Проект "Единство народов"
проект (старшая группа)
Социально значимый проект в старшей группе на тему: «В дружбе народов - единство России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально значимый проект в старшей группе на тему: «В дружбе народов - единство России»
Автор проекта: воспитатель К.М. Назарова г. Сочи, 2022г.
Информационная карта проекта:
1. Название проекта «В дружбе народов - единство России».
2. Тип проекта: социально-значимый.
3. Продолжительность проекта: долгосрочный.
4. Срок реализации: сентябрь 2022г-май 2023г.
5. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
6. Возраст участников проекта 5-6 лет.
7. Авторы проекта: воспитатель К.М. Назарова.
8. Проблема: недостаточная сформированность у детей представлений о людях разных национальностей, населяющих Россию.
9.Актуальность: Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше ста пятидесяти больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, которое так многогранно по содержанию. Воспитывая в дошкольниках чувство патриотизма, необходимо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Важно чтобы в жизни маленький гражданин хорошо знал и понимал историю и культуру своей Родины, и наряду с этим был приобщен к истории и культуре других республик. Необходимо формировать у детей желание больше узнать о своей стране, о людях ее населяющих, воспитывать доброе уважительное отношение к представителям других народов.
10. Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознания многонациональности нашей страны, культуры межнациональных отношений и толерантности.
11. Задачи проекта:
∙ формирование у детей осознания многонациональности нашей страны;
∙ формировать представление о России как многонациональном государстве, но единой стране;
∙ способствовать развитию интереса к знакомству с новыми традициями;
∙ познакомить детей с традициями, музыкой, кухней, костюмом и культурой народов России;
∙ развивать представление о разных культурах;
∙ воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе;
∙ воспитывать у детей толерантность, дружелюбие к представителям других народов;
∙ повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
12. Ожидаемые результаты по проекту:
∙ сформированность представлений о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов;
∙ сформированность интереса к жизни и традициям народов разных стран;
∙ обогащение словарного запаса детей новыми терминами, понятиями;
∙ проявление у детей в ходе различных видов деятельности чувства патриотизма и толерантности;
∙ проявление интереса к совместной музыкальной деятельности взрослых и детей;
∙ повышение компетентности родителей в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников;
∙ вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации;
∙ увеличение числа родителей, принимающих участие в совместных мероприятиях.
I этап -мотивация В нашу группу пришла новая девочка. На один из праздников, она принесла татарский десерт «Чак-Чак». Дети с интересом попробовали блюдо, и стали расспрашивать, почему так называется блюдо. Девочка сказала, что это татарское блюдо. Дети стали у неѐ спрашивать, кто такие татары, где они живут? Я рассказала, что в России живет очень много разных народов, и у всех есть свой язык, блюда, обычаи. Так возникла идея реализации социально значимого проекта в старшей группе «В дружбе народов-единство России».
II этап- разработка совместного плана работы над реализацией проекта. Для составления плана была использована модель трѐх вопросов по Л.В. Михайловой-Свирской: -Что мы знаем о том, люди какой национальности живут в нашей стране? -Что нового мы хотим узнать о людях различных национальностей? -Что нужно сделать, чтобы узнать?
III этап-практический- мероприятия по плану проекта.
План реализации проекта «В дружбе народов - единство России».
№ п/п | Месяц | Наименование мероприятия | Ответственные |
I Информационно-аналитический раздел | |||
1. | Сентябрь | Найти методическую и справочную литературу по теме. | воспитатель |
2. | Сентябрь | Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию патриотическое воспитание детей. | воспитатель |
3. | Сентябрь | Составление картотек народных игр, дидактических игр. | воспитатель |
II Работа с детьми. | |||
1. | Сентябрь | Беседа с детьми «Какие народы живут в России». | воспитатель |
2. | Сентябрь | Прослушивание музыкальных произведений народов России. | воспитатель |
3. | Сентябрь | Проведение башкирской народной игры «Поймай воробья поясом». | воспитатель |
4. | Чтение татарской народной сказки «Соловей». | Октябрь | |
5. | Д\И «Из какой сказки герой?». | ||
6. | Рисование национальных орнаментов воспитатели. | ||
7. | Анкетирование родителей старшей группы на тему: «Дружба народов». | ||
8. | Беседа с детьми о национальных блюдах народов России. | ||
9. | Игра на детских музыкальных инструментах. | ||
10. | Чтение пословиц, поговорок, загадок о народах России. | ||
11. | Знакомство с национальной одеждой юношей. | ||
12. | Рассматривание кукол мальчика и девочек в русском национальном костюме. | ||
13. | «Сказки-шумелки». | ||
14. | Знакомство с национальной одеждой девушек. | ||
15. | Ср/и «Дом моды» (национальные костюмы). | ||
16. | Аппликация «Орнаменты для кокошников». | ||
17. | Чувашская П\И «Сердитый телёнок». | ||
18. | Презентация для детей «Танцы народов России». | ||
19. | Чтение марийской народной сказки «Волшебный меч». | ||
20. | Раскрашивание костюмов народов России. | ||
21. | Проведение чеченской п/и «Делай как я». | ||
22. | Рассматривание кукол мальчика и девочки в татарском национальном костюме. | ||
23. | Д\и «Угадай, чей костюм?». | ||
24. | Рассматривание кукол мальчика и девочки в калмыцком национальном костюме. | ||
25. | Д\И «Собери флаг». | ||
26. | Создание лэпбука совместно с детьми «Народы России». | ||
27. | Ср/и «Магазин сувениров». | ||
28. | Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь». | ||
29. | Разучивание песен народов России». | ||
30. | Аппликация «Укрась орнаментом русский народный сарафан». | ||
31. | Рассматривание кукол мальчика и девочки в марийском костюме. | ||
32. | Интервьирование «Какие народы живут в России?», «Какие национальные блюда ты знаешь?». | ||
