В рамках деятельности региональной инновационной площадки. Выступление с темой "Влияние музыки на физическое развитие детей младенческого возраста"
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыки на физическое развитие
детей младенческого возраста
Подготовила: Долгова Е.И.
музыкальный руководитель
СП «Алёнушка»
слайд 1 - титульный лист Влияние музыки на физическое развитие ……возраста»
слайд 2 Младенческий возраст
Младенчество – это время наиболее бурного развития ребенка, от 2 мес. до 1 года, и состоит из периодов, которые выделены на экране. К этапу завершения младенчества из беспомощного крохи ребенок превращается в самостоятельного исследователя.
слайд 3 по щелчку - Область «физическое развитие»
Федеральная образовательная программа дошкольного образования уделяет большое внимание физическому развитию младенцев с 2 мес. до 1 года, и определяет следующие задачи, которые представлены на экране.
1.обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка, гигиенический уход, питание;
2. организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности и двигательную деятельность детей, обучая основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного эмоционального общения и совместных действий педагога с ребёнком;
3.поддерживать положительную эмоциональную реакцию при выполнении движений, чувство удовлетворения и радости от совместных действий ребёнка с педагогом в играх-забавах.
слайд 4 сравнение двух областей
Образовательные задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания, включая область «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка», и мы это видим.
Рассмотрев задачи этих двух областей, можно сделать вывод, что физическое развитие и музыка дополняют друг друга. Через музыкальное направление мы способствуем физическому развитию малыша.
Как же музыка может влиять на физическое развитие младенцев?
слайд 5
В поисках ответа на этот вопрос я взяла за основу следующие образовательные программы и методические разработки:
- Федеральная образовательная программа Дошкольного образования;
- Образовательная программа МБДОУ ДС №1;
- Парциальная образовательная программа «Теремок» (от 2 мес. до 3 лет), под редакцией Волосовец, Кирилловой, Лыковой, Ушаковой и серия методических пособий к парциальной программе;
- Программа «Кроха» от 0-3лет, авторы : Григорьева , Кочетова, Сергеева и методические пособия к ней
- «Педагогика младенчества» автор Милькевич ,
- «Ребенок от рождения до года», под редакцией Теплюк и другие
слайд 6 - музыкальные пособия
Также мне помогли музыкальные пособия, рассчитанные на младенческий возраст:
- «Музыка - малышам» (от 0 до 1 года) автор Петрова
- «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С.
- «Музыкальное воспитание» от 0-7 лет, автор Зацепина и другие
слайд 7 - авторские пособия
В работе с малышами использую свои музыкальные пособия, в которых являюсь автором музыки и некоторых стихов. («Песенки-малютки. Мои игрушки», «Поющие пальчики» ).
слайд 8 по щелчку – содержание книг
Эти музыкальные пособия предназначены для развития младенцев до 1 года, и содержат небольшие песенки, с помощью которых под музыкальное сопровождение и вокальное исполнение взрослых можно развивать у детей восприятие музыки, мелкую моторику рук, выполняя простейшие игровые упражнения руками и пальчиками.
- Музыка, как вид искусства, имеет большое значение в жизни младенца. Она воздействует на него на самых ранних этапах. Музыкальное воздействие на младенца ускоряет многие процессы формирования его организма и психики. Явное оживление и самые разнообразные двигательные реакции малыша, которые вызываются музыкальными звуками, свидетельствуют о прямой связи музыки с физическим развитием ребенка.
- Каждый период младенчества отличается изменениями в его физических возможностях. Как музыка способствует этому развитию в разные периоды младенчества, мы рассмотрим в таблице:
слайд 9-таблица –
Младенец от 1мес. – 3мес. вслушиваясь в окружающие звуки, выделяет звуки человеческого голоса. В ответ малыш реагирует не только гулением, но особенно оживленными движениями.
С-3мес. - 6 мес. - младенец слушает музыку разного характера (спокойная или веселая) в тесном эмоциональном контакте со взрослым, который ритмично покачивая его, изменяет положение его тела в пространстве, приподнимает и опускает ему ручки.
Взрослый формирует у малыша самостоятельный навык - звенеть погремушкой.
