Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших и подготовительных групп
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему
Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник рисования, которые проводятся два раза в месяц в игровой форме. Занятия запланированы с использованием разных материалов: карандашей, фломастеров, кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использование нетрадиционных техник: коллажа, граттажа, монотипии, кляксографии, штампования, ниткографии - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Перспективное планирование адресовано для педагогов ДОУ работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_perspektivnoe_planirovanie_v_izo.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию
с детьми старших и подготовительных групп
Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию
в старших группах
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы к занятию | Техника выполнения |
Сентябрь | Что созрело в огороде? | Упражнять в рисовании восковыми мелками разных овощей. Научить тонировать рисунок акварелью (разноцветная скатерть). | Восковые мелки, акварель, кисти №4, листы формата А-4, различные овощи, образец. | Восковые мелки + акварель |
Виноград | Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции. | Тонированные листы формата А-4, гуашь, кисти №3, штампы, гроздь винограда, образец. | Оттиск штампом | |
Октябрь | Осеннее дерево | Учить детей рисовать осеннее дерево, правильно передавая расположение частей, рисовать крону дерева и заполнять внутренне пространство, разноцветными оттисками поролона.. | Мисочка в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона, листы формата А-4, акварель, кисти №3, образец. | Акварель + оттиск поролоном |
Осенние листья | Познакомить детей с техникой печатанья листьями. Учить детей смешивать краски прямо на листьях, развивать цветовосприятие. | Листы формата А-4 тонированные в темные тона, опавшие листья, гуашь, кисти. | Печатанье листьями | |
Ноябрь | Заколдованные картинки | Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм. | Цветные карандаши, восковые мелки, краски. Листы А-4 с изображением разного количества геометрических форм, нарисованных цветными фломастерами. | Различные |
Пасмурный осенний день | Учить детей передавать в рисунке картину природы, используя знакомый прием работы по мокрому слою, развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли. | Серые листы бумаги с широкой полосой земли; краски гуашь, мягкие кисти. | ||
Декабрь | Снегопад | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита. | Репродукции картин, бумага голубого и темно-серого цвета, мисочки под белую гуашь, жесткие кисти, кусочки картона для набрызга. | Набрызг |
Волшебные снежинки | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. | Бумажные квадраты 20*20, разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; пастельные мелки. Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко». | Пастельные мелки | |
Январь | Птицы клюют ягоды на ветке | Воспитывать бережное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. | Тонированные листы бумаги А-4, красная, розовая гуашь, налитая в мисочки, салфетки красного цвета (несколько штук), клей ПВА, кисть, клеенка, птички вырезанные из старых журналов, образцы с изображением ягод на ветках, фланелеграф, и вырезанные картинки. | Скатывание бумаги, рисование пальчиками |
Усатый полосатый | Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Изображать образ в нетрадиционной технике, развивать чувство фактурности и обьемности. | Тонированные листы формата А-4, гуашь, кисти мягкие №3 и с жесткой щетиной, поролоновые тампоны, образец. | Оттиск поролоном, тычок полусухой кистью | |
Февраль | Сказочные птицы | Развивать фантазию при выборе содержания и способа изображения. | Тонированные листы формата А-4 или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук) | Отпечаток ладони |
Чудесные превращения кляксы | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | Листы формата А-4, краски - акварельные и гуашевые, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щётки, баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки). | Кляксография с трубочкой | |
Удивительные пятна. | Продолжать формировать навыки рисования в нетрадиционной технике по сырой бумаге. Развивать воображение. Учить находить в размытых пятнах и кляксах знакомые образы и путем дорисовывания показать, кто спрятался в его пятне. | Листы формата А-4, краски - акварельные, мягкие кисточки разных размеров, кусочки поролона для смачивания бумаги, карандаши фломастеры. | По сырому | |
Монотипия | Познакомить детей с новым видом нетрадиционного рисования. Развивать воображение, фантазию, чувство цвета и формы. | Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. | Монотипия | |
Март | Весенние цветы для мамочки | Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. | Белая и светло-зеленая бумага формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, тампоны из поролона, трафареты, кисти. | Восковые мелки, акварель, печать по трафарету |
Необычная посуда | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник. | Листы бумаги, гуашь, кисти, мисочки для печати по трафарету, посуда и ее рисунки, образцы. Различные предметы, которые можно обводить. | Знакомая форма – новый образ, печать по трафарету, печатками | |
Апрель | Что такое космос? | Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами. Закрепление навыков владения графическими материалами. Развивать у детей интерес фантазию. | Белая бумага формата А-4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, гуашь в мисочках для печати, штампы звезд. | Восковые мелки + акварель, печать штампами |
Бабочки | Совершенствовать умения детей в различных техниках. Развивать пространственное мышление, познакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки в природе и рисунке. | Вырезанные силуэты различных симметричных и не симметричных предметов (гриб, цветок, бабочка), простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, образцы. | Монотипия, «знакомая форма – незнакомый образ», обведение кисти рук | |
Май | Салют над городом | Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. | Бумага темно-серая или синяя формата А-4, краски акварельные, гуашь разного цвета, мягкие кисти №3, жесткие кисти. | Тычок жесткой кистью |
Чудесный май | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. | Бумага белая формата А-4, краски гуашевые и акварельные, палитры , кисти разных размеров, щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой. | Получение нового цвета, смешанные техники |
Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию в подготовительных к школе группах
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы к занятию | Техника выполнения |
Сентябрь | Ветка рябины в вазе. | Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины в вазе, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта. | Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, кисти, ватные палочки, простой карандаш, иллюстрации и образцы. | Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический прием двухцветный боковой мазок |