33. | Чтение татарской народной сказки «Шах-петух». | ||
34. | Итоговое мероприятие по проекту: Фестиваль «Дружба народов». | ||
35. | Рассматривание кукол мальчика и девочки в чувашском костюме. | ||
36. | План взаимодействия с родителями по реализации проекта. | ||
III Работа с родителями. | |||
Консультация: «Играйте с детьми в народные подвижные игры». | |||
Оформление информационного стенда ко Дню народного единства. | |||
Консультация «Музыкальные инструменты народов России». | |||
«Генеологическое древо моей семьи». | |||
Создание альбома «Национальные блюда народов России». | |||
Май | Итоговое мероприятие по проекту Фестиваль «Дружба народов». | ||
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Конспект беседы: «Какие народы живут в России» Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, еѐ населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай. Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки. Содержание непосредственно образовательной деятельности: Звучит в аудиозаписи песня о Родине. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.) - Правильно, Родина – это место, где вы живѐте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живѐте; страна, в которой вы живѐте. Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом». На карте мира не найдѐшь Тот дом, в котором ты живѐшь. И даже улицы родной Ты не найдѐшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдѐм Свою страну, наш общий дом. - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) Рассматривание карты России. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 1. Наша страна называется … (Россия). 2. Наша страна очень … (большая, огромная). 3. В ней много … (рек, озѐр, животных, лесов, городов). 4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, еѐ населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своѐм языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) -Это то, что передаѐтся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящѐн медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Ребѐнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мѐд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тѐплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тѐплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Башкирская народная игра «Юрта». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, весѐлые ребята, Соберѐмся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нѐм говорят на всей территории нашей страны, на нѐм обучают детей в школах, студентов в институтах, на нѐм издаются законы России. Ребѐнок читает стихотворение. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой – Деревья до небес! Могуч язык наш русский, Как этот русский лес. И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной! Рассматривание книг со сказками разных народов России. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Рассматривание изделий народных промыслов. - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. - Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрѐшки, палехские шкатулки и др.) - Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьѐм одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.) - Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. - Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всѐ, чтобы сберечь еѐ, чтобы сделать еѐ краше, богаче и сильнее. Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию». Берегите Россию, Нет России другой. Берегите еѐ тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе! Дети исполняют песню о Родине. Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает. Конспект беседы на тему: «Кухня разных народов России». Цель: рассказать воспитанникам о традициях разных народов России и их национальной кухне. Задачи: 1. Образовательные: • дать воспитанникам представление о традиционных национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную научную картину мира, историческое мышление; расширять его кругозор; 2. Развивающие: • развивать у воспитанников монологическую речь, логическое мышление, внимание, память; 3. Воспитательные: • воспитывать у детей уважение к традициям разных народов России, культуру поведения; умение сообща работать в коллективе. Предварительная работа: приготовление любимого блюда в домашних условиях. Словарная работа: Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предков ( например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Нация - это общность людей, у которых сложились общие интересы, общие традиции и говорят одним общим языком. Национальный - это то, что характерно для данной нации, свойственный именно ей. Ход : Ребята, сегодня мы поговорим о традиционной кухне разных народов России. Мы все живем одной дружной семьей. Дети, какие национальности вы знаете России? (русские, татары, чуваши, удмурты). У каждого народа есть свои национальные традиции приготовления блюд. Сегодня мы узнаем о некоторых из них. На Руси одним из традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель, помидоры. Зато много было дикой пшеницы - полбы. Помните работника Балду, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Так же считалось, что поев кашу можно было браться за большое дело, требующее много силы, ума и ловкости. Почему такой почет каше? (Польза каш в то, что в ней есть все необходимые питательные вещества). Ребята, а какие же каши вам известны? (ответы детей) Ребята, давайте вспомним с вами пословицы, которые относятся к русской кухне. Вы их прочтете, и мы вместе попробуем их объяснить. • «Щи да каша - пища наша». (в этой пословице говорится о том, что в старину у русских людей главной едой были щи и каша). • «Без каши обед не в обед». (каша считалась полезной и главным блюдом на столе). • «Борщ без каши - вдовец, каша без борща - вдова». (люди в старину питались правильно, ели первое и второе). • «Гречневая каша сама себя хвалит: я - де с маслом хороша». (каша считалась здоровой пищей, в ней много питательных веществ). Вывод: Почему на Руси кашу почитали? (Каша очень полезная, в ней много питательных веществ. Каша считалась символом богатства Блины пользовались особой популярностью в народе. Когда появились блины на столе, трудно сказать, однако достоверно известно, что блины были и есть угощением на Масленицу. