Дымковская игрушка
план-конспект занятия по рисованию по теме
Знакомство детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия 03.07.2013 г. | 27.47 КБ |
Рисунки дымковской игрушки 03.07.2013 г. | 600.8 КБ |
Комплексное занятие в средней группе 03.07.2013 г. | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Ярмарка дымковских игрушек.
Цели:
- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материалы к занятию:
Краски – гуашь, кисточки, вырезанные силуэты дымковских игрушек, сами игрушки.
Ход занятия.
Звучит «Камаринская», воспитатель в русском народном костюме созывает детей:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
Воспитатель: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой.
Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
Давайте получше присмотримся к игрушкам, постараемся понять, что хотела передать нам мастерица рукодельница Дымки.
Дети (ранее подготовленные) берут в руки игрушки и начинают их «расхваливать».
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
У меня есть дружок -
Златогривый конюшок,
Эх, свистну, гикну, прокачусь.И обратно ворочусь”.
(Л. Дьяконов)
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т.А. Маврина)
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый…) Да, все игрушки расписаны яркими красками.
Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.
А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.
Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски…) Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
Это у нас – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились?
А сейчас вы сможете расписать любую игрушку, которая вам понравилась. Рисовать будете гуашью, передавая характерные узоры дымковских игрушек. Работу выполняйте аккуратно, точно.
Дети рисуют.
Выполненные работы складываются на один стол. Начинается ярмарка.
Воспитатель:
Пусть горят игрушки, пусть дарят тепло,
Празднику подружки, с ними так светло!
Солнце разгорается,
Наша ярмарка начинается!
Всех на ярмарку зовем!
Кончил дело, гуляй смело!
Звучит русская народная мелодия, дети проходят на ярмарку.
Собирайся народ, мастер торговать идет!
Каждый ребенок рассказывает, расхваливает свою игрушку. После этого проводится игра «Карусель».
Воспитатель: Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дымковская игрушка.
Программные задачи:
1. Обучающая: учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
2. Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
3. Воспитательная: воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.
Дидактический материал:
Дымковские игрушки.
Шаблоны на каждого ребёнка.
Ватные палочки.
Кисти, краски, салфетки.
Современные дудочки, свистульки.
Иллюстрации.
Аудиозапись
Словарная работа:
Активизация словаря: глиняные, свистулька, станки.
Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись.
Ход занятия:
1–я часть: Познавательное занятие «История дымковской игрушки».
Привлекаю внимание детей.
- Ребята посмотрите, что у меня в руках!
- Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.
Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.
- «Для ребят средней группы от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки? Приглашаю детей сесть на заранее приготовленные стульчики полукругом.
Дети садятся полукругом на стульчики. Посылку ставлю на столик перед детьми. Достаю несколько (2-3) народных игрушек, расставляю на столе. Дети рассматривают. Спрашиваю:
- Ребята, что это? (игрушки) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках?
- Эти игрушки сделаны из глины. Из чего сделаны игрушки? (из глины)
- Посмотрите. В руках у меня непростая игрушка, это свистулька. (Показываю, как можно свистеть на этой игрушке).
- Ребята, что у меня в руках? (свистулька). Из чего сделана свистулька? (ответы детей).
Если дети ошибаются в ответе, даю для сравнения свистульку из дерева.
Продолжаю рассказ.
- В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Слушаем запись игры на свистульке.
- Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы).
Рассматриваем с детьми современные свистульки, дудочки. Объясняю, что они сделаны из материала, который называется – пластмасс.
- Из чего сейчас делают свистульки, дудочки, свистки? (пластмасс)
- Придумывают игрушки люди, а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике. Машины эти называются – станки.
Показываю иллюстрацию станков.
- Где изготавливают сейчас игрушки, как называются машины, на которых делают игрушки? (ответы детей).
Затем ещё раз показываю народную игрушку – свистульку.
- Заводов по изготовлению игрушек раньше не было. Игрушки делали сами люди. Свистульки делали из дерева и глины (показываю).
- Из чего делали игрушки? (дерева, глины).
- Глину, как и дерево, всегда можно найти. Не только свистульки делали из дерева и глины, но и другие игрушки. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.
Достаю из посылки остальные игрушки, рассматриваем с детьми. Называю и показываю:
- Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.
- Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали.
- Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Расставляю игрушки на столах, дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.
Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю:
- Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки).
- Какого цвета? (ответы детей).
Продолжаю рассказ:
- Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.
- Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.
Физкультминутка под музыку:
(аудиозапись).
2–я часть: Раскрашивание шаблонов по мотивам дымковской игрушки.
- Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?
- Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе.
В конце занятии выставляю все работы, подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера.
После занятия, даю детям трудовое поручение.
- Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...