Народные игры Южного Урала
картотека

Лыкосова Татьяна Павловна

  Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Эти игры необходимо использовать в образовательной деятельности для знакомства детей с истоками культуры своего народа.Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_narodnye_igry_yuu_gotovaya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                    Народные игры Южного Урала

Младший дошкольный возраст

К-1

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Задачи: развивать речь детей, координацию движений рук.

К-2

Затопали ножки

Прямо по дорожке,

По камешкам, по камешкам

И в ямку — бух!

Задачи: развивать речь детей, координацию движений рук

К-3

                                      Русская народная подвижная игра

«Маленькие ножки — большие ноги»

Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю:

Большие ноги.

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ.

Задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

К-4

Русская народная игра-забава (словесная)

Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

Им гулять давно пора.

Задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

                                                                    К-5

                                       Русская народная игра-забава

 

«Ладушки-ладошки»

Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю:

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопушки,

Где же вы бывали?

Что же вы видали?

Рылись мы в песочке,

Клали пирожочки,

Так, так, так да вот так,

Клали пирожочки.

Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Так, так, так да вот так,

Ладушки поспали.

Ладушки вставали,

Ладушки играли,

Так, так, так да вот так,

Ладушки играли.

 Задачи: вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить.

Старший дошкольный возраст

К-1

Русская народная игра «Пчелы»

Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речетативом:

Маленькая у улея чашка,
Вкусная в ней кашка,
Есть хочется,

Да лезть не хочется,

Пчелы злы, кусачие,

Летят они ужасные,

Жужжат хорошо,

Провожают далеко.

Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит:

Пчелы серые, синекрыленькие,
По чистому полю полетывайте,
Ко сырой земле припадывайте,
Летите-летите за сладеньким.        

«Пчелы» отвечают:

Мы по полю летали,

 По-турецки лопотали, медок собирали,

А в улье узор вышивали:

Без иголок, без узлов, без петель, без шелков —

На потребу людям!

«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.

Дети-«пчелы»:

Летят пчелки,

Носы —иголки.

Сели под горку,

Сели под елку.

Ни пять, ни шесть,

Их тысяча есть.

Людей они питают,

Избы освещают,

Не лают, не бают,

А больно кусают.

Потом «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.

Задачи: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.

                                

К-2

Русская народная подвижная игра

«Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка), залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Не стой!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится — победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.


К-3

Татарская народная подвижная игра

«Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине —

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное;

если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

К-4

Татарская народная подвижная игра

«Ласточка»

Правила: рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, «сторож» ходит вокруг — охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. «Сторож» ловит. Если ему это удается, то пойманный становится «сторожем». «Ласточка» меняется после смены 2-3 «сторожей».

Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе.

К-5

Татарская народная подвижная игра

«Спутанные кони»

Правила: играющие делятся на 3—4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки-стойки.

По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.

К-6

Татарская народная хороводная игра

«Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся, ты вейся,

Капуста моя!

Вейся, ты вейся,

Виловая  моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки.

Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм

К-7

«Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду — «ястребы», в другом — «ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА - или Я -), окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные  считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

К-8

Русская народная хороводная игра

«Веночек»

Правила: идут по кругу, приговаривая:

От звезды заря занимается,

По заре солнышко разыграется.

Мы гулять в зелен сад пойдем,

Цветов нарвем, венков навьем.

Уж мы к березоньке идем, идем        .

Поклониться да прочь пойдем.

Парами идут к березе, надев венки на голову. Ходят вокруг березы, вешают на нее свои венки и поют:

 

Уж ты зелен, мой веночек,

В поле розовый цветочек.

Положу тебя, веночек,

На березоньку.

Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.

                                                            К-9

Русская народная подвижная игра

«Дед Мороз»

Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,        

Ветер вьюжит,.

Метели кружат.

Холод стужу напустил,

На реке мост намостил.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «за мороженный», сидит неподвижно в круге). Когда троих заморозит, они готовят «откуп» — лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз Бабу снежную принес. Баба, баба беляком, Получай-ка снежком.

Затем все бросают в бабу снежки, разрушают ее.

Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры.

К-10

Русская народная хороводная игра

«Чурилки» (от слова «чур»)

Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

Или:

Колокольцы, бубенцы

Зазвонили, удальцы.

