Статья "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с кадетской школой"
статья (подготовительная группа)

Усынина Марина Викторовна

В статье раскрываются эффективные формы взаимодействия детского сада и кадетской школы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию прокадетского движения в городе Шадринске

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriogtich_vospit_ped._zaurale.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с кадетской школой

Марина Викторовна Усынина,  

Методист МБДОУ «Д/с № 10» г. Шадринск, Курганская область,

usynina.marina.doy10@yandex.ru

Ключевые слова: патриотическое воспитание, кадеты, кадетское движение, прокадеты.

Аннотация статьи:

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с родным краем. В статье раскрываются эффективные формы взаимодействия детского сада и кадетской школы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию прокадетского движения в городе Шадринске.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Особое внимание при организации духовно-нравственного развития мы уделяем патриотическому воспитанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается проблема воспитания патриотических чувств, формирования первичных представлений о малой родине, любви к ней, гордости за ее достижения.

В связи с этим была разработана рабочая программа патриотического воспитания дошкольников «Юные патриоты» (далее – Программа).

Цель Программы: создание образовательной среды дошкольной организации, направленной на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи Программы:

1. Создание условий для формирования у детей гражданско-патриотической позиции на основе эмоционально-ценностного отношения к родному краю.

2. Расширение представлений воспитанников о родном крае через знакомство с его историей, традициями, фольклором, достопримечательностями, промыслами, декоративно-прикладным искусством, природой, знаменитыми людьми.

3. Разработка эффективных форм взаимодействия детского сада и кадетской школы, способствующих патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию прокадетского движения в городе Шадринске.

4. Воспитание любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историческое прошлое, уважительного отношения к людям других национальностей.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года, реализуется в вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.

Содержание Программы представлено следующими блоками:

1 Блок – «Я и моя семья» направлен на расширение знаний о своем ближайшем окружении, семье, ее традициях; воспитание любви и привязанности к своей семье, уважения к труду родителей.

2 Блок – «Любимый детский сад» способствует формированию интереса к детскому саду, его сотрудникам; расширению представления ребенка о себе как о члене коллектива; воспитанию нравственных качеств.

3 Блок –  «Моя малая родина» посвящен расширению представлений о родном крае через знакомство с его историей, традициями, фольклором, промыслами, декоративно-прикладным искусством, природой, знаменитыми людьми; воспитанию любви к малой родине.

4 Блок – «Защитники Родины» дает представления о Зауральцах – защитниках Родины во время Великой Отечественной войны, развивает интерес к истории своей страны; воспитывает  чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, погибших в войне.

5 Блок – «Кадет – это звучит гордо» знакомит с традициями, нормами и правилами кадетской школы, способствует формированию способности осознания себя, как члена кадетского братств, воспитанию патриотических качеств.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с дошкольниками с использованием всего спектра форм, методов и средств воспитания.

Более подробно раскроем содержание блока «Кадет – это звучит гордо». Реализация данного блока происходит на основе взаимодействия с ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат», руководствуясь договором о сотрудничестве по реализации гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного и физического развития подрастающего поколения.

Начиная со старшей группы, знакомим детей с историей кадетского движения, с Шадринской кадетской школой, ее символикой посредством экскурсий и бесед с воспитанниками и учителями, совместных досугово-познавательных и спортивных мероприятий, таким образом, формировали представления о кадетах. Например, в процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром «Кто они кадеты», в ходе бесед с презентациями «Кадет – это звучит гордо», «Устав кадета», при рассматривании тематических альбомов «Кто такой кадет», «Символика кадетской школы», во время дидактических игр «Что сначала, что потом», «Одень кадета» и др.

Большой восторг у дошкольников вызвал первый визит кадетов в ДОУ. Кадеты познакомили детей с историей возникновений кадетских классов, их значимостью, рассказали кто такой кадет, кто может стать кадетом. Дошкольники услышали от кадетов такие важные слова, что нужно быть верным России, гордиться ее прошлым, уважать обычаи и традиции всех народов, населяющих землю великой родины. Юный ученик, который вступил на путь кадета, должен быть готов к насыщенной учебной программе и соревнованиям, которые не предусмотрены в обычной школе. Его научат порядку и дисциплине, но прежде он должен это заслужить.

В подготовительной к школе группе, готовясь к посвящению в прокадеты, совместно с родителями воспитанников разработали символику прокадетской группы (флаг, гимн, отличительный знак, устав, речевка, девиз, форма). Занимались с детьми изучением основ строевой подготовки.

