2.Программа дополнительного образования социально-гомунитарной направленности "Приобщение детей к элементам эвенкийского (родного) языка и культуре эвенкийского народа"
учебно-методическое пособие
Программа направлена на формирование познавательного интереса дошкольников к изучению элементов родного языка и культуре эвенков, стремления получения новых знаний, формирование гармоничной личности, познавательных и языковых способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации»;
–Приказом Министерства Просвещения России от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организаций и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р), (далее Концепция развития дополнительного образования детей.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4,4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее СанПиН);
-Уставом МБДОУ «Детский сад №5 «Лесной» п.Тура» ЭМР.
- Положением о дополнительных образовательных программах и порядке их утверждения в ДОУ.
Разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в социально-гуманитарной направленности.
Актуальность. В современном поликультурном мире становится важным сохранение национальной культуры и родного языка. Наиболее интенсивное формирование этнических стереотипов поведения происходит в дошкольном возрасте. Знакомство с культурой иного народа и языком особенно актуально в дошкольном образовании, так как предотвращает развитие феномена этноцентризма личности.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, важнейшей составляющей которых является сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. В связи с этим необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам регионально-национального компонента в воспитании детей.
Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Приобщение детей к элементам эвенкийского (родного) языка и культурой эвенкийского народа» (далее - Программа) направлена на формирование познавательного интереса дошкольников к изучению элементов родного языка и культуре эвенков, стремления получения новых знаний, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения родного и иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Изучение языков в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры.
Родной язык – душа народа. И каждый народ хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам. С самого рождения ребенок должен слышать, ощущать красоту и прелесть, глубину и богатство, силу и величие родной речи. Уже с дошкольного возраста детей необходимо приобщать к социокультурным нормам общества, национальным традициям и родным языкам через различные виды деятельности.
Цель и задачи. Формирование познавательного интереса дошкольников к изучению родного языка, стремления получения новых знаний.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире своего региона, своей малой Родины.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
- Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
- Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
- Ознакомить детей с элементами изучаемого языка и культурой эвенкийского народа;
- Воспитывать у детей культуру общения – внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать и самому обращаться с просьбой, благодарить и т.д.;
Отличительные особенности Программы от уже существующих образовательных программ в том, что она обеспечивает учет условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:
- климатические условия, где учитываются особенности климата и природных условий;
- национально - культурные традиции, осуществляется отбор произведений писателей, поэтов, композиторов, художников Эвенкии, образцов местного фольклора, национальных, художественных промыслов при ознакомлении детей
с искусством, национальными традициями.
Возраст детей, участвующих в реализацииПрограммы.
Программа рассчитана на детей 6–7 летнего возраста воспитанников средней-старшей и подготовительных групп. Одновременно в группе может быть 10-20 человек.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Формы и методы организации деятельности:фронтальная, индивидуальная, парная, игровая и сюжетная, позволяет в наиболее полной мере реализовать цели и задачи программы, сделать обучение наиболее привлекательным для детей, пробудить в них настоящий интерес к освоению нового языка. Теоретические знания дети получают методами рассказа, объяснения. Среди методов, используемых в период изучения родного языка в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. рассказы, проговаривание.Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями, зарисовывая, раскрашивая. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Режим занятий:Программа осуществляется два раза в неделю (в понедельник и четверг) в подготовительной группе. Курс рассчитан на 36 недель – (с сентября по май), продолжительность занятия не более 20-30 минут.
Ожидаемые результаты после обучения программы.
- У воспитанника сформируется интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать коммуникативно – речевому развитию.
2)У ребенка будет понимание важности изучения элементов эвенкийского языка в современном мире и устойчивая мотивация к изучению различных языков.
3) Проявится у воспитанника инициатива в обучении, адекватно принимать и пользоваться полученными знаниями родного языка.
4) Сформируется патриотизм у ребенка, представления о культуре, традициях своей малой Родины (могут спеть традиционные песни, назвать сказки, использовать считалочки и т. д.).
5) Воспитанник будет уметь взаимодействовать с партнерами в различных ситуациях.
Способы проверки результатов освоения программы - выставки, фестивали, праздники, конкурсы, викторины, подвижные игры, соревнования, дидактические игры, инсценировка сказок, итоговые занятия и мероприятия
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы дополнительного образования детей со старшего дошкольного возраста направлена на создание условий, позволяющих формировать у детей потребность к изучению элементов эвенкийского (родного) языка и культуры эвенкийского народа.