Отгадай, откуда звон?

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.

К-11

Башкирская народная хороводная игра

«Белая кость»

Правила: ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

Белая кость — знак счастья ключ,

Лети до Луны,

До белых снежных вершин.

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вовремя найдет.

Бросает кость за шеренгу

.

Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:

Ищите кость — найдете счастье скоро,

А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.

Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто-то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участники исполняют.

Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.                                      

                                               

К-12

Русская народная словесная игра

« Чепуха»

Правила: водящего выбирают по считалке.

Каждый загадывает какой-нибудь предмет.

Ведущий задает вопросы (про действия): «Чем ты сегодня умывался?»,

«Что ты сегодня ел?»

Тот, чей ответ больше подойдет, становится водящим.

К-13

Русская народная подвижная игра

«Штурм снежной крепости»

Правила: сооружается снежная крепость высотой 1,5 метра. С внутренней стороны вал — на нем защитники.

По углам — щиты, перед крепостью — три линии обороны (обозначенные флажками, линиями):

                                     

К-14

Русская народная подвижная игра

«Два мороза»

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Выбирают двух Морозов.  Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Морозы в середине площадки, остальные за линией «дома ».

Оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я - Мороз Красный Нос.

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решиться,

В путь-дороженьку пуститься?

 Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.


Задачи: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу

 (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи

К-15

Татарская народная подвижная игра

«Хромая курица»

Правила: На расстоянии 8-10 м проводятся две параллельные линии (старт-финиш). Все игроки распределяются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берутся за руки, а средний игрок закидывает одну ногу за руки своих товарищей. По сигналу все тройки со старта бегут к финишу, при этом среднему игроку приходится скакать на одной ноге, опираясь на плечи товарищей.

Задачи: Развивать чувство юмора, положительные эмоции.


К-16

Русская народная подвижная игра

«Родничок»

Правила: дети играют у весеннего ручья (ручей нарисовать на полу, на земле). Становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и говорят слова:

Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

Разлился  ключевой, белый, снеговой. Ух!

По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

По окончанию текста боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом дети  мешают друг другу, стараются столкнуть «в воду». Кто коснётся воды – из игры выбывает.


К-17

Русская народная подвижная игра

«Арина»

Правила: Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

К-18

Русская народная  игра – забава

«В цапки»

Правила: Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из участников игры под ладонь ставит свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собрались малыши

мыши, заяц, белка,

жаба – цап.

                                                                          ***

Под моею крышей

Жили-были мыши,

Чижик, котик, жаба,

Цап!

                                                                          ***

На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы!»

При слове  «Цап» надо быстро убрать свои пальцы, а водящий, сжимая ладонь, старается захватить пальцы играющих. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры

Задачи: Развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм. 

К-19

Русская народная  хороводная игра

«Грачи летят»

Правила: Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:

                                                                 «Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т.д.

А потом водящий говорит:

Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Задачи: Закреплять знания о фауне родного края, народных традициях.

                                                            К-20

Русская народная подвижная игра

«Золотые ворота»

Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

                                                           К-21

Русская народная подвижная игра

«Овечки»

Правила: выбирают водящих по считалке: один — «пастух», другой — «черт», остальные — «овечки». «Овечки» садятся на землю в ряд. «Пастух» ходит и приговаривает:

Пасу, пасу овечек,

Пасу день и вечер,

А как ночь придет,

Черт придет и овечек украдет.

«Черт» приговаривает: «Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила».

«Пастух» идет домой, спрашивает у «мамы», что она ему купила. «Мать» бранится: «Что я могла тебе купить?» В это время «черт» уносит 1 —2 овечек. «Пастух» считает овечек, недосчитывается, боится говорить «матери». Продолжает пасти, опять приходит «черт», опять посылает «пастуха» домой, опять ворует «овец», пока всех не пере таскает. Тогда «пастух» признается «маме», они вдвоем идут искать овец: «Тук-тук, нет ли пришлых овец?» Приходят к «черту». «Черт» говорит, что нет, а «овечки» блеют. «Значит, ты нас обманываешь?» А «черт» отвечает: «Я не знаю, как они сюда попали». Тогда мать и сын делают ворота, «овечки» проходят, «черт» убегает.

Задачи: закрепить знания детей о древних профессиях (пастух), развивать ловкость.