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «"Как на масляной неделе в потолок блины летели". • «Без блина - не Масленица, без пирога - не именины». • «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». • Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои. Масленица, самый весѐлый из праздников на Руси. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом еѐ был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил еѐ, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядрѐной бабой с жирными румяными щѐками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до упаду. Праздник продолжался неделю, и каждый день угощались блинами. Вывод: - Ребята, как много интересного мы узнали из истории традиционной кухни русского народа. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пирог». Дети встают в круг. Ребенок «пирог» сидит в середине : Испекли пирог, Положили на порог. Да этакий он высоконький, Да этакий он широконький, Да этакий он мягошенький. Бери нож, режь да ешь. (Дети разбегаются в стороны). А сейчас мы с вами продолжаем узнавать о кухне разных народов России. Одним из национальных блюд марийского народа считаются - "ватрушки". Богата марийская кухня мучными изделиями - это пироги и ватрушки с различными начинками (картофельная, ягодная, творожная, грибная, конопляная и др.). На любом праздничном столе марийского народа к чаю всегда подаются аппетитные ватрушки. Ватрушки из ягод готовят чаще из дрожжевого теста. Для ягодной начинки берут малину, землянику, клубнику и другие ягоды. Ватрушки с картофелем. В связи с тем, что картофель считается "вторым хлебом", в марийской кухне имеется много блюд, где основой служит картофель (картофельные пельмени, картофельные оладьи, каша с картошкой, пироги с картошкой). Ватрушки с творогом готовят с творожной начинкой. Марийская национальная кухня, как и любая другая кухня, постоянно развивается, пополняется новыми блюдами. Когда речь заходит об удмуртской народной кухне, прежде всего, подразумеваются пельмени. Да, именно пельмени, которые во всем мире считаются исконно русской едой, попали в Россию из Пермского края от предков нынешних удмуртов и коми. Об этом говорит само название блюда. Пельмень удмурты называют «пельнянь» : пель - ухо, нянь - хлеб, то есть хлебное ухо. Действительно, он и похож на ухо. Несомненно, удмуртская кухня славится не только пельменями. Любимейшим блюдом жителей являются перепечи. Это праздничное угощение, которое готовится в торжественных случаях. Из теста вырезаются кружочки, из которых лепят корзиночки, приподняв и защипнув края. В середину кладется начинка: грибы, мясо, капуста, картофель, редька, каша, лесные травы, перемешанные с омлетом и луком. Перепечи выпекают на небольшом огне и едят только горячими. Вывод: - Ребята, обратите внимание, у всех народов есть своя национальная кухня. Давайте мы познакомимся с татарской национальной кухней. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак, характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах. Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Во время приема гостей, суп - лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом. В народе считают, что украшением застолья и сейчас остается хорошая беседа. Дети, сегодня мы с вами познакомились с лучшими кулинарными традициями и обычаями разных народов. Их кухни богаты своими национальными блюдами, всегда славились оригинальностью приготовления, вкусовыми качествами и оформлением. Некоторые ребята нашей группы постарались и приготовили с мамами любимые блюда. Сейчас они нам расскажут. В группе нас ждет чаепитие. Всем приятного аппетита! 16. Вывод Вывод: мы считаем, что данный проект позволил в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о семье, еѐ традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: педагоги + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи. 1 этап –мотивационный Основной мотивацией к реализации данного проекта стал интерес детей к разным народам России , и их культуре, и обычаям. Мир, в котором мы живѐм, дарит намного прекрасных моментов. Общение друг с другом- это то, что делает нашу жизнь лучше. Но общаться, порой, бывает нелегко, тк мы живем в многонациональном государстве. На территории России проживают люди 160 национальностей. Почему непросто жить в такой семье? (каждый выделяет свою нацию, забывая о толерантности). И чтобы жить в мире, детям необходимо знакомиться с культурой народов, проживающих в России. Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. С родителями дошкольников, было проведено анкетирование родителей старшей группы на тему: «Дружба народов» . Данная анкета позволила узнать , насколько родители осведомлены о культуре и обычаях народов, проживающих России. Поэтому, мы учли все пожелания,и приступили к реализации проекта. 2 этап- разработка совместного плана Для составления плана была использована модель трех вопросов: Что мы знаем о народах России? Россию населяет многонациональный народ. Со своей культурой, языком, музыкой, кухней, одеждой. Что мы хотим узнать? Особенности культуры и быта разных народов России. Каким ремеслом занимаются, какие блюда готовят, в каких одеждах ходят, как она называется. Что сделать ,чтобы узнать? Поискать в Интернете. Сходить в музей. Спросить у бабушек, дедушек, мам, пап. Рассматривать альбомы, иллюстрации. 3 этап практический- мероприятия по плану проекта План мероприятий по реализации проекта в старшей группе на тему: «В дружбе народов единство России» Месяц Наименование мероприятия Ответственные Сентябрь 1. Беседа с детьми «Какие народы живут в России» воспитатели Евстратова А.А. 2.Прослушивание музыкальных произведений народов России музыкальный руководитель Гагаева О.В. 3.Проведение башкирской народной игры «Поймай воробья поясом» воспитатели Евстратова А.А. 4. Чтение татарской народной сказки «Соловей» воспитатели Евстратова А.А. Октябрь 1. Д\И «Из какой сказки герой?» воспитатели Евстратова А.А. 2. Рисование национальных орнаментов воспитатели Евстратова А.А. 3. Знакомство с национальными музыкальными инструментами музыкальный руководитель Гагаева О.В. 4. Знакомство с национальной одеждой юношей. воспитатели группы Евстратова А.