Рабочая программа НРК
рабочая программа
Пояснительная записка
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Кояшкай» с. Истяк в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Башкортостана.
Использование регионального компонента предполагает следующее
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурноисторическим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями края;
- формировать представления о родном крае: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов
комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
использование программ и технологий по краеведению;
создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
учет специфики организации и построения педагогического процесса;
использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Принципы
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Педагогические условия
Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
Сентябрь
1.Беседа о селе.
Цель: уточнить представление детей о родном крае, о красоте.
2.Чтение стихов башкирских поэтов о детях «Гуси и Мунира»
Г. Давлетова.
Цель: учить эмоционально воспринимать текст стихотворений, потешек.
3.Слушание башкирских песен.
Цель:Продолжать знакомить со знаменитыми людьми Башкортостана, узнавать башкирские мелодии. 4.Знакомство с башкирским орнаментом. Цель:Познакомить с башкирским орнаментом и рассказать о том, что у каждого народа он свой.
Октябрь
1.Рассматривание иллюстрации «Гуси и гусята»
Цель: способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.
2.Беседа «Моя республика » Цель: уточнить у детей представления о родной стране,республике,в которой они живут. 3.Знакомство с башкирской национальной одеждой. Цель: познакомить с башкирскими национальными костюмами, воспитывать интерес к башкирской культуре. 4.Рисование «Украсим сапожки кукле Айгуль» Цель: учить детей составлять на бумаге узор из элементов башкирского орнамента.
Ноябрь
1.Беседа: Зимующие птицы нашей республики
Цель: уточнить знания детей о птицах РБ, закрепить и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям.
2. Чтение башкирской сказки «Лиса плотник». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 3.Рассматривание фотоальбома «Природа родного края». Цель:Учить детей видеть красоту родной природы. Воспитывать любовь к малой родине.
4.П/и «Разноцветные платочки». Цель: Познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.
Декабрь
1.Рассматривание иллюстраций к башкирским сказкам. Цель:Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах. 2.Знакомство с юртой. Цели: Познакомить детей с национальным жильем башкирского народа - юртой, показать об основных строениях юрты. 3.Рисование: - «Украшение платочка башк.растительным орнаментом». Цель: учить детей украшать платочек из элементов башкирского орнамента 4.Чтение башкирской сказки «Лиса-сирота». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
Январь
1.Конструирование из строительного материала «Термэ» Цель: развивать конструкторские навыки детей. 2.Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой. Цель: Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. 3.Башкирские национальные блюда.. Цель: познакомить с башкирскими национальными блюдами, воспитывать интерес к башкирской культуре. 4.Башкирская игра «Липкие пеньки»
Цель:познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.
Февраль
1. «Предметы быта башкирского народа» Цель: продолжать учить детей рассматривать предметы быта и видеть в них основные качества. 2.Лепка: - « Чак - чак» Цель: воспитывать стремление делать что – то для других, формировать стремление работать аккуратно, доводить все до конца; прродолжать знакомить с национальными блюдами башкир. 3. Чтение башкирской сказки «Лиса,волк,перепелка». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 4.Настольнопечатная игра «Башкирская посуда» Цель: продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа.
Март
1.Подвижная игра «Палкакидалка (Сойош таяк)» Цель: знакомство с новой башкирской игрой. 2.Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы» Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам. 3. Тематическое занятие “Поющий родник” Цель:показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа. 4.Видеопрезентация «Промыслы и занятия башкирского народа» Цель:Познакомить детей с бытом древних башкир, занятиями и промыслами древних башкир.
Апрель
1. Национальные напитки» (кумыс, буза, айран, катык) Цель: познакомить с башкирскими национальными напитками, воспитывать интерес к башкирской культуре. 2.Чтение башкирской сказки «Сарбай». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 3.Украшение женской головной повязки - харауса. Цель:учить детей украшать платочек из элементов башкирского орнамента 4.Беседа о труде пчеловода Цель:познакомить с традиционной вБашкортостане профессией- пчкловода.Вызвать у детей интереск труду пчеловода.
Май
1.Чтение башкирской сказки «Щедрый заяц». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, прививать любовь к чтению. Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. 2.П/и «Хитрая лиса» Цель: Разви вать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертывани ем, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
3.Рассказывание башкирской сказки «Камыр батыр» Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам.
4.Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике “Грачиная каша” Цель: познакомить детей с древнем башкирским праздником “Грачиная каша”
Литература
1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016
2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО
4. Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007
5. Давлетшина Р.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»
6. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
7. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rnk_rab.pr_.docx | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Кояшкай» с. Истяк в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Башкортостана.
