мероприятие с родителями и детьми "Мой край - Югра"
материал (средняя группа)
Цель: Приобщение дошкольников и родителей к природе родного края, культуре, традициям коренных жителей ХМАО-Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_-_yugra.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Приобщение дошкольников и родителей к природе родного края, культуре, традициям коренных жителей ХМАО-Югры.
Задачи:
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО-Югры через национальные игры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, ремесел, символики.
• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО-Югры.
Приобщать детей и их родителей к истории родного края.
Воспитывать любовь к малой родине.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Югра – наш дом», «Кто живет в Югре», «Игры и игрушки народов Севера», чтение сказок, стихов национальных поэтов, слушание хантыйской музыки, разучивание народных танцев, песен о Югре. Просмотр презентаций: «Моя Родина - Югра», «Край, в котором мы живем».
Оборудование и материалы: бубен, дерево, корзинки, ягодки из гофрированной бумаги, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ленточки, костюмы для инсценировки сказки
1 слайд, нажать на звук. Звучит музыка «Мой край-Югра», дети входят в зал.
- Здравствуйте уважаемые родители, здравствуйте ребята.
Собрались сегодня с Вами,
Чтобы всем нам стать друзьями,
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться!
Ведущая. Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш дом родной, а называется он Ханты-Мансийский автономный округ. Старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам ханты и манси, именно они назвали свой край словом Югра!
Родитель. Красивая легенда существует о нашем крае: «Когда Бог пролетал над Приобьем, у него замерзли руки и из них выпали все природные богатства. Рассердившись на свою оплошность, Бог прикрыл упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой и тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья». Только спустя несколько столетий, стало ясно, что сокровища эти - нефть и природный газ».
2 слайд Ведущий. 10 декабря 2022 года наш округ отмечает день рождения-92 года со дня образования. И это мероприятие мы посвящаем дню рождения нашего округа. Давайте дружно поздравим его с Днем рождения, и как принято на день рождения, споём каравай.
З слайд , нажать на звук Звучит минусовка песни «Каравай»
КАРАВАЙ*******************
1к.Мы Югре на именины
Испекли все каравай!
Вот такой вышины,
Вот такой низины
Вот такой ужины
Вот такой ширины
Каравай, каравай,
Веселей пляши, давай!
2к. Мы в Югре все проживаем,
Караваем поздравляем!
Вот такой вышины,
Вот такой низины
Вот такой ужины
Вот такой ширины
Каравай, каравай,
Веселей пляши, давай! (танцуют)
4 слайд А сейчас разминка для ума. Вам, уважаемые родители, предстоит правильно ответить на мои вопросы.
1.Назовите столицу нашего округа. (Ханты-Мансийск)
2.Назовите коренных жителей нашего округа (ханты и манси)
3.Назовите города нашего округа (Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях)
4. Назовите богатства нашего края? (нефть, газ, рыба, ягоды, орехи, грибы)
5. Назовите большие реки нашего округа. (Обь, Иртыш)
6.Назовите, чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод, орехов и грибов)
7. В каком году был основан наш поселок?
8. Какие достопримечательности есть в нашем поселке?
Ведущий: Территория, на которой расположен наш округ, огромна. Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по просторам нашего замечательного края. Здесь очень красивая и разнообразная природа. Наверное, ребята, вы не раз ходили летом с родителями в лес за грибами и за ягодами?
5 слайд и нажать на звук И я предлагаю поиграть в игру «Ягоды, грибы, орехи»
Давайте представим себе, что сейчас лето и мы отправились в лес. Как хорошо здесь, прохладно! А еще тут можно собирать бруснику, грибы и орехи. Правда, чтобы сорвать орехи, надо поднять руки и потянуться вверх, чтобы собрать грибы - присесть, а бруснику нужно наклоняться. Итак, я буду быстро говорить, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела:
- Ягоды (показывают руками, как срывают ягоды с куста)!
- Грибы (присядьте)!
- Орехи (встаньте и потянитесь)!
Ягоды! Орехи! Орехи! Грибы! Орехи! Ягоды!
Ведущий: Молодцы умеете собирать дары леса. Ребята, наше путешествие по Югорскому краю продолжается. В северных лесах обитает много животных. Вот и в сказках народа манси главными героями выступают животные и растения. В сказках все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят, как люди, они умны и мудры. Детские сказки у народа манси в прошлом были очень популярны. Взрослые увлеченно рассказывали сказки детям, которые любили их слушать, запоминали легко и быстро, а затем пересказывали друг другу в зимние холодные вечера.
