Проект "Родной Воронежский край"
проект (старшая, подготовительная группа)
С целью развития у ребят нравственно - патриотических чувств я поставила перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnoy_voronezhskiy_kray_.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Родной Воронежский край»
Вид проекта: долгосрочный — 2 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта. Дошкольный возраст — фундамент для духовно-нравственного развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений. Приобщение детей к народной культуре, фольклору является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. У старших дошкольников проявляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлым. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
С целью развития у ребят нравственно - патриотических чувств я поставила перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель проекта:
- воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
- воспитание чувства гордости за город, в котором живем;
- обобщить и систематизировать знания о родном крае,
- расширение детского кругозора.
Задачи:
- формировать представления детей о родном крае и родном городе: история, символика, достопримечательности;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- расширить знания детей о флоре и фауне Воронежского края; сформировать у детей чувство ответсвенности за жизнь, природу, а также сознание необходимости её защиты;
- познакомить с культурой и традициями Воронежского края;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно приобретать знания о родном крае;
Ожидаемые результаты: Сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
1. Изучение методической литературы.
2. Составление перспективного плана.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор игр и оборудования.
5. Подбор видиоматериала.
6. Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.
Второй этап — реализация проекта.
Тематический план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным краем.
Сроки | Тема | Вид деятельности | |
СЕ НТЯБРЬ | 1 неделя | «Мой родной Воронеж» | - рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья»; составление рассказов «Моя семья»; чтение стихотворений о семье и семейных отношениях; с/р игра «Семья»; - беседа «Мой детский cад»; экскурсия по д/c, вокруг детского сада; д/игра «Профессии детского сада»; благоустройство участка группы с привлечением родителей; - рассказ воспитателя на тему «Воронеж — колыбель Российского флота»; рассматривание репродукции В.П. Криворучко «Строительство флота в Воронеже»; фотоотчёт «Гото Предестинация» — корабль-музей; аппликация «Корабли»; - просмотр презентации о Воронеже; герб, гимн и флаг Воронежа; прослушивание гимна (заучивание припева); д/и «Сложи герб»; чтение и заучивание стихотворений о Воронеже; - фото-путешествие «Улицы родного города»; изготовление макета улицы; досуг «Осторожно — дорога!»; |
2 неделя | «Чем богат Воронежский край» | - познавательно-исследовательская деятельность «В каждой крошке хлеба — труд»; опытническая работа «Изготовление муки»; экскурсия на кухню, наблюдение за работой повара «Сладкие булочки»; разучивание пословиц и поговорок: «Хлеб — всему голова»; прослушивание фольклорно-литературной композиции «Щедра наша земля — кормилица»; продуктивная деятельность: лепка из солёного теста «Хлебо -булочные изделия»; - просмотр презентации «Так вот ты какая, каша»; рассматривание и сравнение круп : кукуруза, гречка, овес, пшено, пшеница; д/и «Угадай крупу на ощупь», «Разберём крупу»; чтение сказки «Каша из топора»; с/р игра «Повар»; - просмотр слайдов «Лошадь в жизни человека» (иппотерапия, конный спорт, конная полиция, лошадь на селе и в зоопарке, ипподром, цирк); пословицы, поговорки, народные приметы о лошади; рассматривание картины Васнецова «Богатыри»; рассказ «Хреновской Конный завод»; д/и «Кто работает на конезаводе»; рассматривание открыток «Орловские рысаки»; аппликация «Верные помощники людей — лошади»; - выставка природных ископаемых края (гранит, песок, огнеупорная глина, мел); опыт-сравнение водопроводной и минеральной воды (с. Белая горка Богучарского р-на); - рассматривание картины «Сбор урожая»; д/и «Профессии села»; помощь родителей в оформлении выставки «Что нам осень подарила?»; беседа «Сладкие истории»: сахар, халва, «Воронежские конфеты»; вечер сладкоежек, рассказ воспитателя «Принцесса Ольденбургская — родоначальница шоколадной фабрики в Воронежском крае»; | |
3 неделя | «Воронеж заповедный» | - просмотр презентации «Заповедники Воронежской области» (музей-заповедник «Дивногорье», «Костёнки», «Воронежский государственный природный Биосферный Заповедник», «Хопёрский заповедник»); беседа «Красота природы бесценна»; чтение очерков Василия Пескова; рассказ «Восстановление бобриного семейства в Усманском бору»; пазлы «Собери и назови животное»; - рассказ воспитателя «Под дубовым шатром»; рассматривание альбома «Растения Воронежского Государственного Биосферного Заповедника»; экскурсия в парк; сбор природного материала для ручного труда, семян для подкормки птиц зимой; д/и «С чей ветки детки?»; опытническая деятельность: сравнение каштана, дуба и ореха; - познавательно-исследовательская деятельность «Растения Воронежского края»; пополнение гербария «Лекарственные растения» (летнее задание); д/и «С какого дерева листок?»; чаепитие совместно с родителями; - конкурс плакатов «Люби и охраняй Воронежский край» (совместная работа детей и родителей); заучивание стихотворений о природе; - просмотр презентации «Красная книга Воронежского края»; ТРИЗ «Что было бы, если б не было животных и растений»; поделки из природного материала на тему «Животные нашего края»; спортивный досуг «Бобер - строитель»; | |