Использование регионального компонента предполагает следующее
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурноисторическим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями края;
- формировать представления о родном крае: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов
комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
использование программ и технологий по краеведению;
создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
учет специфики организации и построения педагогического процесса;
использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Принципы
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Педагогические условия
Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
Сентябрь
1.Беседа о селе.
Цель: уточнить представление детей о родном крае, о красоте.
2.Чтение стихов башкирских поэтов о детях «Гуси и Мунира»
Г. Давлетова.
Цель: учить эмоционально воспринимать текст стихотворений, потешек.
3.Слушание башкирских песен.
Цель:Продолжать знакомить со знаменитыми людьми Башкортостана, узнавать башкирские мелодии. 4.Знакомство с башкирским орнаментом. Цель:Познакомить с башкирским орнаментом и рассказать о том, что у каждого народа он свой.
Октябрь
1.Рассматривание иллюстрации «Гуси и гусята»
Цель: способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.
2.Беседа «Моя республика » Цель: уточнить у детей представления о родной стране,республике,в которой они живут. 3.Знакомство с башкирской национальной одеждой. Цель: познакомить с башкирскими национальными костюмами, воспитывать интерес к башкирской культуре. 4.Рисование «Украсим сапожки кукле Айгуль» Цель: учить детей составлять на бумаге узор из элементов башкирского орнамента.
Ноябрь
1.Беседа: Зимующие птицы нашей республики
Цель: уточнить знания детей о птицах РБ, закрепить и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям.
2. Чтение башкирской сказки «Лиса плотник». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 3.Рассматривание фотоальбома «Природа родного края». Цель:Учить детей видеть красоту родной природы. Воспитывать любовь к малой родине.
4.П/и «Разноцветные платочки». Цель: Познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.
Декабрь
1.Рассматривание иллюстраций к башкирским сказкам. Цель:Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах. 2.Знакомство с юртой. Цели: Познакомить детей с национальным жильем башкирского народа - юртой, показать об основных строениях юрты. 3.Рисование: - «Украшение платочка башк.растительным орнаментом». Цель: учить детей украшать платочек из элементов башкирского орнамента 4.Чтение башкирской сказки «Лиса-сирота». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
Январь
1.Конструирование из строительного материала «Термэ» Цель: развивать конструкторские навыки детей. 2.Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой. Цель: Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. 3.Башкирские национальные блюда.. Цель: познакомить с башкирскими национальными блюдами, воспитывать интерес к башкирской культуре. 4.Башкирская игра «Липкие пеньки»
Цель:познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.
Февраль
1. «Предметы быта башкирского народа» Цель: продолжать учить детей рассматривать предметы быта и видеть в них основные качества. 2.Лепка: - « Чак - чак» Цель: воспитывать стремление делать что – то для других, формировать стремление работать аккуратно, доводить все до конца; прродолжать знакомить с национальными блюдами башкир. 3. Чтение башкирской сказки «Лиса,волк,перепелка». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 4.Настольнопечатная игра «Башкирская посуда» Цель: продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа.
Март
1.Подвижная игра «Палкакидалка (Сойош таяк)» Цель: знакомство с новой башкирской игрой. 2.Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы» Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам. 3. Тематическое занятие “Поющий родник” Цель:показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа. 4.Видеопрезентация «Промыслы и занятия башкирского народа» Цель:Познакомить детей с бытом древних башкир, занятиями и промыслами древних башкир.
Апрель
1. Национальные напитки» (кумыс, буза, айран, катык) Цель: познакомить с башкирскими национальными напитками, воспитывать интерес к башкирской культуре. 2.Чтение башкирской сказки «Сарбай». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. 3.Украшение женской головной повязки - харауса. Цель:учить детей украшать платочек из элементов башкирского орнамента 4.Беседа о труде пчеловода Цель:познакомить с традиционной вБашкортостане профессией- пчкловода.Вызвать у детей интереск труду пчеловода.
Май
1.Чтение башкирской сказки «Щедрый заяц». Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, прививать любовь к чтению. Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. 2.П/и «Хитрая лиса» Цель: Разви вать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертывани ем, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
3.Рассказывание башкирской сказки «Камыр батыр» Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам.
4.Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике “Грачиная каша” Цель: познакомить детей с древнем башкирским праздником “Грачиная каша”
Литература
1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016
2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО
4. Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007
5. Давлетшина Р.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»
6. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
7. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...