Рождественские колядки
план-конспект занятия

Литвякова Вера Владимировна

Сценарий основной образовательной деятельности.

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие

Интегрированные образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие;

в подготовительной к школе группе,

общеразвивающей направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития» детский сад № 156 «Китенок»

Владивосток 2018 г.

Сценарий основной образовательной деятельности.

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие

Интегрированные образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие;

в подготовительной к школе группе,

общеразвивающей направленности.

Тема: Рождественские колядки

Подготовили:

Воспитатель Литвякова Вера Владимировна, 1 категория;

Музыкальный руководитель: Манжурина Наталья Викторовна, высшая категория.

Цель: приобщение к традициям русского народа, развитие речи, памяти, воображения и творческих способностей; воспитание уважения к историческому наследию родной страны.

Задачи: 

  • Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
  • Способствовать развитию творческого экспериментирования при работе с соленым тестом.
  • Способствовать расширению основ эстетической культуры в процессе приобщения детей к художественно-творческой деятельности.
  • Закреплять технологические знания и умения при работе с различными материалами.
  • Создавать условия для развития творческих способностей детей, художественного вкуса, воображения.
  • Создавать среду для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и развития творческого потенциала семьи

Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, ребенок проявляет любознательность, овладевает основными приемами работы с соленым тесом, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои действия и управлять ими, оценивать результаты своей работы, соблюдение личной гигиены.

Предпосылки УУД:

  • Личностные: развитие познавательных интересов; формирование самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
  • Регулятивные: умение в сотрудничестве с воспитателем определять цели деятельности; составление плана работы и следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
  • Познавательные: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Коммуникативные: умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: соленое тесто (разных цветов), клеенки, баночки и салфетки на каждый стол, скалка для лепки, стеки, фигурные формочки, выставка козулей (приготовленных родителями дома); проектор; экран; компьютер; русские народные костюмы, тематические костюмы, музыкальные инструменты, угощения колядующим.

Предварительная работа: беседа о зиме и народных приметах, отгадывание загадок о зиме, рассказ воспитателя о зимних Святках, разучивание колядочных песен и подвижных игр.

Словарная работа: рождество, крещение, святки, колядки, козули (святочные печенье в форме животных).

Репертуар:

  • Менестрелиi - коляда "В зеленім ліску»
  • Александр Блок Сочельник в лесу
  • Колядочные песни

Технологии: арт-педагогика, информационно-коммуникационная, технология интегрированного обучения, коллективного способа обучения, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая.

Структура занятия:

  1. Создание мотивации к занятию: сюрпризный момент - выступление колядующих – 7 мин.
  2. Актуализация: как люди на Руси чтили рождественские традиции – просмотр презентации, рассказ воспитателя. –  8 мин.
  3. Физкультминутка – снятие физического напряжения, настрой на продуктивную деятельность - Подвижная игра «Морозище-мороз». – 3 мин.
  4. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка: изготовление совместно с родителями святочных пряников: из соленого теста  – 15 мин.
  5. Рефлексия: подведение итогов занятия, оценка выполненных работ – 2 мин.

Ход  занятия:

Воспитатель:

 Как легко, как снежный пух,

Рождества крылатый дух

Озаряет небеса,

Сводит праздник на леса,

Чтоб от неба и земли

Светы встретиться могли,

Чтоб меж небом и землей

Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч

Длинный луч, как острый меч,

Сердце светом пронизал,

Путь неложный указал.

Тише, слышите, бубенцы звенят, к нам гонцы спешат.. Коляда, коляда, приходила коляда накануне Рождества!

Фольклорная группа детей наряжена в русские народные костюмы, а также в костюмы сказочных персонажей, характерные для этого праздника: медведь, коза, скоморохи.  Дети с музыкальными инструментами (бубны, стиральная доска, колотушки, трещотка, ложки, бубенцы и т.п.) идут с русской народной песней «Авсень»:

Авсень, авсень, ты гулял по всем

Закоулочкам, переулочкам.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Проходят в музыкальный зал, стучат в дверь, входят. Колядовщиков встречает родители и дети.

Ведущий.

Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили! (Кланяются хозяевам).

Хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики.

Мы – малёшеньки колядовщики,

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

1 ребёнок:

Пришла коляда после Рождества.

Кто даст пирога – пожелаем мы добра!

2 ребёнок: 

Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле.

3-й ребёнок: 

Все на святки, все на святки,

Приходите-ка, ребятки,

И авсей, и коляда!

Отворяйте ворота!

4-й ребёнок: 

Что такое это - святки?

Вы не слышали ребятки?

Что ж придётся рассказать

И конечно показать.

5 ребёнок:

Эй, спешите все сюда!

В гости коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться!

Ведущий: 

А что такое святки?

6 ребёнок: 

Праздник тот самый длинный

Он весёлый и старинный.

Наши деды пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Ведущий: 

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

7 ребёнок: 

Мы пришли к вам хороводом

Прямо к свежим пирогам,

Поздравляем с Рождеством вас,

Низко кланяемся вам!

8 ребёнок.

Коляда – моляда зашла в новы ворота.

А за ней и мороз снег и холод принёс.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Все.

Не велит мороз стоять, нам пора колядовать!

Колядка «Тётенька – добренька»

Тётенька – добренька, подай что-то сдобненько.

Пышку, да лепёшку, да свиную ножку!

Во время песни ребёнок с мешком подходит к хозяину.

Хозяин кладёт угощения в мешок.

Колядовщики.

Спасибо!

Ведущий.

А сорить у вас можно?

