Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших и подготовительных групп
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему

НИКОЛАЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник рисования, которые проводятся два раза в месяц  в игровой форме. Занятия запланированы с  использованием разных материалов: карандашей, фломастеров, кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых  дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использование нетрадиционных техник: коллажа, граттажа, монотипии, кляксографии, штампования, ниткографии  - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Перспективное планирование адресовано для педагогов ДОУ работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_perspektivnoe_planirovanie_v_izo.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию

 с детьми старших  и подготовительных групп

Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию

 в старших группах

Месяц

Тема

Программное содержание

Материалы к занятию

Техника выполнения

Сентябрь

Что созрело в огороде?

Упражнять в рисовании восковыми мелками разных овощей. Научить тонировать рисунок акварелью (разноцветная скатерть).

Восковые мелки, акварель, кисти №4, листы формата А-4, различные овощи, образец.

Восковые мелки + акварель

Виноград

Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции.

Тонированные листы формата А-4, гуашь, кисти №3, штампы, гроздь винограда, образец.

Оттиск штампом

Октябрь

Осеннее дерево

Учить детей рисовать осеннее дерево, правильно передавая расположение частей, рисовать крону дерева и заполнять внутренне пространство, разноцветными оттисками поролона..

Мисочка в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона, листы формата А-4, акварель, кисти №3, образец.

Акварель + оттиск поролоном

Осенние листья

Познакомить детей с техникой печатанья листьями. Учить детей смешивать краски прямо на листьях, развивать цветовосприятие.

Листы формата А-4 тонированные в темные тона, опавшие листья, гуашь, кисти.

Печатанье листьями

Ноябрь

Заколдованные картинки

Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм.

Цветные карандаши, восковые мелки, краски. Листы А-4 с изображением разного количества геометрических форм, нарисованных цветными фломастерами.

Различные

Пасмурный осенний день

Учить детей передавать в рисунке картину природы, используя знакомый прием работы по мокрому слою, развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли.

Серые листы бумаги с широкой полосой земли; краски гуашь, мягкие кисти.

Декабрь

Снегопад

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита.

Репродукции картин, бумага  голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга.

Набрызг

Волшебные снежинки

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

Бумажные квадраты 20*20, разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; пастельные мелки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко».

Пастельные мелки

Январь

Птицы клюют ягоды на ветке

Воспитывать бережное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

Тонированные листы бумаги А-4, красная, розовая гуашь, налитая в мисочки, салфетки красного цвета (несколько штук), клей ПВА, кисть, клеенка, птички вырезанные из старых журналов, образцы с изображением ягод на ветках, фланелеграф, и вырезанные картинки.

Скатывание бумаги, рисование пальчиками

Усатый полосатый

Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Изображать образ в нетрадиционной технике, развивать чувство фактурности и обьемности.

Тонированные листы формата А-4, гуашь, кисти мягкие №3 и с жесткой щетиной, поролоновые тампоны, образец.

Оттиск поролоном, тычок полусухой кистью

Февраль

Сказочные птицы

Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения.

Тонированные листы формата А-4 или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук)

Отпечаток ладони

Чудесные превращения кляксы

Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Листы  формата А-4, краски - акварельные и гуашевые, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щётки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Кляксография с трубочкой

Удивительные пятна.

Продолжать формировать навыки рисования в нетрадиционной технике по сырой бумаге. Развивать воображение. Учить находить в размытых пятнах и кляксах знакомые образы и путем дорисовывания показать, кто спрятался в его пятне.

Листы  формата А-4, краски - акварельные, мягкие кисточки разных размеров, кусочки поролона для смачивания бумаги, карандаши фломастеры.

По сырому

Монотипия

Познакомить детей с новым видом нетрадиционного рисования. Развивать воображение, фантазию, чувство цвета и формы.

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Монотипия

Март

Весенние цветы для мамочки

Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы  через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Белая и светло-зеленая бумага формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, тампоны из поролона, трафареты, кисти.

Восковые мелки, акварель, печать по трафарету

Необычная посуда

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник.

Листы бумаги, гуашь, кисти, мисочки для печати по трафарету, посуда и ее рисунки, образцы. Различные предметы, которые можно обводить.

Знакомая форма – новый образ, печать по трафарету, печатками

Апрель

Что такое космос?

Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами. Закрепление навыков владения графическими материалами. Развивать у детей интерес фантазию.

Белая бумага формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, гуашь в мисочках для печати, штампы звезд.

Восковые мелки + акварель,

печать штампами

Бабочки

Совершенствовать умения детей в различных техниках. Развивать пространственное мышление, познакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки в природе и рисунке.

Вырезанные силуэты различных симметричных и не симметричных предметов (гриб, цветок, бабочка), простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, образцы.

Монотипия, «знакомая форма – незнакомый образ», обведение кисти рук

Май

Салют над городом

Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре.

Бумага темно-серая или синяя формата А-4, краски акварельные, гуашь разного цвета, мягкие кисти №3, жесткие кисти.

