Проект "Народная игрушка" в средней группе
проект (средняя группа)
Детско-родительский проект о знакомстве детей среднего возраста с народно-прикладным творчеством (в частности, с народными игрушками: мартешка, дымковская игрушка, неваляшка и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_narodnaya_igrushka_-_srednyaya_gruppa.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский творческий проект
«Народные игрушки»
Вид проекта: групповой, позновательно-творческий.
Продолжительность: 1 неделя
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Образовательная деятельность: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.
Актуальность: Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно - прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки … мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель проекта:
Приобщение детей к традициям русской культуры.
Задачи:
Дети:
- ознакомить с разнообразием русских народных игрушек;
- знать характерные особенности разных промыслов;
- воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству;
- продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться;
- воспитывать интерес к истории и культуре русского народа;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
- привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
- помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
- участие в выставке «Народная кукла»
Предполагаемый результат:
- ВоспитаниелюбвикнародномуискусствуРоссии.
- Ребенок–творец,мастер,создательнароднойигрушки.
- Ребенокумеетсотрудничатьвпаре,коллективе.
- Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.
- Умеют изготавливать глиняные игрушки.
- Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой.
Используемые педагогические технологии:
- Проектный метод.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Обучение в сотрудничестве.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Исследовательские методы в обучении.
Работа над проектом осуществлялась
- во время непрерывной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в совместной деятельности.
Основные этапы реализации:
Подготовительный:
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Перспективное планирование проекта;
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
6. Подобрать художественную литературу;
Основной:
Работа на занятиях:
- Лепка «Дымковская игрушка»
- Аппликация: «Одень Матрешку»
- Ознакомление с окружающим миром «Дымковская игрушка»
Совместная деятельность детей и воспитателя:
- Беседы: «В какие мне нравится играть игрушки?», «Что ты знаешь о народных игрушках?», «Во что играли ваши прабабушки и прадедушки?», «Кто и как изготавливал народные игрушки?».
- Беседы с детьми на тему: «Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка).
- Презентация – «В гости к дымковской игрушке», «Из каких материалов и как изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства?»
- Заучивание потешек о матрешке.
- Декоративное рисование: «Дымковская уточка».
- Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?», «Узнай игрушку по описанию», «Составь узор», «Сосчитай матрешек».
- Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни», «У матрешкиной сестрицы».
- Физкультминутки «Любуемся игрушками», «Уточка».
- Дыхательная гимнастика «Дуем, задуваем», «Подуй на платочек».
- Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси–гуси», «Золотые ворота». «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», «Лошадки», «Ручеек».
- Рассматривание открыток о народных игрушках.
- Сюжетно–ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» (Воспитывать бережное отношение к вещам.Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой), «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек».
- Викторина « Ярмарка игрушек».
- Загадывание загадок по теме проекта.
- Чтение художественной литературы: считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки, с тихи: И. Кадухина, Т.Маврина, В. Фофанов, Л.Дьякова, Г.Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер», Н.Коноплева «Вторая жизнь вещей», М.Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки», Ю. Анохин «В музее игрушек».
- Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».
- «Лошадка» роспись силуэтов филимоновских игрушек.
- Оригами: «Веселые подружки».
- Театрализованные игры с использованием народной куклы. Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание иллюстраций и картинок народной игрушки.
- Самостоятельная изобразительная деятельность по данной теме (лепка, рисование, аппликация, пластилинография).
Совместная деятельность детей и родителей:
- Рассматривание вместе с детьми картинок, иллюстрации народной игрушки.
- Просмотр мультфильмов (кукольных).
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по теме проекта.
- Заучить с детьми стихотворений, считалок, потешек.
Заключительный:
- оформление выставки детских работ «Народная игрушка»;
- занятие на тему: Лепка «Дымковская игрушка», Аппликация: «Одень Матрешку», Ознакомление с окружающим миром « Дымковская игрушка».
- развлечение «Викторина «Ярмарка игрушек».
- Оформление фото альбома «Народные игрушки».
- Создание мини – музея «Народная игрушка».
.
Приложение
Пальчиковая игра «Матрешки» У матрешки нашей Мани Пять девчоночек в кармане. Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, Вытащили Нину. А из Нины мы достали Чернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, Выпустили Лилю. Все девчонки из кармана Вышли в красных сарафанах.
1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки.3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.
Пальчиковая гимнастика «Дымковская барышня»
Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком
Щёки будто яблочки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке
«У Матрешкиной сестрицы…» У Матрешкиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони). По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони). Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка – в жилете, Петушок – вберете, Коза - в сарафане, Заинька – в кафтане, (На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших).А всех их пригожеКорова в рогоже. (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).
Загадки:
1. Дать могу одну подсказку - Хватит вам её вполне: Все мои сестренки сразу Помещаются во мне. Ну- ка, что это за крошки? Деревянные…(Матрешки)
2. Я хочу вам рассказать Лет четыреста назад К празднику весны, «Свистунья», Их лепили, стар и млад…(Дымковские игрушки)
3. Мы веселые сестрицы Играть в прятки мастерицы! Мы милы и круглолицы, А платочки у нас – расписные, А улыбки у нас – озорные! ... (Матрешки)
4. Деревянные игрушки, Да игрушки не простые - Мы всегда в движении, Мы всегда в работе. А как нам это удается, Играя вы поймете. (Богородская игрушка)
5. Расписные коньки, Разноцветные индюки. Барышни румяные И гусары бравые - Играй вдоволь, да смотри Только нас не урони! (Дымковская игрушка)
6. Привезли мы глину с дальнего бугра Ну-ка за работу, чудо мастера! Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем. (Дымковская игрушка)
7. Он упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек! (Ванька-встанька)
8. Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встаёт опять
И стоит-качается. (Ванька-встанька)
9. Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- ... (неваляшка)
10.Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке! (неваляшка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя игры и игрушки.(средняя группа)
План работы по тематической неделе...
ПРОЕКТ "Деревянная игрушка" средняя группа
Презентация по проекту "Деревянная игрушка" В средней группе...
Неделя «Игры и игрушки» Средняя группа № 8 «Гномики».
Неделя «Игры и игрушки» Средняя группа № 8 «Гномики»....
"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).
Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в з...
Конспект НОД "Дымковская игрушка" Средняя группа
Конспект НОД "Дымковская игрушка" Художественно-эстетическое развитие....
Конспект НОД "Дымковская игрушка" Средняя группа
Конспект НОД "Дымковская игрушка" Художественно-эстетическое развитие....
Тематическое планирование "неделя игры и игрушки"средняя группа
Неделя игры и игрушки на неделю...