«Внедрение методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность».
материал по рисованию по теме
Предлагаю Вашему вниманию методы и приёмы ТРИЗ, которые можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_metodov_i_priyomov_triz_v_izobrazitelnuyu_deyatelnost..docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад «Солнышко»
«Внедрение методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность».
В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные умные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивая их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ.
Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительное творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирование по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.
Основные задачи:
- Воспитать качества творческой личности;
- Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: 1. развитие воображения,
- оригинальности мышления,
- способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,
- находчивости, внимательности и сообразительности;
В своей работе я использую
ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения), которые предлагаю вашему вниманию.
- Антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием - нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».
Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Оживление времён года. Такое занятие как «Образ Весны», «4 сестрицы». (Б.Неменский «Изобразительная деятельность для 0 калассов»)
- На что похоже.
- Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.
- Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.
У Комаровой («Изобразительная деятельность в детском саду») есть тест по изодеятельности на развитие творческого потенциала детей посредством дорисовывания 6 кругов. - Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.
- Продолжает эту тему «Волшебный островок» (Доронова программа «Радуга»). На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.
- Точка путешествует. Ставят точку, она отправилась в гости к …, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения точки). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.
- Монотипии сложением, нитками, каплями…
- Отпечатки ладонями, спичечными коробками и т.д.
- Дизайн своей буквы, вещей…
- Ассоциации. Беспредметное рисование на тему «Осень – это…», «Весна – это...»
- Противоположности.
- Классификация по тонам: тёплый-холодный, светлый-тёмный, бледный-насыщенный. Усложнение: зелёный цвет может быть холодным – изумрудным и тёплым – салатовый. По цветовой гамме: однотонный-разноцветный.
- Контрасты: белый-чёрный, синий-жёлтый, фиолетовый-оранжевый.
- Соединение техник и материалов. Например, рисование мелками и акварелью, мелками и карандашами; использование кисти и тычка; монотипии и традиционного рисования. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
- «А что было потом». Берём, например, сказку «Колобок», вместе вспоминаем сюжет, и предлагаю детям её продолжить: что произошло потом? Кого встретил колобок в лесу? Что он сказал? Что сделал? И прошу дорисовать сказку в соответствии с детской выдумкой.
- Один объект – разные материалы. Предлагается сделать солнышко, используя разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.
- Преобразование. Что нужно сделать с котиком (любым животным), чтобы он стал волшебным. И нарисовать. Можно перед этим применить метод фокальных объектов.
- Специализация. Перед Новым годом предлагаю детям подарить ёлочки людям разных профессий, но такие, чтобы люди сразу поняли, что ёлочка именно для них. Первое предложение – украсить ёлки профессиональными принадлежностями: для водителя – колёсами, рулём, запчастями.
«И ёлочка завалится» - засмеялся Денис. Владик долго думал, пока дети упражнялись в словотворчестве, чем ещё можно ёлку украсить, а потом и говорит: «Я бы бабушке подарил очковую ёлку. Она будет из очков». Мы сначала не поняли, о чём он. Пришлось Владику рисовать. Детям этот вариант больше всего понравился. Аналогичное занятие «Флаконы духов для сказочных персонажей», «Воздушные шарики».
- Придумать новые волшебные предметы. Например, подушка-усыплялка.
- Новый способ применения предмета: свечи, соли, грунта аквариумного, салфеток. Трудность, что у детей мало знаний и опыта. Боятся дать неправильный ответ.
- Сказка по кругу. В течении нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.
- Вместо кругов Луллия. Дети выбирают фон, набирают предметы, реально относящиеся к фону, и составляют рассказ. Усложнение: на фон выбирают предметы, не относящиеся реально к фону, и составляют рассказ. Усложнение: дети выбирают фон и предметы и передают его соседу. Составляют рассказ.
- Дети очень любят, когда я приношу «чудесный мешочек». В нем прячутся различные предметы, каждый раз разные. Детишки стараются найти им применение, сконструировать поделку. Эта игра - манипуляция с вещами активнее будит воображение, чем просто рисунок, ведь вещи можно потрогать, ими можно действовать.
Эмпатия.
- Приём вживания в образ. «Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: «Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым)», «Я - кот».
- Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.
- Приём вхождения в картину. Дети рассматривают картину. Предлагаю представить, что ребёнок вошёл в картину и оказался на лугу, в лесу и т.д. Задаю вопросы: «Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил?» Затем путешествует в картину другой ребёнок.
- Примеривание образа на кого-то: «Мама - сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные».
- Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
- Игровое задание:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
- Разбросать по полу клочки белой бумаги и попросить ребят с опорой на фантазию представить, чем эти клочки могут быть. И соответственным образом отнестись к ним (Цветы на поляне – собрать букеты, понюхать их. Сугроб из снега – слепить снежки. Камешки в речке – перейти по ним на другой берег).
Словесные приёмы:
- Загадки-обманки:
- Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
- Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Во дворе трещит мороз —
Шапку ты одень на…
(не на нос, а на голову)
Просит бабушка Аркашу
Из редиска скушать…
(не кашу, а салат)
- Перепутанные сказки: «Крошечка-шапочка», «Красная ховрошечка», «Гуси-поросята», «Три лебедя». Предлагаю детям дать правильное название сказкам. Детям нравятся задания на внимание: 1) на иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен; 2) кто лишний или кого не хватает.
- Решаем триззадачи. На сайтах полно тризовских задач. Даже есть возможность поучаствовать в их создании и в конкурсе на лучший ответ.
Рубин и волшебник по сказке о мумми-троллях. В гости к мумми-тролям пришли Тофсла и Вифсла. У них в чемодане был спрятан Королевский рубин, краше которого нет на всём свете. А с Луны спустился волшебник, который 300 лет собирал рубины и в его коллекции не хватает только Королевского рубина. Он предлагает жителям исполнить по одному желанию, но взамен просит отдать Королевский рубин. Все хотят исполнения желаний, но Тофсла и Вифсла не отдают рубин. Что делать?
Сначала ответы сводились к тому, чтобы обмануть волшебника – пусть выполнит все желания, а мы ничего не дадим. Денис сказал, что с волшебниками шутки плохи – может не только все желания назад отобрать, но и превратить во что-нибудь. Тогда решили, что нужно рубин у хозяев отобрать. На что Маша ответила: нет, я бы не хотела, чтобы у меня отбирали мои вещи. Владик спросил с сомнением: а волшебник всехние желания исполняет? Тогда пусть он загадает, чтобы рубинов стало 2. Один останется у Тофслы и Вифслы, а второй заберёт себе волшебник.
Первые предложения решение задач всегда основываются на применении силы. Только после раздумий, предлагается «бескровный вариант». Детям не хватает умения слушать текст. А ещё у них маленький личный опыт, мало знаний.
Пример для решения.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.
— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!
Делать нечего — согласились дети...
Вопрос: и как же детям принести воду и уцелеть?
- Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…
- Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…
- Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение ). Много - мало. Много конфет - хорошо или плохо…Большой маленький. Усложнение – цепочка:
- есть мороженое - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.
- горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.
- сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….
- Антонимы
- Высокий - низкий
- закончить самим народные пословицы, например:
Ученье свет, а неученье.. ./тьма/,
Знай больше, а говори.. /меньше/.
Корень учения горек, да плод…/с л а д о к/.
Не бойся врага умного, бойся друга …/глупого/.
Лучшая вещь-новая, лучший друг…/старый/.
- противоположные по назначению/функции:
Волк /злой/ – бабушка /добрая/
Карандаш /пишет/ – резинка /стирает/.
Книга /дает знания/ – ребенок /берет знания/
- находят предмет, который несёт в себе противоречия:
Горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет)
Темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т.д.
- Вещи как люди: у нас есть глаза и у… фонаря, машины и т. д.
В результате дети стали более раскрепощённые, них появилось положительное отношение к заданиям творческого характера, постепенно проявляется высокая степень самостоятельности: научились задавать вопросы, находить на них ответы, размышлять, рассматривая ситуацию с разных сторон, отстаивать своё мнение и уважать чужое. Более ярко проявилась способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а так же моделирования нестандартной ситуации.
Для дальнейшего внедрения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность я разрабатываю программу дополнительного образования «Фанталия».
Гришаева С.А., воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...
Методы и приемы ТРИЗ в изобразительной деятельности
стаья о применении ТРИЗ-технологий в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста...
Методы и приемы ТРИЗ в изобразительной деятельности
стаья о применении ТРИЗ-технологий в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста...
Методы и приемы ТРИЗ в изобразительной деятельности
стаья о применении ТРИЗ-технологий в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста...
Презентация "Внедрение методов и приемов ТРИЗ в детскую аппликативную деятельность"
Данный материал содержит фото и текстовый материал по внедрению методов и приемов ТРИЗ в детскую аппликативную деятельность...
Методы и приёмы используемые в изобразительной деятельности с детьми в детском саду и дома.
Известно, что успех воспитания и обучения во многом зависит от используемых методов и приёмов направленных на формирование и развитие творческих способностей детей. Предлагаю воспитателям и родителям ...