Организация и руководство дидактическими играми при реализации регионального компонента
методическая разработка (старшая группа)

Турмухамбетова Айгуль Есенжоловна

Дидактические игры по региональному компоненту  

отражают национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине,

воспитывает эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;

желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Знакомство с родным поселком  

-посещение детьми достопримечательностей поселка

-рассматривание серии картинок ,презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сказка»

Организация и руководство

 дидактическими играми

при реализации регионального компонента

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Турмухамбетова А.Е

п.Домбаровский,2024

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                      В.А.Сухомлинский

Основные функции дидактической игры  (Слайд 2)

 Дидактическая игра является:

- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

 - формой обучения,

  • самостоятельной игровой деятельностью,
  •  средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка (Слайд 3,4)

  •  - Умственное воспитание: содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
  •  - Дидактические игры развивают сенсорные способности детей: ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
  •  - Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
  • - Нравственное воспитание: у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности
  • Трудовое воспитание: многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
  • Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
  • - Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный      подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе

Дидактические игры по региональному компоненту  (Слайд 5)

отражают национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине,

воспитывает эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;

желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Знакомство с родным поселком  (Слайд 6,7)

-посещение детьми достопримечательностей поселка

-рассматривание серии картинок ,презентации.(Слайд 8)

Обязательными структурными элементами дидактической игры, в том числе и регионального компонента являются:

  • образовательная и воспитывающая задачи,
  •  игровые действия,

      -    правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: Слайд (9)

        - Настольно- печатные

        - Словесные игры.         

        - Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Игры настольно-печатные

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений).

Словесные игры

Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к школе.

Игры с предметами

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки.  

Дидактическая  игра    Слайд ( 10)
«Собери картинку»

Цель игры: Активизировать представления детей о символах
своего поселка (герб, флаг).

Оборудование:

Картинки с изображением герба, флага поселка, комплект разрезанных картинок соответственно.

Игровое задание

Собери картинку, опиши символ своего поселка .

Эту игру так же можно использовать при закреплении знаний о символах нашего государства.

        Дидактическая игра «Мемо. Памятники Домбаровский»

 Вид дидактической игры

 Настольно-печатная в форме парных карточек

 Целевая аудитория. дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

    Цель игры: развивать познавательный интерес к истории родного города, воспитывать чувство любви к своей малой родине на основе ознакомления с его памятниками.

 Задачи игры - Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. - Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. - развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве

Материал для игры: 12 парных карточек, всего 24, размером 9 x 13. На каждой паре одинаковое изображение памятника, достопримечательности. На обратной стороне карточек неяркий абстрактный рисунок. 20

Аннотация. Сначала необходимо познакомить детей с изображением памятников, их названиями, с историей памятника и его расположением в поселке . К игре прилагается буклет, который можно использовать педагогу. Обсудить с семьей возможность показать ребенку памятники в  поселке во время прогулки или экскурсии.

Подготовка к игре: знакомство с игровыми карточками, разъяснение правил игры.

Варианты дидактической игры «Мемо. Памятники Домбаровский»

 ИГРА № 1. «Найди и назови»

Количество игроков От 2 до 6

Ведущий выкладывает на стол в один ряд от 6 до 12 парных карточек, изображением вверх. Дети выбирают пару и называют памятник, забирая карточки себе. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.

ИГРА № 2.«Запомни и найди»  (Слайд  11)

 Количество игроков От 2 до 6

 Карточки раскладываются на стол хаотично, изображением вверх, сначала игра проводится с небольшим количеством карточек, постепенно количество их увеличивается. Дети рассматривают изображения, называют памятники. Затем ведущий переворачивает карточки изображением вниз. Игроки по очереди должны открывать любую карту и старается найти ей пару. За один ход можно открыть только две карты. Если пару находит карточки забирает себе, не находит то карточку кладет на место, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.

«Мой адрес»

Цель: закрепление знаний детей о своем домашнем адресе, умение называть его.

Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч и говорит: «Я живу в городе Петрозаводске, улица Маршала Мерецкова, дом 24, квартира 17», следующий ребенок говорит свой адрес и т. д.

«Вежливые слова»

Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель показывает карточку, на ней изображен городской объект (магазин, кинотеатр, музей и т. д.) и предлагает рассказать правила поведения на этом объекте.

«Мой детский сад»

Цель: Знакомство детей с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Предварительно проводится экскурсия по детскому саду. Педагоги делают фотографии помещений и персонала на рабочем месте.

Затем дети рассказывают о помещении на фотографии и называют люди, какой профессии там работают.

«Расскажи о своей семье»

Цель: расширение представлений о себе, как о члене семьи. Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.

Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями воспитанников группы, составленного предварительно совместно с родителями. Рассказывание о своей семье.

Варианты:

1. рассказать, где и кем работают родители.

2. Рассказать о любимом совместном отдыхе.

Игры с предметами (природными материалами)

Слайд  12)

«С какого дерева листок»         ( Слайд 13)

Цель: закрепление знаний детей о растениях родного края, умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый и т. д.)

Предварительно дети собирают листья различных деревьев и оформляют гербарий. Затем рассматривают гербарий, называют с какого дерева лист, образовывают прилагательное, отвечая на вопрос: лист какой?

Методика организации и руководство дидактическими играми (Слайд 14)

 Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

 - подготовка к проведению дидактической игры,

 - проведение дидактических игр,

  • анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности) выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  •  подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  •  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:  (Слайд 15)

  • •ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом. •объяснение хода и правил игры.

     При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

  • •показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  •  •определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве партнёра, наблюдателя или мастера. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • •подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления. (Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...