Картотека игр Красноярского края
картотека (подготовительная группа)
"Народные подвижные игры Красноярского края и народов Крайнего севера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные подвижные игры Красноярского края и
народов Крайнего Севера в детском саду»
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребёнка в истоки родной культуры, для усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Данная задача может решаться через организацию различных видов детской деятельности, в том числе двигательной.
Предлагаю подборку народных подвижных игр Красноярского края и народов Крайнего севера:
ИГРЫ С МЕТАНИЕМ
«Ловкий оленевод»(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.
В стороне площадки ставится фигура оленя, на расстоянии 3-4м проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой, лицом к оленю. В порядке очерёдности бросают мяч правой рукой.
Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.
«Охота на волка» (подготовительная к школе группа)
Цель: развивать ловкость, внимание, глазомер.
Охотник встаёт в 4-5 метрах от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за верёвочки и передвигают её то влево, то вправо.
Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.
ИГРЫ С БЕГОМ
«Ястреб и утки» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.
Правила игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух-трёх раз проводится подсчёт пойманных уток.
«Ручейки и озёра» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Игроки стоят в пяти-семи колонах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала- это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озеро!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колоны. Строятся в круг можно только по сигналу.
ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ
«Перетягивание каната» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: воспитывать ловкость, смелость, силу.
Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязываются узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл.
На площадке проводится черта. «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.
Правила игры: Начинать перетягивание канатов можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
«Борьба на палке» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: развивать выдержку, силу, ловкость.
На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступнями ног другого. По команде начинают тянуть палку.
Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.
Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
«Белый шаман» (подготовительная к школе группа)
Цель: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры: Если получивший бубен не правильно повторит ритм, он выходит из игры.
«Рыбаки»(средняя группа)
Цель: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут вёслами.
Правила игры: Кто из играющих повторит движение не правильно, тот выходит из игры.
ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ
«Прыжки через нарты» (старшая, подготовительная группы)
Цель: развитие ловкости, упражнение в прыжках на двух ногах
В ряд становятся санки (5-6 штук) параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см. Играющие в порядке очерёдности прыгают через них.
Правила игры: Выигрывает тот, кто не разу не заденет санки.
«Тройной прыжок» (подготовительная к школе группа)
Цель: упражнять в энергичных прыжках с ноги на ногу
Чертится линия. Играющие прыгают в порядке очерёдности. Делают три прыжка с ноги на ногу, начиная от черты. Побеждает тот, кто дальше прыгнет.
На снегу проводится черта, играющие становятся за ней. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры: Начинать прыгать надо от черты, прыгать только указанным способом.
«Важенка и оленята»
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Топают по лужам
Оленята малые
Терпеливо слушая
Наставленья мамины
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе.
«Гонки на нартах»
Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины.
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.
«Звери и птицы»
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.
«Льдинки, ветер и мороз»
Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.
«Куропатки и ягодки»
Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.
Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.
«Ловля оленей»
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.
«Гонки на оленях»
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.
Описание игры. Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.
«Снежный лабиринт»
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.
Описание игры. Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету
«Круговая лапта»
Описание игры. Игроки одной команды, стоя с обеих сторон площадки, салят мячом игроков другой, бегающих посередине. Бросать мяч в ноги, а прыгать через мяч – ноги врозь. Осаленный выходит из игры. Затем команды меняются местами.
«Игра-хоровод «Хейро» (означает «солнце»).
Описание игры. В хороводе в такт слову «хейро» дети выполняют простые ритмичные движения; характер их зависит от фантазии воспитателя, умения детей четко, одновременно выполнять показанное им движение. Такие игры знакомят детей с жизнью коренных жителей Таймыра, словарным составом языка, что имеет большое значение для воспитания у них чувства патриотизма и интернационализма.
на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать санки.
«Борьба на палке» (ненецкая игра).
Описание игры. На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.
«Ловля оленей»
Описание игры. На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами. На расстоянии 1,5—2 и вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю. Дети могут накидывать петлю по двое одновременно. Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя. Правила игры: набрасывать петлю можно только по сигналу.
«Охота на волка»
Описание игры. Задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего волка. Фигура волка вырезается из фанеры или картона. Охотник встает в 4—5 м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.
«Охота на куропаток»
Описание игры. Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, где имеются гимнастические стенки, вышки или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся 3—4 охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу воспитателя «охотники» куропатки улетают, садятся па ветки, взбираются на возвышения; охотники стараются попасть в куропаток, бросая в них мячом. Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальнейшей игре не принимают участия. После 2—3 повторений выбираются новые охотники, игра возобновляется. Правила игры: куропатки улетают только по сигналу воспитателя «охотники», а охотники начинают ловить куропаток только после этого сигнала. Бросать мяч можно только в ноги.
«Олени и оленевод» (долганская игра).
Описание игры. Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на оленя маут. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3—4 оленей. Затем выбирается новый оленевод. Основное правило игры состоит в том, чтобы накидывать маут только на туловище оленя, не затягивая его. Накидывать маут можно только после сигнала.