Хозяин.

Сорите! Приберёмся!

Все дети имитируют разбрасывание зёрен

и поют колядку «Сеем-веем».

Колядка «Сеем – веем»

Сеем – веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

9 ребёнок.

Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра.

Чтоб здоровы были, много лет жили.

10 ребёнок.

Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год.

Чтоб гостей невпроворот.

Все.

Кому песни поём – тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется!

Ведущий.

Давайте погреемся, в игру весёлую поиграем,

 а кто водит – посчитаем!

 Дети встают в круг и выбирают водящего считалкой.

11 ребёнок.

Зимний вечер тёмен, долог –

насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок –

все пожалуйте в кружок!

Ну, а тот, кто водит,

первым пусть выходит!

           Подвижная игра («Ой, мороз»,  «Бабка Ёжка» или «Коза»).

Ведущая.

Спасибо, хозяева, засиделись мы у вас.

Пойдём дальше колядовать!

Колядка «Прощальная»

Долго песни мы тут пели, а теперь прощаемся.

Если мы вам надоели – молчать обещаемся!

Воспитатель: так кто же в гости к нам пришел?

Ответы детей: Ряженые

Одаривание ряженных сладостями

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним зимним праздником. Это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси?

Ответы детей: – Да

Звучит музыка фоном Менестрелиi - коляда "В зеленім ліску»

Воспитатель:

Слайд 2-3

Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинались с Рождества – 7 января и заканчивались на Крещение – 19 января. Пожалуй, нет такого другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов и примет. С 8 января начинались Святые дни, или Святки

Слайд 4

После Святого ужина, в основном дети и молодые люди обходят жилища родственников, знакомых, да и просто соседей, со специальными обрядовыми песнями — колядками, прославляющими новорожденного Сына Божьего и хозяев дома. Для этого собираются в группы по 5-7 человек.

Слайд 5

Выбирают «звездаря» — человека несущего на длинном шесте символическую восьмиконечную звезду,

Слайд  6

«Звонаря» — человека с большим колокольчиком, звоном оповещающего, что идут колядники. Особое место занимала Коза – человек, переодетый в костюм козы и символизирующий благополучие и достаток в будущем году.

Слайд 7

«Мехоношу» — ответственного за ношение мешка с заработанными подарками и подношениями.

Слайд 8-9 

Хозяин дома за колядование благодарил колядников деньгами, сладостями, домашней выпечкой и разной вкуснятиной. Заработанные угощения по окончании колядок поедаются на совместных молодежных посиделках, а деньги делятся поровну между всеми участниками обрядовых обходов. Если какой-либо дом колядники случайно или не случайно пропустили и не зашли с колядками — это считается очень плохой приметой и предвещением беды. Поэтому хозяева домов особо трепетно относятся к тому, чтобы у них в доме побывали ряженые колядники.

Слайд 10-11

Ещё пекли к празднику Козули (обрядовое рождественское печенье в форме коров, овец, лошадей. Использовалось в качестве дара-угощения для участников обряда колядования). Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков.

Воспитатель: Ох засиделись, замерзли поди, сыграем?

Ответы детей: – Да!

Малекчина-калечина

Малечина-калечина - старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,

сколько часов до вечера?

Раз, два, три ...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Воспитатель: Ох взбодрились, оживились?

Ответы детей: - Да

Воспитатель: А сейчас предлагаю нам всем попробовать себя в мастерстве изготовления казуль, у вас на столах есть соленое тесто, разных цветов. Мы научимся делать козули, которые, конечно, нельзя есть, но ими можно украшать дом на каждое Рождество много, много лет.

Слайд 12

Изготовление рождественских пряников из цветного солёного теста.

Выставка пряников

Воспитатель:

  • Давайте вспомним, о каком празднике мы сегодня узнали? (Рождество, Святки)
  • Что за украшения мы с вами сделали? (пряники в форме животных и птиц) Как они называются? (козули)
  • Давайте вспомним из чего сегодня мы делали козули? (соленое тесто)
  • Как называются святочные гулянья с песнями? (колядки)

Слайд 13 Какие вы молодцы, чудесные козули у нас получились, давайте оставим их сушиться на солнышке. А когда они высохнут, каждый заберет свой пряник на удачу домой и возможно подарит его самому близкому человеку.

Слайд 14 Конец занятия.

 Воспитатель: А сейчас по традиции Рождественский обед, приглашаем вас вместе с родителями к сытному столу

В подготовке были использованы материалы:

 

                                                                                                        МБДОУ № 156 Литвякова В.В, Манжурина Н.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная беседа «Рождественские колядки».

Познавательная беседа «Рождественские колядки»....

Познавательная беседа "Рождественские колядки".

Познавательная беседа "Рождественские колядки"....

Рождественские колядки

Рождественские колядкиКолядование — приуроченный к святкам древний славянский ритуал посещения домов группой участников (колядовщиками, которые исполняли благопожелательные обрядовые песни (коля...

Развлечение в старшей группе на тему: «Рождественские колядки».

Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделками, сформировать представление о рождественских святках. Активизировать речь через устное н...

Рождественские колядки в детском саду

Рождественские колядки хорошая традиция в детском саду "Малышок". Проводится  предварительная работа с детьми в группах ( просмотр иллюстраций, фотографий, чтение литературы, разучивание колядок,...

"Рождественские колядки" Сценарий Рождественского праздника для детей старшей группы.

Рождественские колядки мы провели в рамках программы духовно-нравственное восптание "Добрый мир".  Было интересно познакомиться с особенностями православных традиций во время празднован...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....