Экологическое воспитание
презентация
Экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol._vosp.ppt | 1002.61 КБ |
ekolog._vosp1.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области « Познавательное развитие » и предусматривает решение таких задач как: — формирование первичных представлений о живой и неживой природе; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом .
« Радуга» «Детство» Примерные образовательные программы « Истоки» «От рождения до школы»
Семицветик Жизнь вокруг нас Авторские системы экологического воспитания детей Наш дом – природа Природа и художник Юный эколог Паутинка
Программа «Наш дом - природа» Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).
Программа «Юный эколог» С. Николаевой
Программа «Мы – земляне»
ПРОГРАММА « ПАУТИНКА » Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова
« СЕМИЦВЕТИК » Автор В.И. Ашиков
Система эколого- краеведческой деятельности
«Природа Красивомечья » Цель: раскрыть значимость ценностного отношения к родной природе, развить способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, сформировать истинную любовь к родной земле, чувство привязанности к своей малой Родине.
Месяц Содержание работы Сентябрь Дары природы – овощи и фрукты Насекомые Осень в Ефремов пришла, радость всем нам принесла Октябрь Деревья и кустарники в городской роще Птицы наши друзья Осенняя пора Ноябрь Комнатные растения Дикие животные наших лесов Предзимье (признаки конца осени) Декабрь Хвойный лес: ели и сосны Как живут лесные звери зимой Зима идет, аукает Январь Мы посадим лук Поможем птицы зимой В январе, в январе, много снега во дворе Февраль Огород на подоконнике Домашние животные Зима недаром злится Март К деревьям в гости Грачи - первые вестники весны Весна идет неспешными шагами Апрель Здравствуй, травушка – муравушка Лесные звери весной В гости к весеннему солнышку Май Лекарственные растения Бабочки и пчелы у меня в саду Природные явления Вторая младшая группа
Средняя группа Месяц Содержание работы Сентябрь Во саду ли, в огороде В хороводе деревьев "Зелёная аптека" Октябрь Путешествие в страну осень Тайна грибного царства Чудо – ягодка Воздух Ноябрь Мир растений Подводное царство Волшебница вода Декабрь На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег пушистый Январь В гостях у птиц Зимушка- зима Песок, глина, камень Февраль Путешествие в царство комнатных растений Эти домашние животные Стекло и металл Март В гостях у Веснянки Береги живое Резина и пластмасса Апрель Насекомые – наши друзья Экскурсия в плодовый сад в период цветения Земля – наш дом Май Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань Средняя группа
Старшая группа Месяц Содержание работы Сентябрь Во саду ли, в огороде В хороводе деревьев "Зелёная аптека" Октябрь Путешествие в страну осень Тайна грибного царства Чудо – ягодка Воздух Ноябрь Мир растений Подводное царство Волшебница вода Декабрь На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег пушистый Январь В гостях у птиц Зимушка- зима Песок, глина, камень Февраль Путешествие в царство комнатных растений Эти домашние животные Стекло и металл Март В гостях у Веснянки Береги живое Резина и пластмасса Апрель Насекомые – наши друзья Экскурсия в плодовый сад в период цветения Земля – наш дом Май Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань
Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Предварительный просмотр:
В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования,, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или иную примерную образовательную программу или через парциальную программу. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.
Существуют примерные образовательные программы, в которых прослеживается работа по экологическому воспитанию дошкольников. Это:
- Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- «Радуга» (Т. Н. Доронова, С.Г Якобсон),
- «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева),
- «Истоки» (под руководством Л.А.Парамоновой).
Рассмотрим авторские системы экологического воспитания детей.
- «Наш дом – природа»
- «Юный эколог»
- «Мы - земляне»
- «Паутинка»
Программа «Наш дом - природа»
Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).
Нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в нем.В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Программа «Юный эколог»
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Программа состоит из 2-х подпрограмм:
- «Экологическое воспитание дошкольников»;
- «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».
Т. Е одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие ее у взрослых, их воспитывающих.
Программа «Мы – земляне»
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).
Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды.
Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы определить как "экологию среды", ибо в его основе - изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека.
Программа «Паутинка»
Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова
Развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе, как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: где я живу, как я живу, с кем я живу, когда я живу. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений, животных помогают развивать в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансфомируются в содействие.
« СЕМИЦВЕТИК ». Автор В.И. Ашиков
Данная программа нацелена на культурно – экологическое образование детей, развитие в них начал духовности. Богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того как ребенок научится мылить и чувствовать окружающий мир природы, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.
Таким образом, обзор ряда авторских программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Тема моего опыта работы «Эколого – краеведческая деятельность детей дошкольного возраста». Несмотря на большое количество методической литературы по экологическому воспитанию, практически нет методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания. Поэтому возникла потребность разработать единую систему работы, которая бы способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном городе и крае.
