День матери. Инсценировка сказки "Кукушка"
план-конспект занятия

Пояснительная записка

Тема: «Лаханако «Хутий» - Кукушка. Проигрывание сказки на новый лад».

Продолжительность: 30 минут.

Возраст: 6-7 лет, подготовительная группа.

Тип занятия: тематическое.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев;

  • совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.  

Развивающие: 

  • развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

  • развивать познавательную и речевую активность;

  • способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.

Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.

Словарная работа: Небя – мама, нацекы – дети.

Форма организации: беседа, инсценирование.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Демонстрационный и раздаточный материал: ватман, круг для солнца, лучи для солнца, клей.

Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, игровой.

План занятия:

  1. Введение. Организационный этап:

Настрой на занятие, отгадывание загадки.

  1. Основной этап:

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

Вопросы по содержанию сказки.

Проигрывание сказки на новый лад.

  1. Заключительный этап:

Рефлексия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_materi._instsenirovka_skazki_kukushka.docx103.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»Эмблема детского сада

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по теме

«Лаханако «Хутий» - Кукушка. Проигрывание сказки на новый лад»

Подготовили:

Педагог дополнительного образования по родному языку

Окотэтто Анастасия Пирчикувна

Педагог-библиотекарь:

Жигулева Екатерина Владимировна

Яр-Сале

2024

Пояснительная записка

Тема: «Лаханако «Хутий» - Кукушка. Проигрывание сказки на новый лад».

Продолжительность: 30 минут.

Возраст: 6-7 лет, подготовительная группа.

Тип занятия: тематическое.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.

Задачи:

Обучающие: 

  • формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.  

Развивающие: 

  • развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
  • развивать познавательную и речевую активность;
  • способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.

Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.

Словарная работа: Небя – мама, нацекы – дети.

Форма организации: беседа, инсценирование.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Демонстрационный и раздаточный материал: ватман, круг для солнца, лучи для солнца, клей.

Методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, игровой.

План занятия:

  1. Введение. Организационный этап:

Настрой на занятие, отгадывание загадки.

  1. Основной этап:

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

Вопросы по содержанию сказки.

Проигрывание сказки на новый лад.

  1. Заключительный этап:

Рефлексия

  1. Введение. Организационный этап.

Встанем рядышком по кругу,                          

Скажем «Здравствуйте!»  друг другу.

Если каждый улыбнётся –                            

Сказка новая начнётся.

Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо

  1. Основной этап

- Отгадайте, что за птица в лесу живет,

Звонких песен не поёт. А сидит лишь на суку,

И кукует за версту.

Ребята, кто это?

- Да, это кукушка.

- И сегодня она прилетела, чтобы рассказать нам сказку, которая так и называется «Кукушка».

Садитесь поудобнее, и слушайте.

Ненецкая сказка «Кукушка»

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по сказке:

- Что ты знаешь о ненцах? Где живёт этот народ? Как называется их жилище? Какую одежду они носят?

- О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?

- Дети помогали матери? Почему женщина заболела?

- Какое настроение у вас вызвала эта сказка?

- Почему?

Дети: Настроение печальное и грустное. Эта сказка имеет несчастливый конец.

- В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.

- А как вели себя дети?

Дети: Дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.

-Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?

Дети: Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.

- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Ответы детей.

- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка?

(Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их)

Физминутка:

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу) 

Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой) 

Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх) 

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой) 

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле) 

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко) 

Покачаем понежнее (качают ) 

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу) 

Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой) 

Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх) 

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой) 

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле) 

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко) 

Покачаем понежнее (качают ) 

И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки) 

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу)

Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой)

Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой)

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле)

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко)

Покачаем понежнее (качают )

И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки)

Проигрывание сказки на новый лад:

- Ребята, давайте вспомним, как называем маму на ненецком языке?

- какой праздник посвящен матерям?

- Скажите, а как бы вы поступили, если бы ваша мама попросила у вас помощи? Вы бы ей помогли?

- Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?

- А хотите стать авторами сказки? Я предлагаю изменить сказку. Сейчас мы с вами будем обыгрывать и показывать сказку. Я буду читать сюжет сказки, а вы будете говорить, как вы поступите и будете показывать действия. Для этого нам нужна мама и 4 ребенка

Вот что было.

Жила на земле женщина. Было у неё четверо детей: Саша, Петя, Маша, Аня.

Мама всегда трудилась, ухаживала за детьми, но ей иногда было тяжело одной и она уставала (покажи уставшую маму).

Каждое утро она вставала рано, чтобы успеть сделать все дела. Но её дети были (Какими будут дети в нашей сказке?) умными и заботливыми.

Однажды, мама собралась пойти на рыбалку. (А что сделают дети, если увидели, что мама собралась работать?)

А дети решили, что помогут маме, чтобы ей было легче.

И тут Петя подошёл к маме и сказал:

- Мамочка, я помогу тебе и пойду с тобой!

Он поднял рыболовную сетку и повел маму к реке. Мама с улыбкой поблагодарила его.

Тем временем Маша заметила, что в чуме не убрано много работы.

(Что сделает Маша?)

И говорит: Я помою посуду! – предложила она. (Покажи как моешь посуду), к обеду вся посуда блестела от чистоты!

Саша и Аня, не хотели оставаться в стороне. Они заметили, что ягод для варенья в чуме не осталось. Тогда они сказали (Что скажут Саша и Аня?): мы соберем ягоды для вкусного варенья. Они взяли корзинку и пошли собирать ягоды. (Покажите как собираете ягоды)

Когда мама с Петей вернулись с рыбалки, мама была поражена, как много всего сделали её дети. В чуме было убрано, ягод для варенья было собрано много!

И тогда мама поблагодарила детей и сказала (что скажет мама?): Спасибо вам, мои дорогие! – сказала она с радостью. – Вы сделали мой день лучше!

С этого дня дети стали помогать маме каждый день. Они вместе готовили, убирали и даже устраивали праздники для всей семьи. Мама не только стала меньше уставать, но и их отношения стали ещё крепче.

- Молодцы, ребята, теперь наша сказка стала по-настоящему доброй с хорошим концом! Похлопаем актерам! Вам понравилось?

Выполнение задания «Мама - солнышко»:

А сейчас мы скажем много добрых слов о маме. У меня есть солнышко. Чего не хватает у солнышка? Каждый приклеит лучик и скажет ласковое слово о маме. Моя мама самая....

А сейчас каждый из вас приготовит подарок маме, в это красивое сердечко приклеим 3 цветочка незабудки - это символ праздника день матери. А вечером вы подарите сердечко маме.

  1. Заключительный этап:

Рефлексия.

Молодцы ребята! Любите своих мам, помогайте им, цените и не огорчайте. Мама – это самый близкий и родной человек, который вас любит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Сценарий праздника "День матери" с участием родителей в инсценировки сказки "Колобок"

Родители с большим удовольствием ходили на репетиции и принимали участие в создании сказки. Для детей это был сюрприз....

Материал: Инсценировка к 9 мая

Инсценировка к 9 мая...

День матери.Последнее воскресенье ноября, мы отмечаем день матери.

Желаю всем мамам на этой планете,Чтоб были здоровы и счастливы дети, Шутили, смеялись, заливисто пели,Стремились, старались, учиться хотели.Чтоб вас уважали, чтоб вам помогали, А ваши сердца что...

Сценарий старшей группы ко Дню Матери. Инсценировка сказки "Глупый мышонок"

Цель:- воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помочь им;- помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвлечься на время от нее;- создать теплый нравственный климат между м...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери. Инсценировка произведения С.Я.Маршака "Кошкин дом".

Мама - самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для ребенка ближе мамы может быть только отец. Мы решили напомнить детям о папе. Поэтому мы заранее подготовили сюрприз для обоих родителей....