Беседа «Блокада Ленинграда» для детей старшей группы»
материал (старшая группа)

Беседа «Блокада Ленинграда» для детей старшей группы»

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

- Познакомить детей с жизнью людей в это время.

- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом города;

- Расширять и закреплять понятия «блокада»«прорыв блокады»«кольцо блокады».

- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

– Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;

– Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;

–Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

– Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2.. Беседы с детьми;

3. Слушание военных песен.

4. Чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы:

Презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, 125 гр. хлеба, запись звуков метронома, сирены воздушной тревоги.

Ход беседы:

Воспитатель:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города- героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Гитлеровцы  стремились взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Всеблокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось с каждым днем и ночью, т. к. и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город.

Вражеские бомбардировщики днем и ночью бомбили и обстреливали город. Гибли люди, горели и рушились здания, но самое главное уничтожались склады с продовольствием. Гитлер хотел завоевать город, но наши бойцы не отдавали город. И тогда фашисты решили окружить Ленинград и оставить город без воды, питания, света и тепла. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).

 

Описание: Picture background

В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало. Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в нашу победу, работали детские сады, поликлиники… Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и лишней воды руки отказывались работать. Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 2000 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки.

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.  Но фашисты просчитались, люди не сдавались.

О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены.

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.

Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детейстариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

 

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января далекого 1944 года, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.

Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. (показать)

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

И сегодня давайте все вместе зажжём свечу памяти, помолчим, почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда" для детей подготовительной к школе группы № 5.

Конспект беседы - "Блокада Ленинграда"для детей подготовительной к школе группы № 5....

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группыЦель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить...

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы

Тематическая беседа «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы...

«Блокада Ленинграда» (для детей старшей группы)

Цель: Расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Задачи:Объяснить понятие "Блокада Ленинграда", ра...