Международная научно - практическая конференция
учебно-методическое пособие
Современные тенденции развития дошкольного и начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.11 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/29/000112.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/29/111.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/29/333.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/29/2222.jpg)
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE WORK OF A MUSIC
DIRECTOR OF A KINDERGARTEN
Фазылбакова Г.Н.,
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Рябинушка»
с. Старобалтачево, Балтачевский район, Республика Башкортостан
Аннотация. В статье раскрываются важность использования нейроигр в развитии ребенка.
Abstract. The article reveals the importance of using neurogames in child development. Key words: neurogame, neurorhythmics.
Ключевые слова: нейроигра, нейроритмика.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенку – это нейроритмика.
Нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильное взаимодействие рук и ног;
- учить последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;
- развивать музыкально-ритмические способности.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
« Поймай ритм»
«Ритмические игры с мячиками»
«Ритмодекламация»
«Повтори ритм»
«Поймай ритм»
Для организации игры можно использовать цветные салфетки из рогожки, тонированную бумагу и всё, что подскажет фантазия.
Перед взрослым на полу лежат 4 цветных листа, напротив перед ребёнком выложены такие же листы и в той же последовательности. Ведущий задаёт движения ногами. Ребёнок повторяет. Как игра будет усвоена, можно роль ведущего заменить ребёнком.
«Повтори ритм»
Листы лежат на столе. В той же последовательности, что у ведущего. Задаётся ритмический рисунок, ребёнок повторяет. Можно выкладывать на листы, например кубики. Только заранее договориться с ребёнком, что, например
Большой кубик – шлепок, маленький хлопок.
«Ритмические игры с мячиками»
«Влево-вправо» Правила: ведущий передаёт мяч по кругу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч влево, а все считают: «1,2,3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами» и т.д.
«Ритмодекламация»
Проговаривается текст потешки, стихотворение и в сочетании с жестами проговаривается. Разучиваются движения, а потом всё обьединяется в игру под музыку.
Можно использовать вместо приветствия и в речевых играх. Вместо жестов можно использовать клавесы, строительные трубочки из конструктора.
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр. Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
1. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50
2. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
Интернет-ресурсы: Веселые упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей https://vk.com/doc26826474_621615206?hash=9bebb0b3c869aab5c4&dl=ee3d694471529dda03
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-925757-1495431542.jpg)
Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции
Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с
laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции
laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.
laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2021 г. Часть 2. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2021. 123 с.
Особенности гендерной принадлежности в игровой деятельности дошкольников...