Широкая Масленица
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дубинина Наталья Алексеевна

 

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

 

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

Образовательная : Расширять знания детей о празднике Масленица, его традициях, обрядах, фольклоре, играх.  Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей чтения закличек.

Развивающая: Развивать логическое мышление, память. Развивать речь, познавательную активность

Воспитательная: Продолжать развивать интерес детей к русским народным традициям. Воспитывать интерес к русскому фольклору. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Активизация словаря: Масленица, закличка, традиция, заигрыш, молодец, девица, чучело, лапти, лен.

Материал: иллюстрации Масленицы.

Предварительная работа: беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, заучивание частушек, распевок, закличек, потешек, проведение русских народных игр, изготовление чучела Масленицы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придет! Расскажите, поведайте мне.

(ответы детей)

Воспитатель: - Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и скрашивали «Везешь ли Масленицу?. Если отвечали нет, били того лаптями.

В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится к горы – у того лен вырастет длиннее. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по деревне и пели песни. Какие? (дети поют песни)

Масленица – обмануха,

Масленица – обируха,

Обманула, провела,

До поста довела.

Ой Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачок

И печеным яйцом.

Воспитатель: - Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просли былины: Тин – тинка!

Подай блинка,

Опадышка – прибавишка!

Тетушка, не окупися,

Масленым кусочком поделися.

Воспитатель: - пели песни и чучелу – посхваляли его:

А кто у нас гость большой,

Хороший – пречестной?

- Масленица – гость большой,

Хороший – пречестной.

- На ней шуба новая,

Новая, новая,

А всей шубе цены нет,

Цены нет.

Воспитатель: - Второй день – заигрышный.

 - что делали в этот день?

(Дети строили снежные крепеости, катались с ледяных гор и играли в различные игры).

Воспитатель: - В какие игры играли на Масленичной неделе?

(«Огородник и воробей, «Грачи летят», «Утка и селезень»).

Воспитатель: - Я вам тоже предлагаю поиграть  в игру «Утка и селезень»

Физкультминутка.

Играющие встают в круг, в середине стоит «утка», за кругом «селезень», который ловит «утку». Стоящие в кругу поют:

Селезень ловил утку

Молодой ловил серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Воспитатель: - Третий день – «лакомка».

- Что далали в этот день? (Ходили друг к другу в гости, угощались блинами с медом, сметаной, маслом)

- А как назывался четвертый день? («широкий четверг» или «широкая Масленица»).

Воспитатель: - В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, было общее катание с корок. Веселились, пели, плясали до вечера.

(Дети читают заклички)

  1. Масленица – блиноеда

Масленица – жароеда

Масеница – обируха

Масленица – обмануха.

  1. Обманула, провела

До поста довела

Все ежи взяла!

  1. Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели –

Брюки заболели.

Воспитатель: - Пятый и шестой день были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами, и другими кушаниями.

- В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай «проводов зимы».

- Что делали в этот день?

(сделанное из соломы чучело выносили на улицу и сжигали его).

- Когда поджигали Масленицу как пели?

(Масленица – блиноеда,

Накормила людей,

И сама за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.)

- Как только разгорался костер как все кричали?

(Масленица загорела

Всему миру надоела

Обманула, провела

Годика не дожила-

До поста довела.)

- А что еще пели, пока горела Масленица?

(Гори, гори ясно

Чтобы не погасло!

Глядь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят).

- Песни смолкали. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры. Всю неделю люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался пост, когда уже не блинов, ни мяса, не сыра есть нельзя было, а только постную пищу: грибы, овощи, орехи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

Образовательная : Расширять знания детей о празднике Масленица, его традициях, обрядах, фольклоре, играх.  Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей чтения закличек.

Развивающая: Развивать логическое мышление, память. Развивать речь, познавательную активность

Воспитательная: Продолжать развивать интерес детей к русским народным традициям. Воспитывать интерес к русскому фольклору. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Активизация словаря: Масленица, закличка, традиция, заигрыш, молодец, девица, чучело, лапти, лен.

Материал: иллюстрации Масленицы.

Предварительная работа: беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, заучивание частушек, распевок, закличек, потешек, проведение русских народных игр, изготовление чучела Масленицы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придет! Расскажите, поведайте мне.

(ответы детей)

Воспитатель: - Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и скрашивали «Везешь ли Масленицу?. Если отвечали нет, били того лаптями.

В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится к горы – у того лен вырастет длиннее. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по деревне и пели песни. Какие? (дети поют песни)

Масленица – обмануха,

Масленица – обируха,

Обманула, провела,

До поста довела.

Ой Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачок

И печеным яйцом.

Воспитатель: - Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просли былины: Тин – тинка!

Подай блинка,

Опадышка – прибавишка!

Тетушка, не окупися,

Масленым кусочком поделися.

Воспитатель: - пели песни и чучелу – посхваляли его:

А кто у нас гость большой,

Хороший – пречестной?

- Масленица – гость большой,

Хороший – пречестной.

- На ней шуба новая,

Новая, новая,

А всей шубе цены нет,

Цены нет.

Воспитатель: - Второй день – заигрышный.

 - что делали в этот день?

(Дети строили снежные крепеости, катались с ледяных гор и играли в различные игры).

Воспитатель: - В какие игры играли на Масленичной неделе?

(«Огородник и воробей, «Грачи летят», «Утка и селезень»).

Воспитатель: - Я вам тоже предлагаю поиграть  в игру «Утка и селезень»

Физкультминутка.

Играющие встают в круг, в середине стоит «утка», за кругом «селезень», который ловит «утку». Стоящие в кругу поют:

Селезень ловил утку

Молодой ловил серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Воспитатель: - Третий день – «лакомка».

- Что далали в этот день? (Ходили друг к другу в гости, угощались блинами с медом, сметаной, маслом)

- А как назывался четвертый день? («широкий четверг» или «широкая Масленица»).

Воспитатель: - В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, было общее катание с корок. Веселились, пели, плясали до вечера.

(Дети читают заклички)

  1. Масленица – блиноеда

Масленица – жароеда

Масеница – обируха

Масленица – обмануха.

  1. Обманула, провела

До поста довела

Все ежи взяла!

  1. Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели –

Брюки заболели.

Воспитатель: - Пятый и шестой день были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами, и другими кушаниями.

- В воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был обычай «проводов зимы».

- Что делали в этот день?

(сделанное из соломы чучело выносили на улицу и сжигали его).

- Когда поджигали Масленицу как пели?

(Масленица – блиноеда,

Накормила людей,

И сама за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.)

- Как только разгорался костер как все кричали?

(Масленица загорела

Всему миру надоела

Обманула, провела

Годика не дожила-

До поста довела.)

- А что еще пели, пока горела Масленица?

(Гори, гори ясно

Чтобы не погасло!

Глядь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят).

- Песни смолкали. Догорал костер. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водили хороводы, играли в игры. Всю неделю люди объедались, лакомились. И вот после Масленицы начинался пост, когда уже не блинов, ни мяса, не сыра есть нельзя было, а только постную пищу: грибы, овощи, орехи.

Изображение выглядит как игрушка, желтый, смайлик  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...

Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы

Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...