В октябре во время торжественного мероприятия дошкольников посвятили в прокадеты. Воспитанники приняли присягу и вступили в ряды прокадетского движения. Ребята поклялись быть честными, храбрыми и верными товарищами, уважать старших и помогать младшим, быть верными России, уважать традиции Родины. В мероприятии приняли участие гости и поздравили юных прокадетов: представитель отдела военного комиссариата города Шадринск и Шадринского района Курганской области подполковник Кушниров Владимир Григорьевич, воспитатель ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат» Черемисин Александр Юрьевич.

Утро в прокадетской группе начиналось с переклички, утреннего сбора, ритуала поднятия флага под гимн России. В конце дня – вечернее построение, подведение итогов дня, вручение «звезд» особо отличившимся, ритуал спуска флага группы. Дети настолько прониклись духом патриотизма, что каждый день с неподдельной гордостью одевали отличительный знак прокадета. Дисциплина в группе улучшилась, часто из уст детей можно было услышать фразы: «Кадеты так не поступают» или «А еще хочешь стать кадетом».

В «День кадета» (17 февраля) дошкольники ездили в кадетскую школу поздравить своих друзей с праздником. Ребята участвовали в торжественном мероприятии, на котором самых достойных учеников посвящали в кадеты. В качестве поздравления дети рассказали стихи, исполнили гимн прокадетов, мальчики завершили выступление танцем, который вызвал у зрителей шквал аплодисментов. Участие в жизни кадетской школы способствует знакомству детей с традициями, нормами и правилами кадетской школы, формированию способности осознания себя, как члена кадетского братства.

Во время экскурсии в кадетскую школу дошкольники посетили музей, в котором кадеты рассказали об истории школы, о её лучших выпускниках, о школьных традициях, а так же о возникновении первого кадетского класса. Дети с интересом рассматривали многочисленные кубки и награды, полученные кадетами в различных соревнованиях. Жизнь - отечеству, честь - никому! Таков девиз кадетов. И в первую очередь их учат осознавать свой долг, понимать значимость клятвы и присяги – об этом ребятам рассказали сами кадеты.

В честь праздника, посвященного «Дню защитника Отечества», дети совместно с кадетами и папами воспитанников участвовали в традиционной военно-патриотической игре «Зарница», целью которой является развитие интереса к Российской армии, воспитание уважения к защитникам Отечества. Ребята разминировали минное поле, переправлялись по кочкам через болото, преодолевали разные препятствия, с большим аппетитом ели «солдатскую» кашу. Кадеты показали элементы рукопашного боя, строевую подготовку.

Участие воспитанников подготовительной группы в проводимом городском смотре-конкурсе строя и песни стимулировало развитие гражданской позиции, дало возможность почувствовать себя частичкой своей Родины.

Для обобщения полученных представлений широко используются праздники и развлечения. Дети осуществили «космическое путешествие» вместе с кадетами на физкультурном досуге «Земля в иллюминаторе». В увлекательной форме ребята «построили ракету и облетели Солнечную систему», а при «посадке на планете» преодолевали занимательные препятствия, разгадывали загадки, повстречались с забавными «инопланетянами», играли и увлекательно проходили интересные конкурсные эстафеты. Итогами праздника стали веселые и ликующие от восхищения лица детей, переполненных жизнерадостными эмоциями от захватывающего «путешествия», по итогам которого каждому ребенку торжественно вручили удостоверение космонавта.

Воспитанию чувства гордости за мужество и героизм соотечественников, погибших во время Великой Отечественной войны, способствовало участие дошкольников совместно с кадетами в торжественном мероприятии, посвященном празднованию «Дня Победы» в геронтологическом центре «Спутник». Стоя с портретами шадринцев – защитников Родины, дети приобщались к великому прошлому своего края, своей страны.

В завершении учебного года прошло торжественное мероприятие, посвященное передаче детьми символики прокадетской группы своим преемникам: ребятам из старшей группы. Заведующий МБДОУ А.Н. Федоринова и руководитель службы по военной работе ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат» подполковник П.В. Расстригин вручили детям свидетельства об окончании прокадетской группы. В мероприятии принимали участие кадеты.

Таким образом, мы отводим уникальную роль взаимодействию с ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат» в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству. Считаем, что основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в дошкольном детстве, так как в этом возрасте у детей происходит формирование духовно-нравственной основы, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Библиографический список:

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Т.М. Аникина, Г.В. Степанова. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 248с.
  2. Зацепина, М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  3. Зеленова, И.Н., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»,  2010.- 96с.
  4. Каратаева, Н.А. Мы живем в Зауралье: региональная образовательная программа дошкольного образования / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских; Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск, 2017. – 203 с.
  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012. -72 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры"

Цель духовно- нравственного воспитания заключается в формировании нравственных качеств личности ребенка, таких как: срвесть, патриотизм, чувство долга, ответсвенность. Для того . чтобы сформировать у ...