2.2 «Монетки»

1

--

         1

Тема 2.3 «Весёлые картинки (трафареты)»

1.5

0.5

         1

Тема 2.4 «Фантазёры»

(разные виды оттисков, )

2

0.5

         1.5

Тема 2.5 «Грибочки» (оттиски с ткани)

1

0.5

         0.5

Итоговое занятие тема 2.6

«Волшебная картина»

2

0.5

        1.5

3

3.Аппликация обрывная.

   10

      2.5

        7.5

Тема 3.1 «Новогодняя открытка»

      1

      0.5

        0.5

Тема 3.2 «Открытка для папы»

      1

        --

         1

Тема 3.3 «Зайчик»

     1

       0.5

       0.5

Тема 3.4 «Весёлая лошадка»

     1

      0.5

       0.5

Тема 3.5 «Снеговик»

     1

       --

        1

Тема 3.6 «Три медведя»

     2

      0.5

      1.5

Тема 3.7 «Колобок»

     1

       --

        1

3.8 Итоговое занятие. Коллективная работа «В гостях у сказки «Маша и Медведь»

     2

     0.5

      1.5

4

4.Рисование манкой

    12

      2

      10

Тема 4.1 «Открытка для мамы ко дню матери»

   

    2

     0.5

      1.5

Тема 4.2 «Аквариум»

    2

     0.5

      1.5

Тема 4.3 «Цыплёнок»

    1.5

     --

      1.5

Тема 4.4 «Радуга - дуга»

     2

     0.5

      1.5

Тема 4.5 «Азбука»

    1.5

      --

      1.5

Итоговое занятие тема 4.6Коллективная работа «Цветочная поляна»

     3

     0.5

      2.5

5.Итоговое занятие

     1

      --

       1

Тема5.1 «Лето…..» 

     1

      --

       1

                       Всего:

   32

      7

      25

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников №30 «Веселинка»

«Чудотворцы»

программа кружковой работы

1год обучения

                                       Автор – составитель:

                                                                  Котова Ирина Юрьевна - воспитатель

                                            Юрга 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "День Святителя Николая Чудотворца"

В этой консультации рассказывается о истории возникновения этого православного праздника....

План Мероприятий по подготовке и проведению праздников Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников в старшей группе «Капитошка»

Документ содержит план мероприятий по подготовке и проведению праздников  Дня Святителя Николая Чудотворца, новогодних и рождественских праздников  в старшей  группе «Капитош...

План Мероприятий по подготовке и проведению праздника Святителя Николая Чудотворца во второй младшей группе «Светлячок»

План мероприятий по подготовке и проведению праздника Святителя Чудотворца во второй младшей группу .с 16.12. по 19.12 2019г....

Мастер-класс "Изготовление фигурки Николая Чудотворца"

В преддверии декабря можно поговорить с детьми о Николае Чудотворце, чей образ в России всегда сравнивают с образом деда Мороза. Рассказать детям житии святого, его доброте и щедрости, поиграть в игру...

Занятие в разновозрастной группе «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы»

8 июля, вся Россия отмечает День семьи, любви и верности. В России, как праздник, он был введен совсем недавно – в 2008 году, хотя история этого дня уходит своими корнями глубоко в прошлое...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Чудотворца Николая – дети ждут, любят, величают!»

Образовательные задачи:- приобщать детей к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа на примере Дня Святителя Николая Чудотворца;  - расширить пр...

Проект "Православные храмы города Ессентуки. Храм Святого Николая Чудотворца"

Церковь Святого Николая Чудотворца в Ессентуках — старейшее здание города, которому посчастливилось сохраниться до наших дней.Никольская церковь была заложена волжскими казаками в...