Программа кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «А» «Ягодки»
рабочая программа (подготовительная группа)
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_lyuboznayka.docx | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунициальное автономное образовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Программа кружка по экспериментальной деятельности
«Любознайка»
группы общеразвивающей направленности
с 6 до 7 лет «А» «Ягодки»
Воспитатели:
Моисеева М.Г. Горожанцева Н.В.
г.Пыть-Ях – 2019 г
Пояснительная записка:
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму”
(китайская пословица)
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Программа дополнительного образования «Почемучки» является авторской программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Срок реализации программы - 7 месяцев (1 занятие в неделю, всего 28 занятий). В сентябре, мае проводится первичная и итоговая диагностика. Продолжительность занятия 30 минут.
Режим работы: Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Время работы кружка:
Список детей
Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации - оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты.
- человек: рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
По сформированности детского экспериментирования можно выделить три уровня ожидаемых результатов:
Высокий уровень: Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствие с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень: В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень: Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.
Показатели сформированности познаватедльно-исследовательской деятельности у дошкольников по А.И. Савенкову
Критерии Уровни | Знаниевый | Оценочный | Деятельностный |
Высокий | Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. | Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результа та и отвечает ли он решен ию проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска исти ны, для решения проблемы, | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
Средний | Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные пре дположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргуме нтировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. | Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следст венные связи, отбор матери ала для поиска истины не всегда безошибочен. | Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
Низкий | Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает пробле му, не активен в выдви жении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществ лять поиск истины, не может привести факты, аргументы. | Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
Все диагностики проводятся методом наблюдения, данные обрабатываются в сводную таблицу. Эффективность реализации темы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.
Вид диагностики | Знаниевый критерий | Оценочный критерий | Деятельностный критерий | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Первичная | |||||||||
Итоговая |
Содержание программы:
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1 | Введение. ТБ. | 1 |
2. | Измерение величин. | 1 |
3. | Вещество. Песок и глина. | 2 |
4. | Вещество. Камни. | 2 |
5. | Вещество. Воздух и его свойства | 2 |
6. | Вещество. Вода, и её свойства | 2 |
7. | Вещество. Магнит, и его свойства. | 2 |
8. | Стекло. | 2 |
9. | Волшебное зеркало. | 1 |
10. | Мир ткани. | 2 |
11. | Дерево и металл. | 2 |
12. | Волшебное электричество. | 1 |
13. | Солнце. Земля и ее место в солнечной системе | 2 |
14. | Растения. | 2 |
15. | Почва. | 2 |
16. | Итоговое занятие. | 2 |
Календарно-тематическое планирование:
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художествен ное слово |
1.Знакомство с оборудованием для экспериментов. | Познакомить детей с прибо рами, которые необходимы для проведе ния экспери ментов и опы тов.Вспомнить и закрепить правила безо пасности при работе с обору дованием | Материалы лаборатории. | |||
Вещество Песок и глина» | Показать разно образие объек тов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.Учить детей делать выводы,соблю дать ТБ при проведении опытов, форми ровать знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творче ство ребенка | 1.Песчаный конус Познакомить со свойством песка – сыпучестью. | Сухой, чистый песок, больш ой плоский лоток, малень кие лотки, лупы | На прогулке: следы на песке П/и «Мы – песчинки» | |
2. Из чего состоят песок и глина? | Песок, глина, лупа | Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома» | Чтение сказки «Глиняный парень» | ||
3. Проходит ли вода через песок и глину? | Стаканы, вода песок, глина, палочки | Д/и «Что я построю из песка» Лепка игрушек из глины |
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Вещество. Камни» | Развивать инте рес к камням, умение обследо вать их, назыв ать свойства. Дать представ ление о том, что камни быва ют речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камн ями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. учить классифи цировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. | 1.Какими бывают камни? | Наборы речн ых и морских камней, лупа, пластилин, керамзит, лимон, гранит кремень,сахарсоль, Фото - памятники | Беседа: «Какими бывают камни?» На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства) | Чтение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» |
2.Тонут ли камни в воде? | Наборы речн ых и морских камней, сосуд с водой,салфе тки на каждо го ребенка, керамзит, гранит, | Строительные игры (Строительство и украшение построек) Игра «Камень, ножницы, бумага» | Чтение рассказа Л.Толстого «Галка» | ||
3.Живые камни | Мел, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь | Выкладывание рисунков из камней. П/и «Камень – беги» | |||
4. Могут ли камни менять цвет? | Наборы разн ых камней, емкость с водой | Д/и «Что сделано из камня?» |
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Вещество. Воздух и его свойства» | Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | 1.Знакомство со свойствами воздуха | Воздушные шары, целло фановые пакеты, трубочки, готовые открытки | Беседа: «Воздух – это газ» На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха) | Чтение рассказа «Воздух – невидимка» |
2.Сухой из воды | Прозрачные пластиковые стаканы, ем кость водой, салфетки | Ручной труд «Смешарик» (клеевые нитки на шарик) | |||
3.Сколько весит воздух? | Воздушные шары, линей ка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы | Познавательная пятиминутка «Давление возду ха». Рисование мыльными пузырями | |||
4. Воздух всегда в движении Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. | 1. Полоски легкой бума ги (1,0 х 10,0 см) 2.Иллюстра ции:ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. 3. Герметич но закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками | Конструирование: изготовление вертушки Игра «Буря в стакане» | Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…» |