У младенцев от 6 до 9 месяцев появляются положительные реакции на пение взрослого и звучание вокальной и инструментальной музыки. С помощью взрослых они хлопают в ладоши, слегка приседают, сгибают и разгибают ноги в коленях.
У детей от 9 месяцев до 12 мес. формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, активируется подражательность.
Взрослый поддерживает двигательный отклик на контрастную музыку (медленно и быстро), побуждает малышей активно и самостоятельно повторять за ним: прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, извлекать звуки из шумовых инструментов, движения в которых укрепляют мышечную систему маленьких крошек.
- Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что между музыкой и движениями установлены тесные связи. Музыка способствует развитию слуха, эмоциональному отклику малыша, побуждая его к развитию различных движений; формирует общую и мелкую моторику, совершенствуя механизм тонуса мышц.
- Следует отметить, что музыка является одним из средств физического развития младенцев.
слайд 10- музыка как средство физического развития
С помощью музыки можно:
- активизировать двигательные действия малыша, побуждая его к самостоятельным физическим действиям и приводя мышцы в тонус.
- изменить плохое настроение ребенка,
- и повысить его эмоциональный настрой (веселая музыка - создаёт радостное настроение, медленная – успокаивает малыша)
- также сформировать способность прислушиваться к музыке и слушать ее.
- Музыку, как средство физического развития, мы используем в работе с младенцами, мотивируя его к двигательной активности.
В нашем структурном подразделении «Алёнушка» существует группа «Карапузы», которую посещают младенцы до 1 года.
Игровые занятия с карапузами проходят в группе, в привычной для ребенка благоприятной обстановке и в сотрудничестве с воспитателями.
Согласно ФОП ДО, СанПиН и регламента НОД ДОУ, игры–занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы, длительностью – 6 минут, индивидуальные игры -2-3 минуты.
В группе созданы условия и соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, направленные на развитие двигательной активности, восприятия музыки, эмоционального благополучия младенцев.
слайд 11 , 12 - Центр «Музыка
В центре «Музыка» имеется необходимый разнообразный музыкальный материал, который способствуют не только музыкальному, но и физическому развитию малыша.
Детские музыкальные и шумовые инструменты (погремушки, бубен, барабан, колокольчики) развивают не только слуховое восприятие, но и моторику рук.
слайд 13- действия с предметами
Атрибуты для развивающих действий с предметами (платочки, султанчики, ленточки с бубенцами, колечки, маленькие мячики, музыкальные озвученные игрушки, резиновые игрушки - пищалки, свистульки, музыкальные молоточки) также способствуют развития движений и укрепления мышц у ребенка.
слайд 14 - фонотека
Для слухового восприятия музыки и сопровождения двигательной активности малышей в музыкальном уголке имеется музыкальный центр с разными внешними носителями информации (компакт-диски, флеш-носители) и фонотека музыкальных произведений разной интонационной окрашенности.
слайд15, 16 - аккорд.
В работе с младенцами очень важно «живое» исполнение песенок под музыкальное сопровождение, а не фонограммы.
Поэтому, в качестве музыкального инструмента на играх - занятиях использую небольшой детский аккордеон, который привлекает своим звуком, и из-за своего малого размера не пугает малышей. Веселые песенки в его сопровождении ещё больше подталкивают малышей к различным видам движений (ползанию, переступанию на месте, к небольшим шагам и т.д.)
слайд 17 -метал, дудочка
В играх-занятиях с воспитателем исполняем потешки, песенки, прибаутки, в сопровождении металлофона, дудочки, которые побуждают маленьких детей к игровым движениям руками.
слайд 18 двигательная активность
Музыка вызывает “эффект оживления”, создает настроение даже у самого маленького крохи, который, стоя в манеже или лежа в кроватке, выражает свою радость, эмоции через простейшие движения: начинает барахтаться и ползти за игрушкой.
слайд 19- с погрем
Тактильно-двигательные игры (воспитатель-ребенок) являются прекрасным стимулом для установления контакта, что, в свою очередь, положительно влияет на физическую активность.
Улыбка, спокойный, слегка игривый тон, выразительная речь, а главное, эмоциональное чистое пение воспитателя и музыкального руководителя вызывают у малыша удовольствие и радость, мотивируя их к игровым движениям.