Уважаемые родители, я предлагаю вам сейчас отправиться в чудесную страну сказок. Где мы с вами попробуем инсценировать хантыйскую сказку «Почему у медведя короткий хвост». Слова и роли у вас уже распределены между собой и мы предоставляем вам возможность показать сказку нашим детям.
6 слайд (Показ сказки родителями).
Ведущий. Молодцы! Вы отличные сказочники!
Северные сказки самобытны, интересны, поучительны и конечно полезны для чтения. Они способствуют формированию нравственных ценностей у детей, воспитывают уважение к своей нации, к традициям своих предков.
Ведущий: Ребята, каким промыслом с давних времен занимаются ханты и манси? (ловят рыбу). Каких рыб, живущих в наших реках, вы знаете?
7 слайд Ведущий: Мы сейчас с вами поиграем в игру народов ханты «Рыба». По —хантыйски рыба — «хул». Вставайте в круг и будем передавать рыбу под звуки шаманского бубна. Как только бубен замолчит — нужно громко сказать по-хантыйски «хул» (рыба). Потом игра идет дальше.
8 слайд Айне Здравствуйте все и дети, и родители, меня зовут Айне.
Ведущий. Айне, почему ты такая грустная?
Айне: Осенью я собрала в лесу много ягод, но пришел медведь и забрал их себе.
Ведущий: А какие ягоды забрал медведь?
Айне: Отгадайте загадку и узнаете:
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая (Клюковка) 9 слайд
Ведущий: Не про эту ягодку ты говоришь?
Айне Ребята, давайте рассмотрим эту ягоду. Какая она по цвету?
Дети: Красная
Айне: Какой формы?
Дети: Круглая
Айне: Какого размера?
Дети: Маленькая
Можно сделать вывод: Ягоды - красные, круглые, маленькие
Айне: А кто- то кушал ягоду? Какая она на вкус? Ответы детей
Айне: Клюква - одна из самых кислых ягод. Ребята, вы знаете, где растет эта ягода? …Она растёт в наших лесах на болотах. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой.
Айне: А как вы думаете, что можно приготовить из клюквы? Ответы детей
Айне: Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Айне: Ребята, вы запомнили, где растут ягодки?
Ответ детей: В лесу, на болоте.
Айне: Поэтому их называют лесными ягодами.
Давайте вместе скажем: Лесные ягоды (3 раза)
А сейчас я приглашаю вас поиграть
10 слайд Физминутка, пальчиковая гимнастика, координация речи с движениями)«В лес за ягодой пойдём»
В лес за ягодой пойдём,
В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу и хлопаем в ладоши в такт стихотворения)
Много ягод соберем, соберём, соберем (Имитация «собирают» ягоды и «складывают» в корзинку.)
Солнышко высоко, (Поднимаются на носочки, руки вверх, пальчики растопыривают.)
А в лесу тропинка. (Приседают, сжимают кулачки.)
Сладкие вы мои ягодки лесные. (Сжимают и разжимают кулачки в такт стихотворения)
11 слайд и нажать на звук Ведущий: Ребята, давайте порадуем Айне, за то, что она с нами поиграла, и подарим ей подарок –выполним аппликацию «Клюковка». Берем ягодку, набираем клей на палочку, намазываем на ягодку и приклеиваем к корзинке. (Салфетки для рук)
Айне: Вы помните, ребята, как они называются? (клюква)
Где они растут? (в лесу, на болоте)
Айне благодарит родителей и детей и проводит обряд.
Айне: Сегодня вы, ребята, и пели, и танцевали, и в игры играли. Вам понравилось? У ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. И по старинному обычаю, я хочу провести национальный обряд «Дерево желаний». Завязывая ленточку, загадайте желание, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, и все люди на планете Земля.
12 слайд и нажать на звук Обряд «Дерево желаний» (использовать цветные ленточки и искусственное дерево. Дети с родителями по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.)
Ведущий: Уважаемые родители, живите в гармонии, живите с миром! Наш край и особенно наш поселок Куть-Ях - самое красивое место на планете. Потому что это наша Родина, которой мы гордимся по праву. Наше путешествие по Югорскому краю закончилось. И подводя итог нашего
13 слайд мероприятия, нам бы хотелось рассказать притчу. Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
14 слайд Ведущий: Эту притчу мы взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
14 слайд и нажать на звук Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой поселок, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»
Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....
Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»
Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....
Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»
Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?»Тема: «Наш край ЮГРА»Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непр...
Викторина для родителей и детей "Мой родной край- Югра"
Сценарий викторины для родителей и детей средней группы....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...
Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»
Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....
Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие нашей культуры и богатство ресурсов.2.Пропаганда произведений современной поэзии патриотической направленности, воспитание подраста...