4 неделя | «Традиции, обряды и фольклор Воронежской области» | - беседа «Традиции моей семьи»; рассказ воспитателя о традициях и обрядах Воронежского края; просмотр презентации о народных праздниках (Новый год, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица); рассматривание репродукции картины Ю.Н. Богачёва «В Древнерусском доме»; разучивание народных игр «Ручеёк», «Плетень» и др.; - «Сказка ложь, да в ней намек»: бытовые сказки и сказки о животных; ТРИЗ «Теремок на новый лад» (зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, добро и зло, концовка); - народные приметы; сравнительные наблюдения в природе; д/и «Придумай название месяцу»; отгадывание загадок; рисование; - чтение потешек, попевок, прибауток (заучивание); игры-инсценировки с пением; выставка народных инструментов: ложки, трещётки, гусли, балалайка, гармонь; д/и «Угадай инструмент на слух»; мини-концерт для младшей группы; - привлечение родителей к созданию мини-музея «Русская изба»; рисование «Чудо дом - резные ставни»; театрализованная деятельность «Вечерние посиделки»; | |
ОКТЯБРЬ | 5 неделя | «Народные промыслы» | - игра-путешествие на выставку «Воронежские сувениры»; д/и «Составь картинку»; с/р игра «Магазин сувениров»; - сравнение «Русской» и «Воронежской» матрешек; изготовление из солёного теста «Воронежская матрёшка»; д/и «Составь узор»; - знакомство с национальным костюмом Воронежской губернии; составление орнаментов из геометрических фигур; сравнение с костюмами других народов; головной убор: «сорока», «кичка»; сенсорика: нитки, ткани, цвет; - беседа «Современные куклы»; составление рассказа «Моя любимая игрушка»; рассматривание иллюстраций «Старинные куклы-самоделки» (из соломы, мочала, ниток); ручной труд «Тряпичная кукла»; - участие родителей в оформлении выставки «От колеса до ракеты»; совместное изготовление игрушек-самоделок; |
6 неделя | «Сказки земли Воронежской» | - рассказ воспитателя «Как сказки попали в книгу»; выставка книг А.А. Афанасьева, А. Корольковой, А. Барышниковой; рассматривание иллюстраций; - рассказ «Собиратель сказок А. Афанасьев»; просмотр мультфильма «Волшебное кольцо»; чтение сказок; инсценировка понравившегося отрывка; - совместная деятельность «Сочиняем сказку по опорным словам»; творческая мастерская «Изготовление книги сказок»; иллюстрирование детьми «Придумай и нарисуй сказочное существо»; игровой тренинг «Добрый или злой»; - составление кроссворда «Герои сказок»; коллективная продуктивная деятельность «Сказочная мастерская»; - посещение районной библиотеки совместно с родителями; литературная викторина «По страницам русских народных сказок»; рисование «Жар-птица»; | |
7 неделя | «Знаменитости нашего края» | - рассказ воспитателя «Они прославили наш край»; рассматривание альбома «Герои ВОВ г. Воронежа»; - просмотр презентации «Литературные прогулки по Воронежу; выставка книг «Писатели и поэты наши земляки» (Кольцов А.В., Никитин И.С., Бунин И.А.)»; литературный вечер «Творчество С.Я. Маршака»; рассматривание иллюстраций; заучивание стихотворений; литературная викторина «Узнай стихотворение»; игры в рифмы «Попробуй себя в роли поэта»; - рассказ воспитателя «Дом весёлого чародея А.Л. Дурова - основоположника цирковой династии»; просмотр мультфильма «Каштанка»; беседа «Как я ходил в цирк»; чтение рассказа Ю. Куклачова «Кошки — режиссёры»; рисование «Животные на арене цирка»; - игра-путешествие «Жизнь и творчество И.Н. Крамского (знаменитые картины художника)»; д/и «Определи жанр живописи»; - прослушивание частушек М. Мордасовой; рассматривание фотографий «Творчество М. Мордасовой»; словотворчество совместно с родителями «Сочини частушку о Воронежском крае»; развлечение «Воронежский край — песенный»; | |
8 неделя | «Воронеж — культурная столица России» | - «Театральные встречи» (Театр драмы им. А.В. Кольцова, Театр оперы и балета, Театр кукол «Шут», Театр юного зрителя); рисование «Эскиз театрального костюма»; чтение Э. Успенского «Мы идём в театр»; беседа «Правила поведения в театре»; кукольное представление для малышей; - рассказ воспитателя «Исторические и современные памятники»; просмотр мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова»; рассматривание открыток «Памятники Воронежа»; - «Лейся, песня!» (прослушивание песен в исполнении «Воронежского академического хора имени К.И. Массалитинова»); разучивание рус. нар. песен; хороводные игры; инсценирование песен; - рассказ воспитателя «Музеи Воронежа»; фото-путешествие «Достопримечательности Воронежа»; «Архитектура родного города»; д/и «Узнай, где я нахожусь?» - досуг-викторина совместно с родителями «Знаешь ли ты свой родной Воронежский край?». |
Третий этап — заключительный. Презентация проекта, подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Чем славится Воронежский край".
Мультимедийная презентация "Чем славится Воронежский край". Будет полезна для педагогов Воронежской области....
Проект "Люби и знай Воронежский край"
Воронеж - очень красивый город с интересной историей. Поэтому обидно когда жители не могут ничего рассказать о нем. Хочется что бы дети хорошо знали историю своего города и гордились им....
Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск
КРАЕВЕДЕНИЕ - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины - России....
Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию «Воронежский край - люби и знай»
. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении лично...
Заповедники Воронежского края
Всего в Воронежской области существует 4 заповедника:- Музей-заповедник «Дивногорье»- Археологический музей-заповедник «Костёнки»- Воронежский государственный природный биосферный заповедник- Хо...
"Природа Воронежского края"
Растительный покров края характеризуется большим разнообразием. Почти каждый десятый гектар поверхности занят лесами. выполняют, прежде всего, защитные функции - водоохранные, санитарно-гигиенич...
Природа Воронежского края
Самые удивительные места...