. К-22

Русская народная подвижная игра

«Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы,

пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора

                                             

         

                                       

К-23

Русская народная подвижная игра

«Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, ка кие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.        .        .

Где мы были, мы не скажем,

А что делали — покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

        К-24

Русская народная подвижная игра

«Мельница»

Правила: в середину становится один ребенок (ось), шеренги детей (по четыре человека) держат его за руки или пояс. Дети вращаются со словами:

За рекою на горе.

Где ветер дует и шумит,

Крылья мельницы на нем вертятся

Вверх — вниз, вверх — вниз.



К-25

Русская народная подвижная игра

«В мельницу»

Правила: играющие в кругу, идут и поют:

Мельница на кочке

Развесила усочки.

На семи ногах стоит,

На ветер глядит,

Стучит и гремит.

Будто сто коней бежит,        

Кругом пыль лежит.

Крыльями машет,

Словно ей страшно,

А подняться не может.

Только зерно гложет,

И трет, и мнет,

Мало не глотает,

Другой сыт бывает.

Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взявшись за руки, согнутые в локтях. Один наклоняется, другой оказывается на его спине с поднятыми вверх ногами (до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет).


К-26

Татарская народная подвижная игра

«Продаем горшки»

Правила: дети делятся на две группы («горшки» и «хозяева»). «Горшки» стоят на коленях, «хозяева» позади «горшков», руки за спиной. Ведущий за кругом, касается «хозяина»- «горшка». «Хозяин» и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займет место за «горшком», тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

Задачи: пополнить знания детей о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

К-27

Русская народная подвижная игра

«Никанориха»

Правила: По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:

«Никанориха гусей посла

Запустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел – то улыбается»

Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку), дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

К-28

Русская народная подвижная игра

«У дедушки Трифона»

Правила: дети стоят в кругу и говорят:

У дедушки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей.        .

Они пили, они ели,

Друг на друга все глядели.

 Семеро, семеро, семеро сыновей

Разом делали вот так:

(ведущий показывает фигуру, все повторяют)

                                   

К-29

Русская народная подвижная игра

«Чепена»

Правила: по считалке выбирают чепена. Он встает в круг и говорит:

Левой ногой, чепена (подпрыгивает на левой ноге влево). Гой-гой, чепена (игроки повторяют).

Правой ногой, чепена,

Пойдем вперед, чепена,

Все мы спляшем, чепена.

Ошибающиеся должны давать фант, они начинают плясать.

Задачи: развивать чувство юмора.

К-30

Русская народная подвижная игра

«В перстень»

Правила: дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладет «колечко» (камешек), говорит:

Я по лавочке иду,
Зачем перстень хороню.
В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать.

 Мне вам не сказать, не сказать.
Сидящие отвечают:

 Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали.

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место, тот водящий.

                                       

                                           

К-31

Татарская народная подвижная игра

«Темербай»

Правила: дети в кругу, в центре — «Темербай», он говорит:

Пять детей у Темербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Наплескались. Наплескались.

И красиво нарядились,

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так:

(водящий делает движения, все повторяют).

Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.

К-32

        Татарская народная хороводная игра

«Юрта»

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы все ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Задачи: закрепить знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта, воспитывать интерес к народной истории.

                                       

К-33

Русская народная подвижная игра

«Малечина-калечина»

Правила: выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько голов осталось до вечера?

До зимнего (летнего) вечера?

После этого ставят палочку на ладонь или палец. Водящий считает, кто дольше продержит, не уронит. Можно ходить, приседать.

К-34

Русская народная хороводная игра

«Веточка»

Правила: в центр круга идут, напевая:

Есть веточка на дереве,

Я ее сорву.

Кому же ее отдать?

Никому, никому —

Только другу дорогому.

Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец.

Задачи: развивать выразительность речи, учить управлять телом.

К-35

Русская народная подвижная игра

«Костромушка-Кострома»

Правила: выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу:

Костромушка-Кострома

На завалинке спала.

Прилетела к ней сова.

Останавливаются, разговаривают с «Костромой»:

Костромушка, ты жива?

Жива.

На чем?

На веревочке.

(И снова дремлет.)

Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома».

Задачи: закрепить знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка», «Кострома».

