Доклад "Игрушки-обереги"
статья

 Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Одним из направлений воспитательно-образовательной работы является духовно-нравственное воспитание. Осуществление данного направления идет через знакомство с традициями народа. В этой статье мы попытались раскрыть значение игрушек оберегов и роль, которую они играли в традиционной тувинской семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrushki_oberegi.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Кужугет Ч.Х.

Игрушки-обереги детей в тувинской семье

Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Воспитатель высшей категории

Детский сад «Чечек» с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Аннотация: Одним из направлений воспитательно-образовательной работы является духовно-нравственное воспитание. Осуществление данного направления идет через знакомство с традициями народа. В этой статье мы попытались раскрыть значение игрушек оберегов и роль, которую они играли в традиционной тувинской семье.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, тувинские игрушки, обереги, обычаи

        Начиная с детского периода особое внимание обращается на духовно- нравственное воспитание, знание родословной, родной земли, традиций и обычаев.  Одним из направлений в работе детского сада “Чечек” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.

В нашем ДОУ для детей с младшего дошкольного возраста выстроено единое поле воспитательно - образовательного пространства, в основе которого лежит ознакомление с окружающим миром с включением этнокультурной составляющей в содержание образовательной программы.
        Непосредственную роль в передаче культурных, нравственных и духовных ценностей играет семейное воспитание. У каждого народа существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. Оберег, который хранится в семье, развивает уважительное отношение и приобщает интерес к семейным обычаям. Толковый словарь Ожегова дает такое определение оберегу – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь [1, с. 426]. Одним из направлений образовательного процесса по части нравственного воспитания является инновационный проект мини-музей «Юрта». Для практического усвоения материала в нашем детском саду был создан музей как часть центра народного творчества по этнической культуре. Уголок «Игрушки-обереги» играет значительную роль в воспитательном процессе.

Задачи «игрушечного» уголка:

- формирование у детей интереса к культуре тувинского народа через образ игрушек-оберегов;

- ознакомление детей с материалами из которых изготавливаются игрушки-обереги

- формирование бережливого отношения у детей к игрушкам

        Наши предки придавали игрушкам-оберегам особое значение и называли их куклами оберегами. Забота о ребенке начинается у тувинцев с момента любят и относятся к ним с большим вниманием. Еще до рождения первого ребенка в семье готовили ему игрушки (собирали бараньи бабки в мешочек, вырезали из дерева фигурки лошадей, верблюдов, яков и т.д.) делали люльку  (кавай).  Если в семье уже был ребенок, мальчик, а ждали девочку, то на люльку вешали раковину каури (чербеш), если же в семье ждали мальчика, то готовили игрушки для мальчика (лучок, фигурки лошади, сарлыка и т.п.). По обычаю, хороший охотник наделял мясом своих родственников и соседей. Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова.  В первые месяцы жизни биополе ребёнка особенно уязвимо для дурного глаза. Поэтому, чтобы уберечь ребенка, родня изготавливала различные талисманы из дерева или агальматолита, в виде образов зверей.

Ойнаар-кыс.

В Туве куклы (ойнаар-кыс) изготавливались из войлока. Им придавали человеческие черты и одевали: в тыва тон (национальное пальто) и тыва борт (шапка), сапоги тыва идик, обязательным было также и наличие пояса куржаныр кур. Интересно, что от цвета пояса зависел и цвет одеяния куклы. Например, синее одеяния – красный пояс.

Традиционная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер [3, URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11287/ (дата обращения: 10.12.2019)].   Как спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе, реализацию своих личностных потребностей. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Кажык

Тувинцы для рождения первого ребенка в семье готовили ему игрушки: собирали бараньи бабки в мешочек. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности [4, с. 68].         

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Чтобы уберечь ребенка, родня изготавливала различные талисманы, ээрены, игрушки из дерева, агальматолита, в виде образов зверей. То были настоящие обереги для защиты ребенка от сглаза, порчи и различных болезней.

Адыг холу Ээрен

Адыг холу ээрен, по русски «Ээрен Медвежья Лапа», считается самым надежным оберегом. Приглашенный шаман проводил культовый обряд в честь священного духа «Медвежья Лапа», после чего этот ээрен становится охранником данной юрты. Талисман аккуратно вешали на западной стороне юрты, так чтобы когти медвежьей лапы касались земли. В юрте, где освящен оберег «Медвежья лапа» не болели дети.

 Коготь

А коготь медведя – могучий культовый атрибут, способный предотвратить катастрофу, вылечить самые разные болезни, спасти жизнь детей от страшной беды.  Если заплачет младенец в колыбели, нужно легонько коснуться его лба когтем медведя, после чего ребенок тихо засыпает. Если черти грозят жизни малыша, мать или отец ребенка, вооружившись когтем медведя, смело обходят три раза вокруг юрты и опасность постепенно удалится. Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя.

По обычаю, хороший охотник наделял мясом своих родственников и соседей. А если убивали медведя – не бросали костей, а кости как амулеты отдавались детям [5, c. 76].  

