Беседа «Блокада Ленинграда» для детей старшей группы»
материал (старшая группа)
Беседа «Блокада Ленинграда» для детей старшей группы»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города;
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
– Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
– Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;
–Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
– Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2.. Беседы с детьми;
3. Слушание военных песен.
4. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы:
Презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, 125 гр. хлеба, запись звуков метронома, сирены воздушной тревоги.
Ход беседы:
Воспитатель:
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города- героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Гитлеровцы стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем и ночью, т. к. и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город.
Вражеские бомбардировщики днем и ночью бомбили и обстреливали город. Гибли люди, горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали город. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.
В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).
В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало. Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в нашу победу, работали детские сады, поликлиники… Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и лишней воды руки отказывались работать. Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 2000 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но фашисты просчитались, люди не сдавались.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.
Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.
Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января далекого 1944 года, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.
Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. (показать)
За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
И сегодня давайте все вместе зажжём свечу памяти, помолчим, почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333076-1383472094.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.
Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1148568-1560108352.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752329-1455036247.jpg)
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...
Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/22/picture-1033198-1529670687.jpg)
«Блокада Ленинграда» (для детей старшей группы)
Цель: Расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Задачи:Объяснить понятие "Блокада Ленинграда", ра...