3.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых парциальных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
1) Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- формирование патриотических чувств и гражданской позиции к прошлому и настоящему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- знание о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование представлений о культуре эвенкийского народа и истории Эвенкии, жизни, творчестве, успехах в спорте знаменитых земляков.
3) Речевое развитие включает:
-владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов литературы;
-знакомство с детской художественной литературой авторов Эвенкии.
4) Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
-восприятие устного народного творчества, народной музыки, танцев, игр народов Крайнего Севера.
5) Физическое развитие включает:
- формирование начальных представлений о некоторых национальных видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни;
- воспитание интереса к традиционным, национальным играм.
Занятия на год строятся по комплексно- тематическому принципу, который позволяет органично вводить (интегрировать) национально-культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности детей.
3.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы:
Реализация Программы происходит через вариативные формы работы с детьми.
- Творческие игры (режиссёрские, по мотивам литературных произведений, сюжетно-ролевые, игры драматизации, театрализованные, настольные игры, игры с природным материалом);
- Игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные, игры краеведческого содержания);
- Игровая ситуация (направленна на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков)
- Проектная деятельность (игровой проект, творческий проект), познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;
- Физкультурные занятия (физкультурные досуги, праздники;
- Наблюдение (за природой, природными явлениями, за животными, за трудом взрослых);
- Просмотр и обсуждение (презентаций, видеороликов, познавательных видеофильмов), рассматривание (книг, энциклопедий, картин, предметов), чтение;
- Беседы, загадки, рассказывание, разговор;
- Продуктивная деятельность (художественный труд, рисование, лепка, аппликация), выставки;
- Слушание национальной музыки, пение, музыкальное творчество;
- Танцы (музыкально-ритмические движения, хороводы, ритмические танцы, народные танцы, танцы-импровизации).
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный-тематический план построен по календарному, сезонному принципу(как жил коренной народ в давние времена: по сезонам, по климатическим изменениям в природе, по своему природному календарю).
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма аттестации: | |||
Всего в неделю | Теоритические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Моя малая Родина-Эвенкия. Осеннее время | |||||
1.1 | Коренной народ | 2ч | 1ч | 1ч | ||
1.2 | Осенний лес | 2ч | 1ч | 1ч | ||
1.3 | Ягоды и грибы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
1.4 | Жилище эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: «Викторина» | ||
2. | Обитатели Эвенкии | |||||
2.1 | Олени | 2ч | 1ч | 1ч | ||
2.2 | Перелетные птицы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
2.3 | Речные рыбы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
2.4 | Животные | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: Инсценировка сказки «Сотворение Земли» | ||
3 | Зимнее время | |||||
3.1 | Зимний лес | 2ч | 1ч | 1ч | ||
3.2 | Животные зимой, Следы животных | 2ч | 1ч | 1ч | ||
3.3 | Зимующие птицы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
3.4 | Зимняя одежда эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: «Праздник День Эвенкии» «Конкурс чтецов» | ||
4 | Фольклор эвенков | |||||
4.1 | Песни, танцы, стихи | 2ч | 1ч | 1ч | ||
4.2 | Праздник эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
4.3 | Эвенкийская кукла | 2ч | 1ч | 1ч | ||
4.4 | Праздничный зимний лес | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: «Выставка рисунков «Моя малая Родина» | ||
5 | Поэты Эвенкии | |||||
5.1 | Поэзия А.Немтушкина | 2ч | 1ч | 1ч | ||
5.2 | Сказки, загадки, приметы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
5.3 | Поэзия Н.Оёгира | 2ч | 1ч | 1ч | ||
5.4 | Сказки, загадки, приметы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: «Инсценировка сказки» | ||
6 | Традиционное занятие эвенков, поэты Эвенкии | |||||
6.1 | Кочевье (аргиш) эвенков, | 2ч | 1ч | 1ч | ||
6.2 | Занятие эвенков- оленеводство, рыболовство | 2ч | 1ч | 1ч | ||
6.3 | Промысловое хозяйство эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
6.4 | Пища эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: Развлечение «День Родного языка» | ||