«Охота»
Описание игры. Играющие делятся на две группы. Одна группа уходит по намеченной дорожке и в разных местах прячет несколько условленных предметов: мяч, коробочку, конверт, кепку, листок бумаги и т.д., - это дичь. По той же дорожке через несколько минут отправляются охотники и стараются разыскать дичь. За каждый найденный предмет насчитывается два очка. Затем группы меняются ролями.
Выигрывает группа детей, за одинаковое время поисков «настрелявшая» больше дичи и получившая большее количество очков.
«Ключи»
Описание игры. Играющие образуют на площадке широкий круг. По сигналу ведущего каждый из играющих быстро обводит кружочком свое место. Кто это сделает медленнее других, становится водить.
Водящий подходит к любому из игроков и спрашивает: «Где ключи»» Тот отвечает, указывая рукой в любую сторону: «Вон там постучи», и сейчас же меняется с кем-нибудь местами. Водящий во время перебежки старается занять пуст
Водящий, не успевший занять место после пяти раз, может крикнуть: «Ключи нашел!» тогда все играющие должны поменяться своими местами, и в это время водящему всегда легко занять чей-нибудь кружок. Оставшийся без места водит.
«Тройной прыжок»
Описание игры. На участке проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыгают в порядке очередности. Начинают прыгать с одной ноги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще раз, приземляясь уже на обе ноги. Выигрывает тот, кто дальше прыгнул.
Игру можно проводить и по звеньям, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждого звена и начинают по сигналу прыжки. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается стремление не подвести свое звено, чувство ответственности за выполнение правил игры перед товарищами, чувство коллективизма.
«Кольцеброс»
Описание игры. Палку вбивают в землю или укрепляют на устойчивой подставке. Высота палки 68-85 см. Стоя в пяти шагах от нее (в зависимости от условий), дети по очереди стараются набросить на палку фанерные кольца (диаметр колец 15-20 см). Каждый бросает по три кольца.
Кто набросит на палку больше колец – тот и победитель.
«Мы на охоте!»
Описание игры. Кто больше застрелит зверей? Каждый бросает по 3 маленьких мяча в картонные или фанерные фигуры зверей на подставках: в волка, лису, зайца и т.д.
«Совушка»
Описание игры. Один из играющих – «совушка» - находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. По словам руководителя «Ночь наступает!» все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. Руководитель произносит: «День!» - и все снова начинают двигаться. После двух – трех повторений выделяется новая совушка. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшие в гнездо.
Правила.
1.Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком.
2.Вырываться от совушки нельзя.
3.Если руководитель скажет слово «день» до того, как совушка заметит пошевелившегося игрока, то она улетает в гнездо одна, без добычи.
Подвижная игра " Заморожу"
Описание игры. Вокруг водящего-Снеговика дети ведут хоровод и поют:
Идет Зимушка-зима, | |
У неё белая коса. | С ней идут тетки- |
Где она идет, | Белые поддёвки: |
Там снег трясёт; | Метель, Вьюга и Пурга. |
У реки ступает- | У них есть слуга: |
Льдом воду покрывает; | Сам злющий Мороз. |
Где она дышит, | От него много угроз, |
Там узоры пишет. | Кого схватит - тот замерз! |
Потом дети разбегаются от Снеговика в разные стороны. Он догоняет их и старается дотронуться рукой - "заморозить". "Замороженный" должен сразу остановиться и развести руки в стороны. Остальные игроки могут его "разморозить", для этого нужно бросить ему снежок так чтобы он поймал его.
Подвижная игра "Кутерьма"
Описание игры. Снеговик и дети встают в пары врассыпную. В каждой из них один играющий везет другого на санках. Все поют:
Уж как зимушка приходит, Белоснежная приходит, Люли, люли приходит! | Где вы саночки, конечки, Люли, люли дружочки! |
Осень прочь от нас уводит, Землю снегом всю заносит! Люли, люли всю заносит! | Здравствуй, зимушка-зима! Разыгралась кутерьма! Люли, люли кутерьма! |
Одна из пар - водящие, они стремятся догнать любую другую пару саночников и засалить одного из игроков. Салит участник, сидящий на санках, прикосновением руки. После этого новая пара становится водящей и начинает гоняться за другими саночниками, игра продолжается. (Снеговик уходит)
Построение в круг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Подвижные игры народов Красноярского края"
Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивностипозволяет осваивать жизненно ва...
Картотека дидактических игр "Красноярский край"
Картотека дидактических игр "Красноярский край"...
Картотека дидактических игр "Красноярский край"
Картотека дидактических игр "Красноярский край"...
Картотека Народы Красноярского края: от севера до юга
Народы Красноярского края: от севера до юга...
Картотека дидактических игр «Моя малая родина- Красноярский край»
Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придер...
Картотека стихотворений о Красноярском крае
Стихотворение о Красноярском крае для детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно-развлекательное мероприятие посвященное дню рождения Красноярского края, 89 лет Тема: "Разнообразный Красноярский край"
Познавательно-развлекательное мероприятие...