Психологические особенности творческой личности
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Крюкова Елена Александровна

 

Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_tvorcheskoy_lichnosti.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в научной литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Большинство ученых говорят о том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. Творческий человек чужд конформизму. Именно независимость суждений позволяет ему исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные. Творческая личность с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя она и открыта для окружающих и пользуется определенной популярностью. Такой человек принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными.. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.

Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к некоторой уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу. Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей  опережают других в коллективе и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями. Такого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Однако данная способность к восприятию нередко сопровождается уязвимостью, вызываемой повышенной чувствительностью. Благодаря широте восприятия и чувствительности высокотворческие дети глубоко переживают социальную несправедливость. Как подчеркивает Л.Холлингсуорт, «человек, восприятие которого  хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом».

В ходе творческой активности креативы могут быть склонны к психофизиологическому истощению, потому что творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Поэтому единственным ограничителем творчества является истощение психофизиологических ресурсов, что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям. Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способности к классификации помогают творческому ребенку в раннем детстве накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Большой словарный запас позволяет таким детям свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова. Для творческих детей весьма характерно живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия.

Для того чтобы несколько упорядочить иногда противоположные черты творческих личностей, В.Н. Дружинин предлагает рассматривать присутствие тех или иных свойств у творческого человека с точки зрения отношений уровня его интеллекта и креативности. В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и др. При сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения.

Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

Что есть детское творчество? Как проявляются творческие способности?

Способностями называют такие индивидуально – психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности. Способности нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, можно говорить только об их влиянии на скорость и легкость приобретения знаний и умений. В свою очередь знания содействуют развитию и совершенствованию способностей.

Необходимо сделать акцент на врожденности не самих способностей, а их задатков. Задатки не являются движущими силами развития способностей, хотя оказывают на него значительное влияние. Они обуславливают разные пути и способы формирования способностей, влияют на их уровень, высоту достижений человека в какого-либо области, быстроту развития способностей. Таким образом, задатки обладают существенной, но не решающей ролью.

Способность не является константным, неизменным свойством. Она существует только в динамике. Развитие способностей осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Таким образом, при формировании и развитии способностей важно учитывать их обусловленность соответственной и конкретной деятельностью.

Следует также подчеркнуть, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое  характеризует данную личность. Кроме того, одной  из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Именно вследствие широкой возможности компенсации, системности организации психических особенностей человека попытки свести творчество, креативность в какой-либо одной творческой способности часто обречены на неудачу.

Л.С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно. Это находит отражение и в классификации творческих способностей.

Вероятно, стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а, во-вторых, как отмечает американский педагог Х.Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому психологам приходится «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми». Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.

Приводим некоторые классификации. Дж.Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта: операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций: познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в какой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность  высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность,  - способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

Классификация творческих способностей, предложенная А.И. Луком, объединяет 15 способностей, близких по сути к способностям мыслительным, интеллектуальным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО А.И.ЛУКУ

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные «клише», установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, -  нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способность кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной  обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.

7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. «Смысловые расстояния» - переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению». Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут идеи хорошие.

14. Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.

15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Американский психолог Л.Кохен предлагает рассматривать как характеристики творческой деятельности не творческие способности, а творческая деятельность выражается в репертуре творческого поведения. Л.Кохен выделяет следующие семь уровней творческого поведения:

1) научение чему-то новому;

2) открытие нового для себя;

3)проявление талантов;

4) развитие умения решать проблемные ситуации;

5) Открытие нового в области деятельности;

7) творчество через полное переструктурирование области деятельности.

Классифицируя творческое поведение, Д.Лефбридж выделяет такие его характеристики:

Когнитивные особенности

Аффективные особенности

1. Беглость (количество)  выдвижения ряда подходящих идей



2. Гибкость, разнообразие классов, идей, подходов



3. Оригинальность (новизна), необычные решения, реакции


4. Совершенствование (разработка, добавление), детализирование, развитие основной концепции, идеи

1. Рискованность (смелость), устойчивость к неопределенности, высказывание и отстаивание идей


2. Комплексность – привлечение различных тем, поиск альтернативных действий, их организация


3. Любознательность



4. Воображение, фантазия

Своеобразные подходы к изучению личностных предпосылок творчества содержатся в работах таких отечественных ученых, как В.С. Библер, Д.Б. Богоявленская, А.Я.Пономарев и др. Так, В.С. Библер в качестве основной предпосылки творчества выделяет диалогичность процесса мышления. Д.Б.Богоявленская вводит изучение детерминации интеллектуальной активности человека в социальный контекст, А.Я. Пономарев – психологические проблемы творчества в контекст анализа процессов взаимодействия и развития.

Как видим, в качестве сущностного критерия процесса творчества выступают как критерии новизны и оригинальности, так и собственно  психологические критерии внутренних, субъективных изменений, роста личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Одаренные дети / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, М.: Прогресс, 1991

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-психологические особенности личности

Советую учитывать в рабботе педагогам и в общении с ребенком ролителям....

Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.

В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...

Формирование творческой личности ребёнка в процессе использования современных эколого - психологических тренингов

С момента появления человека на свет, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....

Психологические особенности развития творческих способностей у дошкольников

Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные страте­гии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель орган...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА...

Социально-психологические особенности управления творческим коллективом в школе

Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство - важный и ответственный период психического развития ребенка. В этом возрасте интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (игра, общение с...