7 | Декоративно-прикладное искусство эвенков | |||||
7.1 | Мамин праздник | 2ч | 1ч | 1ч | ||
7.2 | Занятия женщин | 2ч | 1ч | 1ч | ||
7.3 | Изделия украшений | 2ч | 1ч | 1ч | ||
7.4 | Праздничная сезонная одежда эвенков | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: Выставка работ по аппликации «Кумалан» (коврик для мамы) | ||
8 | Весеннее время | |||||
8.1 | Весенний лес | 2ч | 1ч | 1ч | ||
8.2 | Птицы прилетели | 2ч | 1ч | 1ч | ||
8.3 | Животные весной | 2ч | 1ч | 1ч | ||
8.4 | Загадки, приметы, стихи о весне | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого | 8ч | 4ч | 4ч | Промежуточная аттестация: Викторина | ||
9 | Живая и неживая природа | |||||
9.1 | Деревья, кустарники, | 2ч | 1ч | 1ч | ||
9.2 | Явления природы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
9.3 | Цветы | 2ч | 1ч | 1ч | ||
9.4 | Занятия эвенков в летнее время | 2ч | 1ч | 1ч | ||
Итого: | 8ч | 4ч | 4ч | Итоговая аттестация: Развлечение «Мучун» (Эвенкийский Новый год). | ||
Итого за год | 72ч | 36ч | 36ч | |||
Раздел 1: «Моя малая-Родина Эвенкия», «Осеннее время» Теория: Рассказать историю возникновения территории Эвенкии; коренное проживание; временные изменения (части суток, время года); дары осени (ягоды, грибы); моя семья Практика: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций, где находится наша малая Родина, история ее возникновения, кто проживает; наблюдение в природе на экскурсии в лесу; рисование: даров природы, чума. Словарь на эвенкийском языке: -Аят тыманит! -С добрым утром),-Аят тырганит! -Добрый день!,-Аят бидекэллу!-До свидания!, Болони – осень, аги – лес, авданна – лист, мо-дерево, диктэл – ягоды, химиктэ – брусника, диктэ– голубика, дэгинӈэктэл–грибы, балдыра–выросли, чум-дю Промежуточная аттестация:«Викторина» | ||||||
Раздел 2: «Обитатели Эвенкии» Теория: Рассказать что олень, это главное животное для эвенков, какую функцию он приносит для человека; какие птицы, рыбы и животные обитают в Эвенкии. Практика: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций - что главное животное в жизни эвенков является олень, какую пользу он приносит; обитатели нашей малой Родины; рисование: птицы, животные, рыбы; игры: подвижные, дидактические. Словарь на эвенкийском языке: Орон – олень, иел – рога, дэгил – птицы, чипичар – птички, дэгил дэгдерэ -птицы летят, Бэйӈэл – животные, улуки– белка, муннукан–заяц, сулаки– лиса иргичи– волк, хомоты– медведь, улгуки– бурундук, инӈакта – мех. нямапчуинӈакта – теплый мех. Промежуточная аттестация: Инсценировка сказки «Сотворение Земли» | ||||||
Раздел 3: «Зимнее время» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- как люди и животные готовятся к зиме, зимняя одежда человека. Практика: Рисование: птицы, животные, игры: подвижные, дидактические Словарь на эвенкийском языке: Орон – олень, иел – рога, дэгил – птицы, чипичар – птички, дэгилдэгдерэ -птицы летят, Бэйӈэл – животные, улуки– белка, муннукан–заяц, сулаки– лиса иргичи– волк, хомоты– медведь, улгуки– бурундук, инӈакта – мех. нямапчуинӈакта – теплый мех. Промежуточная аттестация:«Праздник «День Эвенкии», «Конкурс Чтецов» | ||||||
Раздел 4: «Фольклор эвенков» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- история возникновения фольклора, его особенности. Практика: Прослушивания песен, стихов, разучивания танцев, подготовка к празднику «День Эвенкии», выезд в Краеведческий музей, подвижные традиционные игры. Словарь на эвенкийском языке: Тагивкал– загадки, одё–заповеди, давлавур–песни, гунмувкэл – поговорки, хэгдыг – декабрь, икэдерэ – поют, минӈикуклав – моя кукла, гэрбичи – по имени, инильга – Снежана, елочка-асиктаканОмактаанӈани – Новый год, кунгакар – дети, удыдерэ – наряжают, гудей – красивый, эвикэр– игрушки. Промежуточная аттестация:«Выставка рисунков «Моя малая Родина» | ||||||
Раздел 5: «Поэты Эвенкии» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- познакомить детей с произведениями поэтов Эвенкии. Практика: Прослушивания рассказов, стихов, загадок, приметов. Инсценировка сказок. Словарь на эвенкийском языке: Тагивкал– загадки, одё–заповеди, давлавур–песни, гунмувкэл – поговорки.. Промежуточная аттестация:«Инсценировка сказок» | ||||||
Раздел 6: «Кочевье (Аргиш)» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций - что главное животное в жизни эвенков является олень и его надо кормить, потому что без оленя эвенок не выживет. Практика: Рисование, аппликация, игры: подвижные, дидактические. Словарь на эвенкийском языке: Орон– олень, элгэвун – караван олений, элгэвунӈэнэдерэн – караван идет, нёрамни – впереди идущий, толгоки – нарты, хэты – сани грузовые, нама– вьюк Промежуточная аттестация:Развлечение «День родного языка» | ||||||
