Организация и руководство дидактическими играми при реализации регионального компонента
методическая разработка (старшая группа)
Дидактические игры по региональному компоненту
отражают национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине,
воспитывает эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Знакомство с родным поселком
-посещение детьми достопримечательностей поселка
-рассматривание серии картинок ,презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_didakticheskaya_igra_kak_regionalnyy_komponent.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сказка»
Организация и руководство
дидактическими играми
при реализации регионального компонента
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Турмухамбетова А.Е
п.Домбаровский,2024
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Основные функции дидактической игры (Слайд 2)
Дидактическая игра является:
- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
- формой обучения,
- самостоятельной игровой деятельностью,
- средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка (Слайд 3,4)
- - Умственное воспитание: содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
- - Дидактические игры развивают сенсорные способности детей: ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
- - Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
- - Нравственное воспитание: у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности
- Трудовое воспитание: многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
- Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
- - Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе
Дидактические игры по региональному компоненту (Слайд 5)
отражают национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине,
воспитывает эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Знакомство с родным поселком (Слайд 6,7)
-посещение детьми достопримечательностей поселка
-рассматривание серии картинок ,презентации.(Слайд 8)
Обязательными структурными элементами дидактической игры, в том числе и регионального компонента являются:
- образовательная и воспитывающая задачи,
- игровые действия,
- правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: Слайд (9)
- Настольно- печатные
- Словесные игры.
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
Игры настольно-печатные
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений).
Словесные игры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к школе.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки.
Дидактическая игра Слайд ( 10)
«Собери картинку»
Цель игры: Активизировать представления детей о символах
своего поселка (герб, флаг).
Оборудование:
Картинки с изображением герба, флага поселка, комплект разрезанных картинок соответственно.
Игровое задание
Собери картинку, опиши символ своего поселка .
Эту игру так же можно использовать при закреплении знаний о символах нашего государства.
Дидактическая игра «Мемо. Памятники Домбаровский»
Вид дидактической игры
Настольно-печатная в форме парных карточек
Целевая аудитория. дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Цель игры: развивать познавательный интерес к истории родного города, воспитывать чувство любви к своей малой родине на основе ознакомления с его памятниками.
Задачи игры - Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. - Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. - развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве
Материал для игры: 12 парных карточек, всего 24, размером 9 x 13. На каждой паре одинаковое изображение памятника, достопримечательности. На обратной стороне карточек неяркий абстрактный рисунок. 20
Аннотация. Сначала необходимо познакомить детей с изображением памятников, их названиями, с историей памятника и его расположением в поселке . К игре прилагается буклет, который можно использовать педагогу. Обсудить с семьей возможность показать ребенку памятники в поселке во время прогулки или экскурсии.
Подготовка к игре: знакомство с игровыми карточками, разъяснение правил игры.
Варианты дидактической игры «Мемо. Памятники Домбаровский»
ИГРА № 1. «Найди и назови»
Количество игроков От 2 до 6
Ведущий выкладывает на стол в один ряд от 6 до 12 парных карточек, изображением вверх. Дети выбирают пару и называют памятник, забирая карточки себе. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
ИГРА № 2.«Запомни и найди» (Слайд 11)
Количество игроков От 2 до 6
Карточки раскладываются на стол хаотично, изображением вверх, сначала игра проводится с небольшим количеством карточек, постепенно количество их увеличивается. Дети рассматривают изображения, называют памятники. Затем ведущий переворачивает карточки изображением вниз. Игроки по очереди должны открывать любую карту и старается найти ей пару. За один ход можно открыть только две карты. Если пару находит карточки забирает себе, не находит то карточку кладет на место, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
«Мой адрес»
Цель: закрепление знаний детей о своем домашнем адресе, умение называть его.
Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч и говорит: «Я живу в городе Петрозаводске, улица Маршала Мерецкова, дом 24, квартира 17», следующий ребенок говорит свой адрес и т. д.
«Вежливые слова»
Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Воспитатель показывает карточку, на ней изображен городской объект (магазин, кинотеатр, музей и т. д.) и предлагает рассказать правила поведения на этом объекте.
«Мой детский сад»
Цель: Знакомство детей с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.
Предварительно проводится экскурсия по детскому саду. Педагоги делают фотографии помещений и персонала на рабочем месте.
Затем дети рассказывают о помещении на фотографии и называют люди, какой профессии там работают.
«Расскажи о своей семье»
Цель: расширение представлений о себе, как о члене семьи. Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.
Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями воспитанников группы, составленного предварительно совместно с родителями. Рассказывание о своей семье.
Варианты:
1. рассказать, где и кем работают родители.
2. Рассказать о любимом совместном отдыхе.
Игры с предметами (природными материалами)
Слайд 12)
«С какого дерева листок» ( Слайд 13)
Цель: закрепление знаний детей о растениях родного края, умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый и т. д.)
Предварительно дети собирают листья различных деревьев и оформляют гербарий. Затем рассматривают гербарий, называют с какого дерева лист, образовывают прилагательное, отвечая на вопрос: лист какой?
Методика организации и руководство дидактическими играми (Слайд 14)
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- проведение дидактических игр,
- анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности) выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает: (Слайд 15)
- •ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом. •объяснение хода и правил игры.
При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- •показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- •определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве партнёра, наблюдателя или мастера. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- •подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления. (Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....
Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.
Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...
Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.
Ознакомление детей с родным краем....
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»
Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность ...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»
Этапы внедрения регионального компонента в воспитательно- образовательную работу МБДОУ№6 г..Азова...