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Вещество Вода и ее свойства» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни челове ка, закрепить знание свойств воды: прозрач ность, текуче сть, способно сть растворять. Вырабатывать умение опре делять темпе ратуру воды на ощупь, продол жать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслитель ную деятель ность, делать простейшие умозаключения, активизиро вать словарн ый запас. Соблюдать правила ТБ | 1.Превращения капельки дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях жидком, твёрд ом (лёд), газооб разном (пар). | Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка | Беседа: «Вода и жизнь» На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками | Чтение рассказа «Твердая вода» |
2.Куда исчезла вода? | 2 стакана с водой,крышка | Беседа: «Вода – помощница» | Отгадывание загадок. | ||
3.Разная вода (море –соленая, река – пресная, проточная, озеро –стоячая) | Емкость с вод ой, соль, карти нки с изображ ением моря, реки, озера | Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень» | |||
4. Как движется вода? | Кастрюля с горячей водой крышка, лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой. картинка «Круговорот воды в природе» | «Круговорот воды в природе» | Чтение рассказа «Почему идет дождь»» |
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Вещество. Магнит и его свойства» | Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | 1.Притягивает – не притягивает Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, спосо бность приклеи вать и приклеи ваться, свойств магнитов притя гивать железо. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы | На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. | Чтение сказки о Магнитолике. |
2.Действует ли магнит через другие материалы? Познакомить детей сособен ностями магни та; помочь выя вить материалы, которые могут стать магнетиче скими; показать способ изготов ления самоде льных компасов. | Магнит на палочке, различные пуговицы, компас | Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом» | Сказка «Колобок на магнитный ладок» | ||
3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук? Помочь опреде лить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Банка с водой, скрепка, магнит | Игра «Помоги Зайчику» | |||
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Свойства материа лов» | Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. | 1.Родственники стекла Узнать предме ты, изготовлен ные из стекла, фаянс: фарфора Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, дерев янные палоч ки, алгоритм деятельности. | Чтение сказки «Осколок стекла» | |
2.Мир бумаги Узнать различн ые виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточ ная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | Изготовление поделок из бумаги | стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги” | ||
3.Мир ткани Узнать различн ые виды тканей сравнить их качества и свой ства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: | Д/и «Из чего сделано» | |||
4.Мир дерева Расширить знания детей о свойствах дерева | Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой | Наблюдение на прогулке за деревьями. «Приключение карандаша» | Загадки по теме |
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Растения» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. | 1.Как веточка березы весну встречала. Подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мыш ление, наблюда тельность. | Веточка березы, ваза с водой | Игра «Хорошо – плохо» | Чтение сказки П.А.Синявского «Сказка про лекарственные растения» |
2.Нужен ли корням воздух? Помочь выявить причину потреб ности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пуль веризатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | На прогулке: наблюдение за растениями под снегом | |||
3.Растения пьют воду. | Сельдерей, вода, синий пищевой кра ситель, емко сть с водой | Проращивание одинаковых семян в 2 блюд цах (в пустом и с влажной ватой) | Чтение сказки «Домашний садик» | ||
4.Растение может обеспечи вать себя питанием. познакомить со способами пита ния растений | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лука |
Тема | Задачи | Экспериментальная деят-сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любознательность | 1.Вращение земли | тарелка; скорлупка от яйца всмятку; немного яичного желтка. | На прогулке: обращать внимание на солнце, погоду дня | |
2. Волшебный круг Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Форми ровать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Цветовой волчок или юла | Д/у «Нарисуй солнце» | Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» | ||
3.«Влияние солнечного света на жизнь на Земле» | 2 камешка, деревянный ящик | Игра «А что, если…» | |||
4. Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха. | два термометра, настольная лампа, длинная линейка. | Чтение стих. Ю. Марцинкявичус«Солнце отдыхает» | |||
Тема | Задачи | Экспериментальная деят - сть | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
«Почва» | Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе. | 1.Из чего состоит почва? Показать из чего состоит почва | Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа | Д/у «Из чего состоит почва» | Рассказ «Родная земля – кормилица людей» Ирис Ревю |
2.В почве есть воздух Цель: показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы банки с водой (на каждого ребе нка); большая банка с водой у воспитателя. | На прогулке: прокопка почвы для посадки | |||
3.Земля, пей водичку. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | Две стеклян ные банки с почвенными образцами и две прозрачн ые емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой-грязная (раствор стирального порошка или мыла, с пеной) | Загадки о земле-кормилице | |||
4.Вытаптывание почвы. Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудша ются условия жизни подземн ых обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. | Для образца почвы: 1 - с участка, котор ый редко посе щают люди (рыхлая); 2- с тропинки с плотно утрам бованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, силуэт человеческого следа, рисунок любого растения). | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лука |
Литература
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...
Программа кружка по экспериментальной деятельности "Лаборатория "Почемучек". Автор: Протасова Татьяна Сергеевна г. Жердевка Тамбовская область, МБДОУ детский сад № 5 "Радуга
Кружок по исследовательской деятельности способствует развитию у детей познавательного интереса, активности и любознательности ко всему, что нас окружает. Позволит приобщить детей к познанию, умению н...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие исследователи»
Программа кружка...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
Программа кружка опытно-экспериментальной деятельности "Всё хотим на свете знать"
Программа кружка опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Всё хотим на свете знать"...
Программа кружка по экспериментальной деятельности детей "Я познаю мир"
Экспериметальная деятельность дошкольников...
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем известно, что немаловажным критери...