К-36

Русская народная хороводная игра

«А мы Масленицу дожидали»

Правила: дети идут по кругу, напевая;

Ах, как мы Масленицу дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушки укладывали.

Поливали, люли, поливали.

Ой, смотрите, да наша Масленица

На двор выехала.

А мы дружно ее встречаем.

Наша Масленица приходит всего на семь дней,

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали — на семь недель.

Оказалось — на семь дней.

Задачи: познакомить с русским народным весенним праздником Масленицей, его историей.

К-37

Русская народная подвижная игра

«Штандарт»

Правила: необходим мяч, используемый в большом теннисе.

Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит: «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водящий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот водящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего исполняет тот же ребенок.

Задачи: развивать у детей оптимистическое мироощущение.

К-38

Русская народная подвижная игра

«Кондалы»

Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 мет ров, крепко взявшись за руки. Идет перекличка шеренг.

Первая шеренга:

«Кондалы-раскондалы, раскуйте нас»,

вторая шеренга отвечает: «Кого из нас?» (Называют имена детей.)

Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет — сам остается в той шеренге.

Задачи: познакомить со значением слова «кондалы», способствовать развитию силы, смекалки, помочь проникнуться чувством общего результата.

К-39

                                   Русская народная подвижная игра

«Пять стеклышек»

Правила: нужно 5 пластинок из оргстекла. Рисуется квадрат со стороной 1 метр по схеме

На расстоянии 2 метров чертят линию, 5 пластинок складывают одну на другую на середине квадрата, в круге играющие — две команды. С помощью жеребьевки выбирают, кто будет стоять у черты, команда строится в колонну. Другая команда — защитники квадрата — стоят возле него. По одному метальщики метают резиновый мяч, стараясь разбить башню из стеклышек. Нельзя заступать за черту (за это ставят в коней колонны). Защитники собирают стеклышки и раскладывают по сегментам. Те, кто метал, разбегаются. Защитники собираются в круг, прячут мяч в одежде, метальщики стараются сложить стеклышки опять в башню, Этому препятствуют защитники. Тот, у кого мяч, пятнает им метальщиков (тот выбывает из игры), мяч можно передавать друг другу среди защитников. Когда метальщикам удается собрать башню — они победили, заработали I очко. Команды меняются местами, игра продолжается. У какой команды больше очков — та и победила.

Задачи: учить подчиняться правилам, уметь чувствовать состояние сверстников, развивать ловкость, меткость, ум.

К-40

Башкирская народная игра

«Хакысташ» («Биштат»)

(игра с камешками для девочек)

Правила: очередность устанавливается считалкой, если камешек, подлежащий ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего в игре две части.

Первая часть — начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рассыпая их по земле. Пятый из упавших подбрасывается снова и подхватывается первый из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, до падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все ка мешки рассыпаются, и надо их ловить по две штуки.

Вторая часть — подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит первую и вторую части, тот выиграл.

Задачи: способствовать развитию быстроты движений рук, развивать внимательность, стремление к достижению пели.

К-41

Башкирская народная подвижная игра

«Конное состязание»

Правила: игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу.

Игрок -«конь» — руки назад, вниз, берется за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Задачи: продолжать знакомить через игры с национальными традициями (скотоводство — традиционное занятие башкир), прививать любовь к животным.

К-42

Русская народная подвижная игра

«Царь-горох».

Правила: по считалке выбирают  царя  Гороха. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке. Играют все желающие, но не более 5-7 человек.  Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие будут показывать: труд людей, какие либо бытовые ситуации. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем подходят к подножию горки со словами: «Здравствуй, царь Горох! » Тот отвечает: « Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?»

Играющие:  «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем! ». Если царь угадывает – все разбегаются, а Царь-горох ловит. Пойманный становится новым царем Горохом. Если не отгадал – действие повторяется, пока  Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

народные игры южного урала

Приобщение детей к народным традициям....

Народные игры Южного Урала

Перечень народных игр...

Народные игры Южного Урала

Представляю вашему вниманию картотеку народных игр (русские, татарские, башкирские)...

Народные игры Южного Урала

Картотека народных игр Южного Урала...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Картотека "Народные игры Южного Урала".

Словесные, подвижные, хороводные игры для разного возраста....