Раздел 7: «Декоративно-прикладное искусство» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- объяснить детям, у каждого народа есть декоративно-прикладное искусство, сравнить с другими народами. Практика: Выезд в Дом народного творчества .Аппликация кумалана (коврика). игры: подвижные. Словарь на эвенкийском языке: Эни–мама, энекэ– бабушка, ирэксэ– шкура, оса – камус, удерэн – выскабливает, чучун–скребок с зубчиками для выскабливания шкуры. Форма аттестации:Выставка работ по аппликации «Кумалан» (эвенкийский коврик) | ||||||
Раздел 8: «Весеннее время» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- рассказать детям об изменении в природе весной, какие птицы прилетают, жизнь животных в это время года. Практика: Разгадывание загадок, пословиц, рисование животных и птиц в весеннее время. Словарь на эвенкийском языке: Дылача –солнце дылачаливки– греет солнце, сиӈилгэндук – из-под снега. Промежуточная аттестация: Викторина | ||||||
Раздел 9: «Живая и неживая природа» Теория: Просмотр иллюстраций из книжек, демонстрационного материала, презентаций- рассказать детям об изменении в природе весной, какие деревья, кустарники и цветы растут в Эвенкии, какие явления в природе происходят. Показать Красную книгу детям. Практика: Разгадывание загадок, пословиц, примет, рисование деревьев, цветов. Словарь на эвенкийском языке: Неӈненидычикты– цветок подснежник, дылачаливки– греет солнце, сиӈилгэндук – из-под снега, Фиолетовайичэдэ – фиолетовый цвет, би агиду чуктывэ бакам – я в лесу нашел подснежник. Итоговая аттестация: Развлечение «Мучун» (Эвенкийский Новый год) |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 5, 8 | Просмотр презентации обсуждение Коллективная работа-аппликация Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Коренной народ | Подвижные игры на проверку знаний данной темы |
12, 15 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (рисование) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Осенний лес | Выставка рисунков | ||
19, 22 | Беседа, Загадывание и обсуждение загадок Придумывание свои загадок о природе Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Ягоды и грибы | Викторина | ||
26, 29 | Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Жилище эвенков | Итоговое занятие | ||
2 | Октябрь | 3, 6 | Фронтальное Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Олени | Дидактические игры на проверку знаний данной темы |
10, 13 | Фронтальное Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Перелетные птицы | Итоговое занятие | ||
17, 20 | Просмотр презентации обсуждение Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Речные рыбы | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
24, 27 | Фронтальное Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Животные | Итоговое занятие | ||
3 | Ноябрь | 7, 10 | Фронтальное Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Зимний лес | Викторина |
14, 17 | Чтение художественной литературы. Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Животные зимой, следы животных | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
21, 24 | Просмотр презентации обсуждение Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Зимующие птицы | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
28, 1 | Просмотр презентации обсуждение Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Зимняя одежда эвенков | Итоговое занятие | ||
4 | Декабрь | 5, 8 | Слушание национальной музыки, пение, танцы, инсценировка сценок Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Песни, танцы, стихи | Праздник «День Эвенкии» |
12, 15 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность(рисование) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Праздник эвенков | Выставка рисунков | ||
19, 22 | Фронтальное, Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Эвенкийская кукла | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
26, 29 | Фронтальное, Беседа , Наблюдение в природе Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Праздничный, зимний лес | Выставка рисунков | ||
5 | Январь | 2, 5 | Фронтальное, Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Поэзия А.Немтушкина | Изготовления книжки Стихов про Эвенкию |
9, 12 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Сказки, загадки, приметы | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
16, 19 | Фронтальное, Беседа Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Поэзия Н.Оёгира | Изготовления книжки Эвенкийские Сказки | ||
23, 26 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Сказки, загадки, приметы | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
6 | Февраль | 30, 2 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Кочевье эвенков | Дидактические игры на проверку знаний данной темы |
6, 9 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Оленеводство,рыболовство | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