слайд 20 первые шаги
В конце младенческого возраста дети начинают делать первые шаги.
Под вокальное исполнение взрослых песенки «Маленькие ножки идут по дорожке» побуждаем малышей переступать с ноги на ногу и делать самостоятельно небольшие шаги. Если у младенца отсутствует еще навык самостоятельной ходьбы, то он ползёт на четвереньках или держится за руки взрослого.
- Ближе к одному году дети уже реагирует на разнохарактерную музыку, по-разному на нее откликаются. С помощью ярких, красочных игрушек активизируем внимание детей к выполнению различных движений.
слайд 21 - колыбельная
Так, под звуки колыбельной музыки, воспитатель качает куклу, а малыши, прислушиваясь к музыке, раскачиваются всем телом из стороны в сторону.
слайд 22 - танцуют
А на звучание плясовой мелодии воспитатель предлагает детям поплясать с куклой, выполняя простейшие двигательные действия: делать «ладушки», топать ногой, кивать головой, слегка приседать, сгибая и разгибая ноги в коленях, стараясь подражать взрослым.
слайд 23 - пляска «ай-да»
В своей работе, мы обратили внимание, что любимая пляска годовалых малышей «Ай-да», тактильно-двигательные движения, которой вызывают много положительных эмоций, укрепляют мышечный аппарат ребенка.
- Итак, музыка способствует физическому развития ребёнка, закреплению уже знакомых движений (ползание, переступание, ходьбу) в играх-плясках, игровых и физических упражнениях. Упражнения под ритмичную музыку укрепляют мышцы ног и рук, опорно-двигательный аппарат, развивают мелкую моторику, усиливают кровообращение, развивают дыхание, вызывают радость и хорошее настроение у маленьких чад, тем самым оказывают положительное влияние на их физическое развитие.
слайд 24 - игра с музыкальными инструментами
Игра с детскими музыкальными и шумовыми инструментами (бубен, барабан, погремушки, колокольчики) является не только любимым развлечением для малышей, но и важным средством их дальнейшего развития. Малыши внимательно прислушиваются к разным звукам детских музыкальных инструментов, которые своими необычными звуками их завлекают
У младенцев с 7месяцев уже формируем навык звенеть погремушкой, колокольчиком.
Годовалым малышам предлагаем погремушки и колокольчики на ножке, которую им удобно будет захватывать, и держать в руке.
слайд 25 -игра с муз.инстр
Маленьких крох привлекает сама манипуляция, от которой они получают радость и хорошее настроение - это стучать палочкой по барабану, ударять рукой в бубен, деревянной ложкой о пол, шуметь погремушками, колокольчиками, и музыка помогает им в этом.
слайд 26 игра с муз инстр
Так, стимулируя физические действия у маленьких детей – звенеть, шуметь стучать, ударять в игре с музыкальными и шумовыми инструментами, мы развиваем мелкую моторику, слуховое восприятие и способствуем развитию движений рук.
слайд 27- муз-озв. игрушки
Игры - развлечения с музыкальными озвученными игрушками,
слайд 28- игры -забавы
игры-забавы, помогают устанавливать малышам тёплые, близкие отношения с взрослыми, а также радуют музыкально - игровыми действиями с ними, доставляя положительные эмоции малышам, тем самым способствуют их физическому развитию.
слайд 29 - игра с козой
В развлечениях используем небольшие инсценировки с использованием игрушек, кукол театра бибабо (в игре с козой), пальчикового и перчаточного театров, где куклы и игрушки «двигаются» и «говорят», вызывая улыбки, смех и положительные эмоции у маленьких крошек. Обыгрывая с малышом потешки «Сорока-сорока», взрослый играет в пальчиковые игры с ним, управляя его ручками, пальчиками, развивая мелкую моторику.
слайд 30 по щелчку - любимые игры
Любимые игры малышей: «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока – сорока», «Идёт коза рогатая», «Прятки», «Где же наши ручки?». Они, в сочетании с музыкой, вызывают оживление, радость у маленьких детей, способствуют развитию тонких движений кисти, укреплению мышечной системы.
Таким образом, игры-забавы благоприятствуют развитию эмоций, побуждают к активным действиям с предметами, музыкальными звуковыми игрушками, развивая мелкую моторику рук. Игры формируют музыкальную, двигательную и подражательную активность маленьких чад.