Весь материал по эколого - краеведческой деятельности я разделила на следующие разделы:
- «Детский сад и я»
- «Труд взрослых»
- « Народные промыслы»
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Культура Красивомечья»
- «Природа Красивомечья»
Один из разделов - «Природа Красивомечья». В разделе раскрывается значимость ценностного отношения к родной природе, развиваются способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, формируется истинная любовь к родной земле, чувство привязанности к своей малой Родине. Работая по разделу «Природа Красивомечья» основное внимание я уделила ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу.
Предлагаем вашему вниманию примерное тематическое планирование по возрастным группам с постепенным усложнением материала и расширением тем.
В младших группах происходит знакомство детей с природой участка детского сада, проводятся целевые прогулки в разные времена года, рассматриваются деревья, закрепляются их названия. Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры.
В средней группе происходит знакомство детей с многообразием животного и растительного мира России через устный рассказ педагога, чтение книг В.В. Бианки, А.Н. Плещеева, Г.А. Скребицкого, дидактические игры. Закрепляются и расширяются знания о жизни животных. Также в этой возрастной группе происходит знакомство с материалами – стеклом, камнем, резиной, камнем, бумагой и т.д. Я рассказываю детям о свойствах материалом, их производством или местонахождением в природе, делая акцент на родном краем. Так, знакомя детей с резиной я попутно рассказываю о Ефремовском заводе СК, с тканью – о бывшей швейной фабрике.
В старших группах работа направлена на то, чтоб рассказать детям о том, как сберечь природу. Для этого рассматривались картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания. Через игры закрепляем правила поведения в природе. Составляем кодекс правил поведения в лесу. Также, уже более широко, дети знакомятся с растительным миром России – степей, полей, тайги, полярного края. Одна из тем в старшей группе - шестиногие малыши. Такое необычное название сразу заинтерисовывает детей и побуждает их к поисковой деятельности, развивает логическое мышление. Сделав выводы, дети понимают, что тема для сегоднешней беседы - насекомые и совместная деятельность детей и воспитателя начинается
Вторая младшая группа
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Дары природы – овощи и фрукты Насекомые Осень в Ефремов пришла, радость всем нам принесла |
Октябрь | Деревья и кустарники в городской роще Птицы наши друзья Осенняя пора |
Ноябрь | Комнатные растения Дикие животные наших лесов Предзимье (признаки конца осени) |
Декабрь | Хвойный лес: ели и сосны Как живут лесные звери зимой Зима идет, аукает |
Январь | Мы посадим лук Поможем птицы зимой В январе, в январе, много снега во дворе |
Февраль | Огород на подоконнике Домашние животные Зима недаром злится |
Март | К деревьям в гости Грачи - первые вестники весны Весна идет неспешными шагами |
Апрель | Здравствуй, травушка – муравушка Лесные звери весной В гости к весеннему солнышку |
Май | Лекарственные растения Бабочки и пчелы у меня в саду Природные явления |
Средняя группа
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Во саду ли, в огороде В хороводе деревьев "Зелёная аптека" |
Октябрь | Путешествие в страну осень Тайна грибного царства Чудо – ягодка Воздух |
Ноябрь | Мир растений Подводное царство Волшебница вода |
Декабрь | На бабушкином дворе Лесные жители Белый снег пушистый |
Январь | В гостях у птиц Зимушка- зима Песок, глина, камень |
Февраль | Путешествие в царство комнатных растений Эти домашние животные Стекло и металл |
Март | В гостях у Веснянки Береги живое Резина и пластмасса |
Апрель | Насекомые – наши друзья Экскурсия в плодовый сад в период цветения Земля – наш дом |
Май | Экологическая тропинка Человек – живой организм Бумага, древесина, ткань |
Старшая группа
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | «Земля - кормилица» «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» «По грибы да по ягоды» «Человек – часть природы» |
Октябрь | «Царица – водица» «В гостях у морского царя» «Речные обитатели Красивой Мечи и других рек области» |
Ноябрь | «Воздушный океан» «Перелетные птицы» «Проводы осени» |
Декабрь | «Зимушка – зима» «Русский лес. Этажи леса» «Русский лес. Жители различных этажей леса» - |
Январь | «Животные и растения уголка природы» «Домашние и декоративные птицы» «Растения и животные зимой» |
Февраль | «Животный мир полярных районов земли «Животный мир жарких стран» «Домашние животные» |
Март | «Как поссорились март и февраль» «Русское поле» «Степная зона» «Растения, живущие рядом с нами» |
Апрель | «Шестиногие малыши» «Сказки из аптечки» |
Май | «Весенние заботы птиц» «Сады в цвету» «Строим экологический город» «Круглый год» |
И в конце хотелось бы прочитать стихотворение, которое можно считать девизом моей работы:
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...