Мы на Севере живем (быт и традиции коренных жителей)
план-конспект занятия (средняя группа)

Чернуха Светлана Анатольевна

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_na_severe_zhivem.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мы живем на севере» в средней группе

Тема: «Мы живем на севере».

Форма организации: подгруппой.

Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цели:

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новых животных; Развивать познавательный интерес, речь, память. Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Материал: Кукла Хомани, фотографии тундры, презентация «Ямал, мой край родной», бубен для подвижной игры, обруч, н. п. и. «Сложи картинку»

Ход:

I.Вводная часть.

1. Сюрпризный момент: в гости приходит кукла Хомани.

Хомани: - Здравствуйте, ребята.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Хомани, а почему ты такая веселая.

Хомани: - Мне мама разрешила пригласить ребят к нам в гости.

Воспитатель: - Нас же много, места всем хватит?

Хомани: - А вы сами все увидите.

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете где живет Хомани?

Хомани: - Я принесла фотографии, посмотрите, ребята, может быть вы догадаетесь. (Педагог вешает фотографии на мольберт).

Дети: - Это тундра.

Хомани: - Правильно. Это мая Родина.

Воспитатель: - Тундра находится рядом с нами. Посмотрите, ребята на карту, где мы с вами живем, это ЯМАЛ, наша Родина. Ямал на карте Росси находится на севере, на крайнем севере. Значит, где мы с вами живем?

Дети: - На крайнем севере.

Воспитатель: Давайте поедем на оленьих упряжках. Два ребенка заходят в обруч-это олени, остальные встают за обручем друг за другом. Ну, что поехали!

Ой, беги-беги олень,

Через тундру веселей

Хэй, хэй, хэй! (Приехали).

II.Основная часть.

Включается презентация «Ямал, мой край родной». Дети садятся на стульчики.

1. Слайд. «Природа тундры».

Хомани: Посмотрите, какие просторы.

Дети: Как много места и снега! Больше, чем у нас в городе.

Хомани: - Растения в тундре скудные. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях! Так нет же - для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность - родной и любимый дом. Живут в нём северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны».

Воспитатель: - А кого же мы видим вдалеке? (Стадо оленей). А что же они здесь делают? (Ответы детей).

Хомани: - Кто скажет, чем же олени питаются, ведь везде снег.

Дети: - Мхом, они копытами роют снег, чтоб достать мох.

Хомани: - Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы.

Воспитатель: - А кто такие оленеводы?

Дети: - Они пасут оленей.

Хомани: – Правильно! Еще занимаются рыболовством и охотой.

2. Слайд «Чум».

Воспитатель: - А где живут оленеводы, как называется дом?

Дети: - Чум.

Хомани: - Здесь мы живем. Чум ставят женщины – ненки. Чум по-ненецки – «Мя». Я приглашаю вас заглянуть ко мне в чум, и посмотреть из чего он состоит, как собирается и как обустроен (рассказывает о построении чума, а на экране проецируются слайды ее рассказа).

Весь чум помещается на грузовых нартах. Для того чтобы поставить чум, нужны шесты, обычно из 30 или 32. Сверху шесты покрываются зимой шкурами (нюк, а летом – брезентом. На землю ложится лапник – еловые ветки, затем половые доски, а сверху все покрывается оленьими шкурами. Посередине чума ставиться железная печь. Летом готовится пища на костре рядом с чумом. Так же в чуме есть невысокие столы, низкие легкие стулья. Заготовка хвороста в тундре лежит на плечах женщин. Вот так выглядит стойбище оленеводов летом.

3. П/И «Полярная сова и евражки».

Воспитатель: - Детки, устали, давайте отдохнем. В какие игры вы с детками играете, Хамани?

Хомани: - «Полярная сова и евражки». Я принесла бубен. Вы знаете, наверное, что полярная сова питается евражками.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по группе, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. (Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов, Играют 2-3 раза). После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: - Вам понравилось, ребята.

Дети: - Да.

Хомани: - Тундра это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе теплую одежду. Шитьем одежды занимаются женщины. А как она выглядит, вы узнаете, когда соберете части картинок. Вам нужно пройти за столы. (Проходят). На столе у вас игра «Сложи картинку». Дети складывают. Хомани называет названия национальной одежды. Дети повторяют. Вам понравилось у меня в гостях.

Дети: - Да.

III.Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Воспитатель: - Что вы сегодня узнали, что вам понравилось, где мы с вами живем, кто нас пригласил в гости? (Ответы детей). Нам пора возвращаться домой. Запрягаемся в оленьи упряжки и едем, До свиданья Хомани!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....

«Украшение одежды коренных жителей Севера».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.Программные задачи:Образовательные:...

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Презентация мастер-класса по теме "Мнемотехника как средство приобщения дошкольников к народной культуре коренных жителей Крайнего Севера"

    Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. ...