Дары осени. | Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита. | Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, печатки из картофеля, репродукции натюрмортов, образцы. | Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия | |
Октябрь | Радуга. | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с теплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета. | Бумага белая формата А-4, акварельные краски, кусочки поролона для смачивания бумаги. | По сырому |
Осенняя береза. | Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий жесткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы. Формировать эстетическое отношение к белоствольной березке. | Иллюстрация с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти жесткая и мягкая, краски. У детей голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью, кисточки мягкие и щетинистые, краски. | Тычок щетинистой кистью | |
Осенний клен и ель. | Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | У воспитателя три четных силуэта ели, березы и клена и изображения дерева с листвой. Лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, одну треть занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски, мягкие и щетинные кисти. | Акварель, жесткая кисть | |
Ноябрь | Цветы на подносе. | Закрепление знаний о жостовской росписи. Передавать изображение цветов цветовыми парами (красный – зеленый, фиолетовый - оранжевый, желтый - синий). Закрепить прием набора двух цветов краски на кисть. | Жестовские подносы, вырезанные формы подносов тонированные или черныя, гуашь, палитры, кисти тонкие и толстые. | |
Театр. | Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. Воспитывать чувство любви к историческим зданиям. | Иллюстрации, фотографии с изображением разных зданий. Бумага белая формата А-4, карандаши, цветные мелки | Цветные карандаши, цветные мелки | |
Декабрь | Опушка зимнего леса. Ель и сосна. | Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. | Таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои). Силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом (для составления композиций). У детей листы шероховатой рисовальной бумаги, примерно 1\2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор). | Штрихи |
Крепок уральский морозец. | Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа. рисунок по мотивам ледяных зимних узоров. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. | Свеча + акварель | |
Январь | Город вечером. | Учить детей передавать картину вечернего города, его колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства. Учить детей оценивать выразительные решение темы. | Плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочка для туши, палочка с заостренным концом. | Черно-белый граттаж. |
У лукоморья дуб зеленый. | Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина). Развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах. | Листы формата А3, цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, гуашь, эскизы – дуб, изображенный гуашью, варианты ученого кота из пластилина. | Печать по трафарету, скатывание бумаги | |
Февраль | Иней покрыл деревья. | Учить детей изображать картину природы, передавая строения разных деревьев. Учить рисовать материалами по выбору детей. (Восковые мелки, свечи, краски акварельные.) Развивать эстетическое восприятие. | Бумага белая формата А-4, восковые мелки, акварельные краски, кисти, свечи, иллюстрации и образцы. | Восковые мелки, свеча + акварель |
Пуховый платок. | Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка. | Вырезанные формы квадратной формы, черная тушь, заостренные палочки или зубочистки, фотографии прялок, оренбургские платки. | Тушь + острые палочки | |
Март | Совушка – сова. | Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для полученья различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх). | У воспитателя 2-3 реалистичных изображения совы, таблица со штрихами разного характера, штриховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы бумаги, цветные карандаши, простой карандаш. | Штрих |
Пушистые детеныши животных. | Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные. | Иллюстрации Е. Чарушина и других художников, рисующих в такой же манере, художественные открытки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного. У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для упражнения в рисовании волнистых и закругленных штрихов, жесткие и мягкие кисти, краска гуашь и простые карандаши. | Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | |
Апрель | Серебряное копытце. | Формировать умение иллюстрировать литературное произведение. Продолжать знакомить с композицией листа. Развивать гармоническое решение цветового решения иллюстрации. Сделать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце» (коллаж). | Большой лист бумаги А4, цветная бумага, лоскуты ткани, нитки, фольга, гуашь, клей, кисти. Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце». | Коллаж |
Звери, птицы, небылицы. | Формировать умение создавать фантастические образы. Передача движений в композиции. Изображение диковинных птиц и зверей. | Белая бумага А4, тушь, палочки для рисования. | Кляксография с трубочкой, дорисовывание зубочистками | |
Май | Сирень цветет. | Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета. | Один-два натюрморта с изображением сирени, силуэты цветочных кистей сирени и черемухи, лист бумаги для показа изображения цветочной кисти сирени, палитра для смешивания красок. У детей листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски (если дети будут ее составлять на занятии), краска гуашь, мягкие кисти. | Оттиск круглыми печатками |
Одуванчики. | Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Белая бумага А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага, синтепон, клей. | Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование |
Николаева Татьяна Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования. Занятие по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Букет в вазе" (граттаж)
Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёно...
Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы
Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционная техника) «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной группы
Нетражиционная техника рисования....
Конспект занятия организованной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционных техниках рисования мыльными пузырями и «ниткография» в подготовительной группе
Нетрадиционные техники рисования: ниткография и мыльные пузыри....
Мастер класс для родиетелей "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми второй младшей группы"
Мастер класс для родиетелей "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми второй младшей группы"Цель: Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, повысить...
Нетрадиционная техника рисования воздушными шариками с детьми старшей логопедической группы группы на тему: "Розы для мамы"
Нетрадиционная техника рисования воздушными шариками на тему: "Розы для мамы"...