Если ребенок заболел ему на шею надевали на ленточке (чонга) раковинку каури (чирбеш) и верили, что она может защитить ребенка от болезни. Это была, вера в различные обереги и магические средства, охраняющие здоровье ребенка

«Хин-хавы»- чаш толдун эн баштайгы ончузу -подушечка для пуповины младенца зашивали в маленький мешочек из шелка и подвешивали к колыбели. В зависимости от пола новорожденного выбирали цвет если родился мальчик выбирали синий, а для девочки красный щелк. Делала это повивальная бабка, которую ребенок впоследствии должен был называть кырган-авай. (Очерки народного быта тувинцев. Стр 268)

Семейный оберег - гнездо ремеза.

Слово «ус» означает «шевер» (умелый,умелец), «кушкаш» - птица.

        Гнездо ремеза удивительно напоминает теплую рукавичку с недовязанным большим пальцем. По сравнению с десятиграммовым строителем постройка выглядит внушительно: высота до 22, диаметр до 12 см, а толщина стенок примерно 2 см. Вход в гнездо идет через «большой палец» - входную трубку длиной около 4-5 см. Постройка подвешивается на тонких свисающих веточках куста или дерева, либо укрепляется на тростниковых стеблях. Основным строительным материалом является пух ивы, тополя, рогоза и других растений. Внутренность выстилается толстым слоем пуха и перьев [6, с. 768].

        Семья Хомушку С-Б Х. гнездо ремеза использовали в быту (для хранения пупка младенца и для хранения отрезанных меток ушей ягнят и козлят) и для украшения юрты (именно в женской части юрты). Семейный оберег приобщает и развивает уважительное отношение и интерес к семейным традициям, обеспечивает начало национального характера в формировании личности.         

        Семейный оберег (ус куш уязы) — это семья и связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому, поучения детям, ответственность за благополучие каждого члена семьи, труд души, смысл жизни, воспитание сути вещей, это и надежда на будущее, и мера, которой всегда будет измеряться совесть наших детей в будущем. Экспонат для нашего мини-музея подарила семья Хомушку Буян Кан-ооловича.

Накосное украшение – боошкун (оберег ребенка).

Тувинское женское украшения для прически - накосники (чавага, боошкун) представляют особый интерес. По своему функциональному значению они закрепляют прическу. Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд- обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».

Боошкун -девичье накосное украшение из трех нитей бус. В некоторых источниках  говорится, что  боошкун – это бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок бус и чёрные пучки нитей, в других источниках,  что боошкун – ожерелье из бус, которое крепилось на кончике кос [7, с. 251].

В технологии изготовления украшений - боошкун широко использовались кораллы. Цвет коралла - красный. Цвет и его восприятие для тувинцев несут большую смысловую нагрузку, указывает Донгак С. Ч. С красным цветом у тувинцев связано понятие кижиниң кызыл тыны человеческое красное дыхание. Помимо защитного, красный цвет обладали отпугивающими свойствами (от нечистых сил), так же связан и с животворящей силой, в частности с кызыл от – красным огнем или отчаякчы - огнем-создателем. Кораллы считают символом бессмертия и счастья, дарующим мудрость и молодость. Кораллы «лечат печаль, лучшее средство от сглаза». Кораллы у тувинцев символ богатства и плодовитости.

Накостные украшения тувинок выполняли оберегающую функцию, поскольку основными материалами служили серебро, которое символизировало благополучие и кораллы - символ бессмертия и счастья.

Представления и обряды, связанные с рождением ребенка, отличились у тувинцев большим богатством и разнообразием. За прошлые тысячелетия многие из них стали забываться.

        Тувинцы воспитывали детей на добрых традициях предков.  На земле предков останутся продолжать род дети. На языке предков будут говорить они. Традиции предков перенимают дети.

Заключение

Игрушка - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с игрушкой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Самые вдохновенные творцы игрушек — дети. Они — зримый между миром детства и миром взрослых. Через игрушечный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Но они не всегда считались исключительно детскими игрушками. Изначально, они выполняли роль талисманов и оберегов. Тувинцы, с рождением ребенка, особое внимание обращали на наличие детского талисмана.

Список литературы

1.  Сост. Ожегов, С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / / 4-е изд., доп. М: А-ТЕМП - 2000.- С.426.

2. Потапов, А.П.  Очерки народного быта тувинцев. Москва: Наука.-1964. С- 268

3. Рыбалко, М. В. Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11287/ (дата обращения: 10.12.2019).

4. Самбу, Н.У. Тувинские национальные игры. – Кызыл – 1978 – с. 68

5. Монгуш, К-Л. Б. Дыхание чёрного неба. – Кызыл: Тувинское книжное изд-во им. Ю.Ш. Кюнзегеша – 2010 – с. 76

6. Под ред. В.В. Овчинникова. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. – М: ОЛМА-ПРЕСС – 2004 – с. 768  

7. Дыртык-оол А.О. Тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва // в мире научных открытий. – 2014. – № 5.1 (53). С. 251  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Чечек» комбинированного вида  с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Республиканская научно-практическая конференция «Наследие предков: традиции и обычаи в ХХl веке»

Тема доклада:

«Игрушки-обереги детей в тувинской семье»

Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Воспитатель высшей категории

Детский сад «Чечек» с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

12 февраля 2020 г.