Тычок жесткой кистью

Чудесный май

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Бумага белая формата А-4, краски гуашевые и акварельные, палитры , кисти разных размеров, щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой.

Получение нового цвета, смешанные техники

Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию в подготовительных к школе группах

Месяц

Тема

Программное содержание

Материалы к занятию

Техника выполнения

Сентябрь

Ветка рябины в вазе.

Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины в вазе, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, кисти, ватные палочки, простой карандаш, иллюстрации и образцы.

Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический прием двухцветный боковой мазок

Дары осени.

Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита.

Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, печатки из картофеля, репродукции натюрмортов, образцы.

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия

Октябрь

Радуга.

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с теплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета.

 Бумага белая формата А-4, акварельные краски, кусочки поролона для смачивания бумаги.

По сырому

Осенняя береза.

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий жесткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы. Формировать эстетическое отношение к белоствольной березке.

Иллюстрация с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти жесткая и мягкая, краски. У  детей голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника,  дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью, кисточки мягкие и щетинистые, краски.

Тычок щетинистой кистью

Осенний клен и ель.

Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

У воспитателя три четных силуэта ели, березы и клена  и изображения дерева с листвой. Лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, одну треть занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски, мягкие и щетинные кисти.

Акварель, жесткая кисть

Ноябрь

Цветы на подносе.

Закрепление знаний о жостовской росписи.  Передавать изображение цветов цветовыми парами (красный – зеленый, фиолетовый -     оранжевый, желтый - синий). Закрепить прием набора двух цветов краски на кисть.

Жестовские подносы, вырезанные формы подносов тонированные или черныя, гуашь, палитры, кисти тонкие и толстые.

Театр.

Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. Воспитывать чувство любви к историческим зданиям.

Иллюстрации, фотографии с изображением разных зданий. Бумага белая формата А-4, карандаши, цветные мелки

Цветные карандаши, цветные  мелки

Декабрь

Опушка зимнего леса. Ель и сосна.

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

Таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои). Силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом (для составления композиций). У детей листы шероховатой рисовальной бумаги, примерно 1\2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор).

Штрихи

Крепок уральский морозец.

Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа.

рисунок по мотивам ледяных зимних узоров.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Свеча + акварель

Январь

Город вечером.

Учить детей передавать картину вечернего города, его колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства. Учить детей оценивать выразительные решение темы.

Плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочка для туши, палочка с заостренным концом.

Черно-белый граттаж.

У лукоморья дуб зеленый.

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина). Развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах.

Листы формата А3, цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, гуашь, эскизы – дуб, изображенный гуашью, варианты ученого кота из пластилина.

Печать по трафарету, скатывание бумаги

Февраль

Иней покрыл деревья.

Учить детей изображать картину природы, передавая строения разных деревьев. Учить рисовать материалами по выбору детей. (Восковые мелки, свечи, краски акварельные.) Развивать эстетическое восприятие.

Бумага белая формата А-4, восковые мелки, акварельные краски, кисти, свечи, иллюстрации и образцы.

Восковые мелки,

 свеча + акварель

Пуховый платок.

Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и  полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка.

 Вырезанные формы квадратной формы, черная тушь, заостренные палочки или зубочистки, фотографии прялок, оренбургские платки.

Тушь + острые палочки

Март

Совушка – сова.

Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для полученья различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

У воспитателя 2-3 реалистичных изображения совы, таблица со штрихами разного характера, штриховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы бумаги, цветные карандаши, простой карандаш.

Штрих

Пушистые детеныши животных.

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные.

Иллюстрации Е. Чарушина и других художников, рисующих в такой же манере, художественные открытки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного. У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для упражнения в рисовании волнистых и закругленных штрихов, жесткие и мягкие кисти, краска гуашь и  простые карандаши.

Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Апрель

Серебряное копытце.

Формировать умение иллюстрировать литературное произведение. Продолжать знакомить с композицией листа. Развивать гармоническое решение цветового решения иллюстрации. Сделать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце» (коллаж).

Большой лист бумаги А4, цветная бумага, лоскуты ткани, нитки, фольга, гуашь, клей, кисти. Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце».

Коллаж

Звери, птицы, небылицы.

Формировать умение создавать фантастические образы. Передача движений в композиции. Изображение диковинных птиц и зверей.

Белая бумага А4, тушь, палочки для рисования.

Кляксография с трубочкой, дорисовывание зубочистками

Май

Сирень цветет.

Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета.

Один-два натюрморта с изображением сирени, силуэты цветочных кистей сирени и черемухи, лист бумаги для показа изображения цветочной кисти сирени, палитра для смешивания красок. У детей листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски (если дети будут ее составлять на занятии), краска гуашь, мягкие кисти.

Оттиск круглыми печатками

Одуванчики.

Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Белая бумага А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки из  желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага, синтепон, клей.

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Николаева Татьяна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника рисования. Занятие по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Букет в вазе" (граттаж)

Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёно...

Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы

Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»...

Мастер класс для родиетелей "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми второй младшей группы"

Мастер класс для родиетелей "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми второй младшей группы"Цель: Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, повысить...