А. Ноябрь 1. Беседа с детьми о национальных блюдах народов России воспитатели Евстратова А.А. 2.Игра на детских музыкальных инструментах музыкальный руководитель Гагаева О.В. 3. Чтение пословиц, поговорок, загадок о народах России воспитатели Евстратова А.А. 4. Знакомство с национальной одеждой девушек; воспитатели Евстратова А.А. Декабрь 1. Рассматривание кукол мальчика и девочек в русском национальном костюме воспитатели Евстратова А.А. 2. Ср/и «Дом моды» (национальные костюмы) воспитатели Евстратова А.А. 3. «Сказки-шумелки» музыкальный руководитель Гагаева О.В. 4.Аппликация «Орнаменты для кокошников» воспитатели Евстратова А.А. Январь 1.Чувашская П\И «Сердитый телѐнок» воспитатели Евстратова А.А. 2.Презентация для детей «Танцы народов России» музыкальный руководитель Гагаева О.В. 3. Чтение марийской народной сказки «Волшебный меч» воспитатели Евстратова А.А. 4. Посадка традиционных национальных культур (пшеницы, арбуза, картофеля, виноград и т.д.) и наблюдение за всходами воспитатели Евстратова А.А. Февраль 1.Ср/и «Маленький оркестр» музыкальный руководитель Гагаева О.В. 2.Раскрашивание костюмов народов России воспитатели группы Евстратова А.А. 3. Проведение чеченской п/и «Делай как я» воспитатели Евстратова А.А. 4. Д\И «Собери флаг» воспитатели Евстратова А.А. 5. Рассматривание кукол мальчика и девочки в татарском национальном воспитатели Евстратова А.А. костюме Март 1.Д\и «Угадай, чей костюм?» воспитатели Евстратова А.А. 2. Разучивание флешмоба «Я, ты, он, она» музыкальный руководитель Гагаева О.В. 3. Рассматривание кукол мальчика и девочки в калмыцком национальном костюме воспитатели Евстратова А.А. 4. Создание лэпбука совместно с детьми «Народы России» воспитатели Евстратова А.А. Апрель 1. Ср/и «Магазин сувениров» воспитатели, Евстратова А.А. 2.Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь» воспитатели Евстратова А.А. 3. Разучивание песен народов России» музыкальный руководитель Гагаева О.В. 4. Аппликация «Укрась орнаментом русский народный сарафан» воспитатели Фон В.В., Евстратова А.А. 5.Рассматривание кукол мальчика и девочки в марийском костюме воспитатели Евстратова А.А. Май 1.. - старший воспитатель Азарян Э.Г. 2. Чтение татарской народной сказки «Шах-петух» воспитатели Евстратова А.А. 3.Итоговое мероприятие по проекту: Фестиваль «Дружба народов» старший воспитатель Азарян Э.Г., музыкальный руководитель Гагаева О.В., воспитатели группы 4. Рассматривание кукол мальчика и девочки в чувашском костюме Воспитатели Евстратова А.А. План взаимодействия с родителями по реализации проекта Месяц Наименование мероприятия Ответственные Сентябрь Анкетирование родителей старшей группы на тему: «Дружба народов» старший воспитатель Азарян Э.Г., воспитатели группы Октябрь Консультация: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» воспитатели ,Евстратова А.А. Ноябрь Оформление информационного стенда ко Дню народного единства воспитатели Евстратова А.А. Декабрь Консультация «Музыкальные музыкальный инструменты народов России» руководитель Гагаева О.В. Март Организация выставки совместно с родителями «Генеологическое древо моей семьи» воспитатели Евстратова А.А., родители Апрель Создание альбома «Национальные блюда народов России» Воспитатели Евстратова А.А., родители Май Итоговое мероприятие по проекту Фестиваль «Дружба народов» старший воспитатель Азарян Э.Г., музыкальный руководитель Гагаева О.В., воспитатели группы 4 этап итоговый: мероприятие по проекту Фестиваль «Дружба народов» Мероприятия по реализации социально значимого проекта: «В дружбе народов-единство России» Знакомство с национальными музыкальными инструментами Прослушивание музыкальных произведений народов России Подвижная игра «Горелки» Кубанская подвижная игра «Плетень» Чувашская народная игра «Сердитый телѐнок» Беседа: «Национальные блюда народов России» Игра на детских музыкальных инструментах Аппликация «Орнамент для кокошника» Рассматривание костюмов народов России Просмотр презентации: «Танцы народов России» Музыкальная игра «Маленький оркестр» Флешмоб «Я, ты, он, она» Раскрашивание русских сарафанов Сюжетно-ролевая игра: «Магазин сувениров» Генеалогическое древо семьи Баганниковых Генеологическое древо семьи Рыбиных Викторина по итогам реализации проекта «Народы России единством сильны» Башкирская народная игра «Юрта» Дидактическая игра: «Угадай, чей костюм» Танец «Во поле береза стояла» Игра «Найди герб и флаг своей страны» Представление блюд народов России ПРИЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ДРУЖБЕ НАРОДОВ -ЕДИНСТВО РОССИИ» Конспект беседы с детьми на тему: «Какие народы живут в России» Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, еѐ населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай. Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки. Содержание непосредственно образовательной деятельности: Звучит в аудиозаписи песня о Родине. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.) - Правильно, Родина – это место, где вы живѐте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живѐте; страна, в которой вы живѐте. Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом». На карте мира не найдѐшь Тот дом, в котором ты живѐшь. И даже улицы родной Ты не найдѐшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдѐм Свою страну, наш общий дом. - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) Рассматривание карты России. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 5. Наша страна называется … (Россия). 6. Наша страна очень … (большая, огромная). 7. В ней много … (рек, озѐр, животных, лесов, городов). 8. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, еѐ населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своѐм языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) - Это то, что передаѐтся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящѐн медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Ребѐнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мѐд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тѐплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тѐплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Конспект беседы с детьми на тему: «Какие народы живут в России» Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, еѐ населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай. Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки. Содержание непосредственно образовательной деятельности: Звучит в аудиозаписи песня о Родине. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.) - Правильно, Родина – это место, где вы живѐте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живѐте; страна, в которой вы живѐте. Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом». На карте мира не найдѐшь Тот дом, в котором ты живѐшь. И даже улицы родной Ты не найдѐшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдѐм Свою страну, наш общий дом. - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) Рассматривание карты России. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 9. Наша страна называется … (Россия). 10. Наша страна очень … (большая, огромная). 11. В ней много … (рек, озѐр, животных, лесов, городов). 12. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, еѐ населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своѐм языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) - Это то, что передаѐтся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящѐн медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Ребѐнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мѐд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тѐплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тѐплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, весѐлые ребята, Соберѐмся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нѐм говорят на всей территории нашей страны, на нѐм обучают детей в школах, студентов в институтах, на нѐм издаются законы России. Ребѐнок читает стихотворение. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой – Деревья до небес! Могуч язык наш русский, Как этот русский лес. И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной! Рассматривание книг со сказками разных народов России. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Рассматривание изделий народных промыслов. - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. - Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрѐшки, палехские шкатулки и др.) - Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьѐм одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.) - Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. - Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всѐ, чтобы сберечь еѐ, чтобы сделать еѐ краше, богаче и сильнее. Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию». Берегите Россию, Нет России другой. Берегите еѐ тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе! Дети исполняют песню о Родине. Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает. Конспект беседы с детьми на тему: «Кухня разных народов России» Цель: рассказать воспитанникам о традициях разных народов России и их национальной кухне. Задачи: 1. Образовательные: • дать воспитанникам представление о традиционных национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную научную картину мира, историческое мышление; расширять его кругозор; 2. Развивающие: • развивать у воспитанников монологическую речь, логическое мышление, внимание, память; 3. Воспитательные: • воспитывать у детей уважение к традициям разных народов России, культуру поведения; умение сообща работать в коллективе. Предварительная работа: приготовление любимого блюда в домашних условиях. Словарная работа: Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предков ( например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Нация - это общность людей, у которых сложились общие интересы, общие традиции и говорят одним общим языком. Национальный - это то, что характерно для данной нации, свойственный именно ей. Ход беседы: Ребята, сегодня мы поговорим о традиционной кухне разных народов России. Мы все живем одной дружной семьей. Дети, какие национальности вы знаете России? (русские, татары, чуваши, удмурты). У каждого народа есть свои национальные традиции приготовления блюд. Сегодня мы узнаем о некоторых из них. На Руси одним из традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель, помидоры. Зато много было дикой пшеницы - полбы. Помните работника Балду, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Так же считалось, что поев кашу, можно было браться за большое дело, требующее много силы, ума и ловкости. Почему такой почет каше? (Польза каш в то, что в ней есть все необходимые питательные вещества). Ребята, а какие же каши вам известны? (ответы детей) Ребята, давайте вспомним с вами пословицы, которые относятся к русской кухне. Вы их прочтете, и мы вместе попробуем их объяснить. • «Щи да каша - пища наша». (в этой пословице говорится о том, что в старину у русских людей главной едой были щи и каша). • «Без каши обед не в обед». (каша считалась полезной и главным блюдом на столе). • «Борщ без каши - вдовец, каша без борща - вдова». (люди в старину питались правильно, ели первое и второе). • «Гречневая каша сама себя хвалит: я - де с маслом хороша». (каша считалась здоровой пищей, в ней много питательных веществ). Вывод: Почему на Руси кашу почитали? (Каша очень полезная, в ней много питательных веществ. Каша считалась символом богатства Блины пользовались особой популярностью в народе. Когда появились блины на столе, трудно сказать, однако достоверно известно, что блины были и есть угощением на Масленицу. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «"Как на масляной неделе в потолок блины летели". • «Без блина - не Масленица, без пирога - не именины». • «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». • Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои. Масленица, самый весѐлый из праздников на Руси. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом еѐ был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил еѐ, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядрѐной бабой с жирными румяными щѐками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до упаду. Праздник продолжался неделю, и каждый день угощались блинами. Вывод: - Ребята, как много интересного мы узнали из истории традиционной кухни русского народа. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пирог». Дети встают в круг. Ребенок «пирог» сидит в середине : Испекли пирог, Положили на порог. Да этакий он высоконький, Да этакий он широконький, Да этакий он мягошенький. Бери нож, режь да ешь. (Дети разбегаются в стороны). А сейчас мы с вами продолжаем узнавать о кухне разных народов России. Одним из национальных блюд марийского народа считаются - "ватрушки". Богата марийская кухня мучными изделиями - это пироги и ватрушки с различными начинками (картофельная, ягодная, творожная, грибная, конопляная и др.). На любом праздничном столе марийского народа к чаю всегда подаются аппетитные ватрушки. Ватрушки из ягод готовят чаще из дрожжевого теста. Для ягодной начинки берут малину, землянику, клубнику и другие ягоды. Ватрушки с картофелем. В связи с тем, что картофель считается "вторым хлебом", в марийской кухне имеется много блюд, где основой служит картофель (картофельные пельмени, картофельные оладьи, каша с картошкой, пироги с картошкой). Ватрушки с творогом готовят с творожной начинкой. Марийская национальная кухня, как и любая другая кухня, постоянно развивается, пополняется новыми блюдами. Когда речь заходит об удмуртской народной кухне, прежде всего, подразумеваются пельмени. Да, именно пельмени, которые во всем мире считаются исконно русской едой, попали в Россию из Пермского края от предков нынешних удмуртов и коми. Об этом говорит само название блюда. Пельмень удмурты называют «пельнянь» : пель - ухо, нянь - хлеб, то есть хлебное ухо. Действительно, он и похож на ухо. Несомненно, удмуртская кухня славится не только пельменями. Любимейшим блюдом жителей являются перепечи. Это праздничное угощение, которое готовится в торжественных случаях. Из теста вырезаются кружочки, из которых лепят корзиночки, приподняв и защипнув края. В середину кладется начинка: грибы, мясо, капуста, картофель, редька, каша, лесные травы, перемешанные с омлетом и луком. Перепечи выпекают на небольшом огне и едят только горячими. Вывод: - Ребята, обратите внимание, у всех народов есть своя национальная кухня. Давайте мы познакомимся с татарской национальной кухней. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак, характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах. Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Во время приема гостей, суп - лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом. В народе считают, что украшением застолья и сейчас остается хорошая беседа. Дети, сегодня мы с вами познакомились с лучшими кулинарными традициями и обычаями разных народов. Их кухни богаты своими национальными блюдами, всегда славились оригинальностью приготовления, вкусовыми качествами и оформлением. Некоторые ребята нашей группы постарались и приготовили с мамами любимые блюда. Сейчас они нам расскажут. В группе нас ждет чаепитие. Всем приятного аппетита! Сценарий проведения викторины в старшей группе на тему: «Народы России единством сильны» Цель: воспитания чувства толерантности, уважения к людям различных национальностей; Задачи: ⎫ воспитательные: воспитывать чувство любви к своей Родине – России; уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям народов, населяющих нашу страну; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; ⎫ развивающие: развивать у детей познавательный интерес, связную речь, умение строить свой ответ, согласно грамматическим правилам, формировать психические познавательные процессы: внимание, память, мышление и т.д.; ⎫ образовательные: закреплять знания детей о государственных символах России; систематизировать представления детей о народах России: русских, бурятах, эвенках, татарах, чувашах, калмыках и т.д.; расширять представление детей о традициях, обычаях, танцах, языке и культуре народов России; Материалы и оборудование: изображения флагов и гербов различных стран, куклы в костюмах народов России, атрибуты для проведения подвижной башкирской игры «Юрта»: платок, стулья; музыкальное сопровождение, фишки, слайды с фрагментами национальных танцев, сладкие национальные блюда, книжки-раскраски и т.д. Ход викторины: Дети заходят в музыкальный зал под музыку М. Матусовского «С чего начинается Родина» и становятся полукругом. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Мы рады приветствовать всех вас в этом зале. Живут в России разные народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и обряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рождения Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мѐд, Одним милее осень, Другим милей весна А Родина-Россия У нас у всех одна! Ведущий: Россия-великая многонациональная страна. В ней проживают люди разных национальностей. Назовите каких? (ответы детей: русские, чуваши, башкиры, калмыки, татары и т.д.). Они могут отличаться внешностью. У них разные обычаи, своя история, свои праздники, свой язык, национальные костюмы. Даже любимая еда у них разная. Но всех их объединяют братские чувства к общей Родине-России. Россия-замечательная страна, она дорожит и собственной культурой и культурой народов, которые еѐ населяют. 1-ый ребѐнок: Много народов в России живѐт, К новым вершинам Отчизну ведѐт В единстве народов сила страны. Дети России дружбой сильны. 2-ой ребѐнок: Язык порой разный и разная вера Мы стали для всех образцом и примером. Дети России дружны с малых лет, В этом, пожалуй, наш главный секрет. 3-ий ребѐнок: Общие игры у нас и забавы, Общая школа и общее право Общее солнце, земля, где живѐм Учимся вместе и вместе растѐм! 4-ый ребѐнок: Много нас разных: задорных, весѐлых, Светлых и тѐмных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено? Край у нас общий и общая Родина! Ведущий: А сейчас дети исполнят песню «Моя Россия» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве. Дети проходят и садятся на стулья. Ведущий: сегодня мы проводим игру-викторину «Народы России единством сильны». В нашей викторине примут участие 2 команды: «Ромашки», «Колокольчики». За каждый правильный ответ команды будут получать фишки. Судить вас будет компетентное жюри: заведующий детским садом Сизонец Т.Н., старший воспитатель Азарян Э.Г., воспитатель Новак Е.