слайд 31 - фонотека -
Нередко малыши утомляются в играх, становятся капризными, раздражительными, и музыка приходит к ним на помощь, являясь успокаивающим средством младенцев.
Чтобы помочь карапузу и дать маленькому организму отдохнуть, используем классическую инструментальную музыку (мелодичную, светлую, лёгкую), звуки которой помогут успокоить и расслабить маленького непоседу, а в других случаях - поднять настроение и развеселить.
Такая музыка помогает малышу и в период адаптации, когда малыш впервые начинает посещать ДОУ. Новичков стараемся завлечь веселыми песенками с разными игровыми движениями, чтобы им в этой обстановке стало по-домашнему комфортно и уютно.
- Очень важно, чтобы музыка, как средство физического развития, звучала не только в стенах ДОУ, но и дома, в семье.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, семья рассматривается как активный участник образовательного процесса, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с семьей.
В целях просвещения родителям, разъясняем, что музыка - это фактор физического развития малыша. Чтобы не навредить его дальнейшему развитию, нужно выполнять условия, сохраняющие физическое здоровье.
слайд 32 - нельзя!!
Нельзя с малышом!!! слушать громкую музыку, надевать ему наушники и, в качестве отвлекающих моментов, использовать гаджеты.
Многие родители дают слушать маленькому крохе громкую музыку, тем самым пугают ребенка.
Чтобы увлечь малыша, предлагают гаджеты, нередко надевают ему наушники для прослушивания музыки или сказки, что вредит его физическому здоровью.
Для игр с ребенком семьям воспитанников советуем подбирать ритмичную негромкую музыку, чтобы можно было двигаться и играть, тем самым, развивать его физически.
слайд 33 по щелчку формы организации
Для успешного физического развития ребенка и в целях повышения родительской компетентности через различные формы организации проводим с семьями малышей консультации, родительские собрания, устные беседы, мастер-классы, даём рекомендации по подбору музыки и игровых упражнений в домашних условиях.
слайд 34- в помощь семье
Для совместных игр с ребёнком дома, родителям предлагаем памятки, информационные проспекты, советуем буклеты с картотеками игровых упражнений, игр – забав и потешек, которые мотивируют на выполнение игровых движений; также знакомим со списком детских музыкальных и шумовых инструментов, музыкальных озвученных игрушек, рассчитанных на возраст младенца.
слайд 35 - развивающие сайты
Рекомендуем интересные развивающие сайты для занятий мам с младенцами, способствующие эмоциональному благополучию, развитию физического здоровья малыша.
слайд 36, 37-трансляция на платформе «Сферум»
Благодаря информационно-коммуникационной платформе «Сферум»,
с семьями малышей держим обратную связь в виде фотографий и видеоматериала с игровых занятий и праздников.
слайд 38, 39- играем и развиваемся дома
Родители, в знак благодарности, с удовольствием, делятся отзывами и фотографиями своих маленьких чад, «музицирующих» дома.
Из всего сказанного, можно сделать вывод:
Музыка положительно влияет на физическое развитие детей младенческого возраста. Она создаёт эмоциональный настрой, побуждая их к движениям, укрепляющим костно - мышечный аппарат ребенка, и которые полезны для дальнейшего роста и физического развития малыша.
слайд 40- титульный 1 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Влияние музыки на физическое и эмоциональное развитие детей"
О правильной организации музыкального воспитания детей....
Статья "Формирование слухового восприятия и его влияние на развитие речи детей младенческого возраста"
Самый важный опыт младенца - это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними....
Родительское собрание в старшей группе «Влияние музыки на физическое развитие детей»
Родительское собрание в старшей группе «Влияние музыки на физическое развитие детей»...
Влияние музыки на физическое развитие детей
Консультация для родителей...
Консультации для воспитателей "Влияние музыки на физическое развитие детей"
Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитанию...
Консультация для педагогов "Влияние музыки на физическое развитие детей"
Консультация для педагогов "Влияние музыки на физическое развитие детей"...
Влияние музыки на физическое развитие
Консультация для родителей:«Влияние музыки на физическое развитие детей»Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение.Здоровье ребенка - это не...