13, 16 | Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Промысловой хозяйство эвенков | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
20, 23 | Просмотр презентации обсуждение Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Пища Эвенков | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
7 | Март | 6, 9 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (рисование) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Мамин праздник | Выставка рисунков |
13, 16 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (вышивание бисером) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Занятие женщин | Выставка работ по аппликации «Кумалан» (коврик) для мамы) | ||
20, 23 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (вышивание бисером) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Изделия украшений | Итоговое занятие | ||
27, 30 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (вышивание бисером) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Праздничная, сезонная одежда | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
8 | Апрель | 3, 6 | Просмотр презентации обсуждение Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Весенний лес | Выставка рисунков |
10, 13 | Чтение художественной литературы Импровизация сказки Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Птицы прилетели | Инсценировка эвенкийской сказки | ||
17, 20 | Просмотр презентации обсуждение Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Животные весной | Выставка рисунков | ||
24, 27 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Сказки, загадки, стихи о весне | Пение песен, рассказывания стихов ранее изученных | ||
9 | Май | 1, 4 | Просмотр презентации обсуждение Продуктивная деятельность (рисование) Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Деревья, кустарники | Викторина |
8, 11 | Фронтальное, Беседа Наблюдение за природой Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Явления природы | Дидактические игры на проверку знаний данной темы | ||
15, 18 | Экскурсия лес Наблюдение за природой Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Цветы | Выставка рисунков «Подснежники» | ||
22, 25 | Фронтальное, Беседа Дидактические игры Понимание побудительных слов и повторение слов на эвенкийском языке | 2ч | Занятия эвенков в летний период | Итоговое занятие |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной образовательной Программы в ДОУ имеется все необходимое оборудование и инвентарь:
Наименование | Количество |
«Эвенкийский язык для дошкольников»: | |
Пособия для изучения эвенкийского языка | 25 экз. |
Наглядный материал по лексическим темам: Семья, животные, птицы, рыбы, растения, явления природы и т.д. | по 20 шт. |
Дидактические игры по лексическим темам | 20 шт. |
Куклы в национальной одежде | 3шт. |
Мягкие игрушки - дикие звери | 5 шт. |
Наглядный материал по прикладному искусству | 20 шт. |
Картотека национальных подвижных игр, загадок, пословиц, поговорок, примет, стихов и т.д. | по 20 шт. |
Телевизор для просмотра видео -материала | 1шт. |
Мультимедийный проектор для показа презентаций | 1шт. |
Музыкальный центр для прослушивания песен певцов и композиторов Эвенкии (аудиозаписи) | 1шт. |
5.Список использованной литературы
- «Программа по эвенкийскому языку «Эвэдытурэн», по ред. Савлепова Т.В., Протодьякова Н.Е. Хукочар Е.К Улан-Удэ, 2020 г.
- Кудря А.А. Пособие для воспитателя «Обучение эвенкийскому языку в детском саду», Якутск, 1998 г.
- Макеева А.Н. «Лексика эвенкийского языка», Новосибирск, 2001г.
- Афанасьева Е.Ф. Учебно-методическое пособие по эвенкийскому языку для педагогов дошкольного образования «Эвэдытурэн», Улан-Удэ, 2020 г.
- Андреева Т.Е. «Принципы организации звуковой системы эвенкийского языка «Эвенки», Новосибирск, 2008г.
- Пикунова З.Н. Картинный словарь эвенкийского языка, С-Петербург, 1999г.
- Щапова Д.А., Амелькин А.Г. Материальная культура эвенков в иллюстрациях, С-Петербург, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593516-1424008964.jpg)
Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...
Программа дополнительного образования «Дошколенок и компьютер» (Обучение дошкольников элементам компьютерной графики)
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...
программа дополнительного образования, для детей дошкольного возраста 4-7 лет "Английский язык для малышей"
Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим особенностям ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание яз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/21/picture-1132951-1647832298.jpg)
Программа дополнительного образования по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов баскетбола.
Данная программа направлена на получение детьми знаний, умений и навыков по баскетболу, обеспечивает укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....