А. Итак, викторина начинается. Желаю вам, ребята, успехов и победы. Первый конкурс: Представление команд Команда «Ромашки» Мы ромашковое поле, Символ русского раздолья Но совсем не горячи Ромашки белые лучи. Команда «Колокольчики» Колокольчик-цветок России Он как небо синий Любит русская душа Колокольчика глаза Жюри оценивает приветствие каждой из команд. Второй конкурс: «Разминка» ⎫ Как называется наша страна? (Россия); ⎫ Столица нашей страны? (Москва); ⎫ Назовите символы России? (герб, флаг, гимн); ⎫ Жилище русского народа? (изба); ⎫ Головной убор татарских женщин? (калфак); ⎫ Башкирский и татарский праздник? (сабантуй); ⎫ Одежда русских девушек и женщин? (сарафан); ⎫ Жилище башкир, бурят, татар? (юрта); ⎫ Традиционный напиток бурят? (чай); ⎫ Как называется традиционная обувь, которую носили зимой в России? (валенки); ⎫ Русский сувенир, известный в всем мире? (матрѐшка); Третий конкурс: «Найди российский флаг и герб и расскажи о нѐм» У каждой команды на столах лежат картинки с изображением флагов и гербов разных стран. Ведущий предлагает одной из команд выбрать российский флаг, а другой герб нашей страны. После того, как команды выберут герб и флаг, им нужно рассказать об этих символах России. Ведущий: Давайте с вами с вами вспомним, что означают цвета нашего флага? (красный-это сила, мощь и победа нашей страны; синий- синева неба, верность Родине; белый-это мир, честность и свобода. Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, самолѐтах, жилых домах в дни государственных праздников, машинах и т.д.). Ведущий обращается ко второй команде: Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орѐл со скипетром и державой, на щите изображѐн Георгий Победоносец на коне, он копьѐм поражает змея). Что символизирует наш герб? (победу добра над злом, красоту и справедливость). Жюри оценивает результаты данного конкурса Ведущий: Ребята, а вы знаете, что издавна русский народ любил водить хороводы. В них они воспевали круглое солнце, тѐплое и ласковое. Ведь без него нет радости, урожая. Сейчас девочки из группы «Танцевальная мозаика» исполнят танец-хоровод «Во поле берѐза стояла» Танец «Во поле берѐза стояла» Четвѐртый конкурс «Назови и опиши костюмы народов России» Ведущий: Я вам уже говорила о том, что все народы отличаются друг от друга, в том числе национальными костюмами, узорами, орнаментами на них. Сейчас каждой из команд предстоит угадать народ, который носит данный костюм и описать его. Каждой из команд демонстрируют кукол в национальных костюмах, дети их рассматривают и описывают. Ведущий: Ребята, вы долго сидели, я предлагаю вам немного размяться и следующий конкурс провести в движении. Пятый конкурс-подвижная башкирская игра «Юрта» Дети делятся на две команды по 4 человека. На каждую команду нужен стул и платок, повешенный на стул. Дети встают в круг вокруг своего стула и взявшись за руки ведут хоровод Мы весѐлые ребята Соберемся все в кружок Поиграем и попляшем И помчимся на лужок Затем дети встают в общий круг и звучит музыка, водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту. Ведущий: ребята, каждый из народов имеет свой национальный танец, который отличается своими движениями, орнаментом, музыкой. Шестой конкурс: «Узнай, чей национальный танец» Каждой из команд показывают фрагменты национальных танцев народов России, детям необходимо угадать, чей танец, например: русский народный танец «Валенки», татарский, башкирский, бурятский, чувашский и т.д. Седьмой конкурс: «Презентация национальных сладостей» Ведущая: Вот мы и подошли к последнему самому сложному конкурсу. Каждой из команд было дано домашнее задание: подготовить национальное сладкое блюдо и представить его. Каждая из команд представляет одно из национальных сладких блюд: чакчак (татарское блюдо), хапсэ (бурятское блюдо)- еще один типичный десерт: хворост с кунжутом, кунжута совсем чуть-чуть, с редкими каплями меда, что и к лучшему, хрустящие тонкие перекрученные полоски жаренного во фритюре теста не приторно сладкие. Ведущий: какие замечательные сладости представили наши команды, мы обязательно их попробуем в группе. Вот и подошла к концу наша викторина. О еѐ результатах нам сообщит заведующий детским садом Сизонец Т.Н. Слово предоставляется заведующему Сизонец Т.Н. Заведующий вручает каждой из команд в качестве подарка книжки-раскраски с изображением народов России в национальных костюмах. Ведущий: Закончить наше мероприятие мне хотелось бы такими словами: — Берегите Россию, без нее нам не жить, Берегите еѐ, чтобы вечно ей быть! Нашей силой и правдой, всею нашей судьбой Берегите Россию – нет России другой! Дети под музыку выходят из зала. Анкетирование родителей старшей группы на тему: «Дружба народов» На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. В старшей группе в 2021-2022 году будет реализовываться проект «В дружбе народовединство России». Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету «Дружба народов». Просим Вас быть максимально честными! 1. Что такое, в Вашем понимании, дружба народов?__________________________________________________________ 2. Укажите, пожалуйста, свою национальность?________________________ 3. Знают ли Ваши дети язык и обычаи своего народа?____________________ 4. Какие песни и танцы вам больше нравятся? - соседних народов; - национальные; - эстрадные; - зарубежные. 5. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз? _____________________________________________________________ 6. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)? ________________________________________________________________ 7. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям? _________________________________________________________________ 8. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете: - быть терпимыми к их национальным особенностям; - быть с ними настороже; -пока не беседовали на эту тему; _______________________________________________________________________ 9. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают? - нет; - да. 10.Что такое толерантность? - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; - готовность быть терпимым, снисходительным; - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. 11. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек? - да; - нет; - не знаю. 12. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком? -говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.; - предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это; -или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание; - а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим. 13. Как Вы относитесь к проводимой в детском саду работе по ознакомлению с традициями разных народов?__________________________________________________________ 14. Какую помощь в этой работе Вы можете оказать?__________________________________________________________ Заранее благодарим за сотрудничество! Результаты анкетирования родителей детей старшей группы В анкетировании на тему: «Дружба народов» приняли участие 19 родителей. Цель проведения анкетирования: изучение отношения родителей к людям своей и других национальностей, формирование толерантного отношения к людям других национальностей. Анализ анкет родителей показал следующее: 1. На первый вопрос все родители, а именно 19 человек (100%) ответили, что дружба-это уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание и сотрудничество. 2. На второй вопрос в основном все родители ( 17 человек- 90%) ответили, что по национальности-«русские, 1 родитель (5%) ответил, что –«армяне» и 1 родитель (5 %) ответил, что по паспорту-«русские, но в роду есть украинцы, поляки и т.д. 3. На третий вопрос 17 родителей (90%) ответили, что дети знают свой родной язык и обычаи народа; 1 родитель (5%) отметил, что не знают своего языка и обычаев; 1 родитель (5%) написал, что обучает своего ребѐнка этому. 4. На четвѐртый вопрос 8 родителей (а это 42%) ответили, что им нравятся танцы и музыка соседних народов; 6 родителей (32%) написали, что им нравятся эстрадные песни и танцы; 3 человека (16%) отметили, что нравятся зарубежная музыка и танцы; 1 человек (5%) -национальные песни и танцы; 1родитель (5%) выделил всѐ из перечисленного ранее. 5. На пятый вопрос все родители (а именно 19 еловек-100%) ответили, что пробовали разнообразные национальные блюда: сациви, хинкали, чахохбили, люля-кебаб, лаваш, вареники, шашлык, чак-чак и т.д. 6. По шестому вопросу большая часть родителей (17 человек-90%) ответили, что не носили, а в основном видели различную национальную одежду, а именно, кубанский и русский народный костюмы; 2 родителя (10%) воздержались от ответа на данный вопрос. 7. На седьмой вопрос в основном все родители (18 человек-95%) отметили, что к национальным особенностям относятся: традиции, кухня, уклад жизни, национальные праздники, язык и т.д. и лишь 1 родитель (5%) ответил, что к национальным особенностям относится «религия». 8. На восьмой вопрос 12 родителей (63%) отметили, что советуют своим детям быть терпимыми к национальным особенностям; 5 родителей (а именно 26%( ответили, что пока не беседовали с детьми на данную тему; 1 родитель (5%) ответил, что советует своему ребѐнку изучать и наблюдать за национальными особенностями; 1 родитель (5%) отметил, что говорит своему ребѐнку, что нет плохой национальности, а есть плохие люди. 9. По девятому вопросу 10 родителей (53%) ответили, что их не раздражает, когда люди говорят на своѐм языке; 9 родителей (47%) ответили, что их раздражает, когда люди говорят на своѐм языке. 10. На десятый вопрос 4 родителя (21%) ответили, что толерантность-это способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; 8 родителей (42%) отметили, что толерантность -это значит позволять, принимать, быть по отношению к другим людям великодушным; 2 родителя (11%) ответили, что это прощение, снисходительность, мягкость, милосердие и т.д.; 3 родителя (16%) ответили, что это готовность быть терпимым, снисходительным; 2 родителя (10%) ответили, что толерантность-это благосклонность, терпение, расположенность к другим; 1 родитель (5%) воздержался от ответа на данный вопрос. 11. На одиннадцатый вопрос в основном все родители (18 человек-95%) ответили, что считают себя толерантными людьми;1 родитель (5%) воздержался от ответа на данный вопрос. 12.На двенадцатый вопрос 11 родителей (58%) ответили, что, лучше стать ребѐнку другом, 2 родителя (10%) отметили, что необходимо говорить ребѐнку об азбучных истинах; 5 родителей (26%) ответили, что необходимо предлагать ребѐнку своѐ видение мира-ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам это право; 1 родитель (5%) воздержался от ответа на вопрос. 13. На тринадцатый вопрос 18 родителей (95%) ответили, что к проводимой работе в ДОУ относятся положительно; 1 родитель (5%) ответил, что не знает, как относиться к данной работе, так как не видел еѐ. 14 На четырнадцатый вопрос 17 родителей (90%) ответили, что окажут посильную помощь педагогам в решении данного вопроса; 2 родителя (10%) ничего не ответили. Таким образом, можно сделать следующий вывод: В основном все родители формируют у детей толерантное отношение к людям других национальностей, учат их быть терпимыми, уважительными к традициям и обычаям других народов, жить в мире и согласии. Все это способствует поликультурному воспитанию ребѐнка. Однако, по результатам анкетирования видно, что родители не знают и не видели национальную одежду многих народов, не могут определиться, какую помощь они могут оказать в данном вопросе. Исходя из результатов даны следующие рекомендации: 1. Активно включать родителей в мероприятия по реализации социальнозначимого проекта в старшей группе «В дружбе народов-единство России»; 2. Разместить в социальной сети Вацап активные ссылки для просмотра совместно с детьми презентаций на тему: «Костюмы народов России»; 3. Разместить в социальной сети Вацап ссылки на просмотр мультфильмов на тему терпимости и уважения к людям другой национальности; 4. Рекомендовать родителям для прочтения дома сказки народов России;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»
Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваВ нашем садике была объявлена выставка поделок к 1000-летию мордовского народа. Я с детьми изготовила мо...

Сценарий праздника на основе мордовского и русского фольклора «У России – дочь Мордовия» К 1000 – летию единения мордовского народа с народами российского государства (для детей старшей и подготовительной групп)
В содержании сценария: песни, танцы, народные игры, стихи на русском, мордовском и татарском языках....