ООД в средней группе " Коренные жители Югры - ханты"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром (позновательное развтие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_v_sredney_gruppe_korennye_zhiteli_yugry_-_hanty.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД в средней группе «Коренные жители Югры - ханты»
Цель: формирование представлений о коренных народах Ханты-мансийского автономного округа.
Задачи: способствовать воспитанию любви к родному краю;
расширять представление детей о коренном населении Югры ( занятиях, одежде, быте).
Предварительная работа: экскурсии в музей; экскурсии по городу; рассматривание фото альбомов; просмотр видеофильмов; беседы о крае; изучение карты; рассматривание гербов
Ход НОД
В: Словно люльку, дверь тяжелую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью ханты познакомишься друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
В: У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, в сердцах народов, населяющих эту землю.
А мы пришли в хантыйский чум. По вечерам у огня всегда дети любят загадывать загадки. Я вам сейчас тоже загадаю загадки.
Загадки:
Не живое, а на всех языках говорит. (эхо)
Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Не огонь, а жжется. (мороз)
Жевать не жую, а все пожираю. (огонь)
Рукой махнул - дерево погнул. (ветер)
Хозяйка тайги: Отгадайте и мою загадку:
Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь –
И ногами не пройдешь. (болото)
Игра «перейди болото»
Правила игры: задача участников перейти болото по следам зверей. Каждому участнику дается по 2 следа. Перекладывая по очереди «следы», участники переходят болото. Побеждает тот, кто быстрее перешел.
Звучит хантыйская мелодия, входит девочка, одетая в хантыйское платье.
В: Это Акань к нам в гости пожаловала, а живет она в чуме, в лесу ягоды собирает.
Акань: Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас.
Сколько спелых ягод здесь!
Соберу их все сейчас.
Добрый лес, светлый лес,
Ягоды я не стану есть.
Брусникою своею угощу я всех людей:
Бабушек и дедушек, славных малых детушек,
Молодых рыбаков, рукодельниц – девушек,
Матерям и отцам, и подружкам и друзьям – понемножку всем раздам.
Акань раздает ягоды детям
Акань: Ой, а на всех не хватает.. Да вы ребята не огорчайтесь, всем достанется, если вы отгадаете на каких ягодах у меня в чуме морс настоян (брусника, черника, голубика, клюква). Молодцы, все знаете. Приходите ко мне в гости, я вас ягодой угощу.
И горда я, и красива!
Белый сах на мне искрится.
Я поймаю трех оленей –
Серебром их шерсть лоснится, белым инеем дымится!
Запрягу я трех оленей,
Запрягу, украшу шеи –
Где других найдешь быстрее?
Мчатся нарты, точно птицы.
И горда я, и красива!
Как бубенчик бьется звонок!
Как у нарты полоз тонок!
И смеюсь я, как ребенок, -
И горда я, и красива!
Где олени шли гурьбою,
Следом снежной целиною
Я лечу, а за спиною
Вереница нарт за мною-
Целиною, целиною!
И горда я, и красива!
И не знаю я вольней
Тундры – Родины моей!
(М. Вагатова)
- До свидания, ребята!
В: А мы вернемся в хантыйский чум. Сидя у огня, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям.
(сидят возле чума девочки: вышивают бисером, делают нити из сухожилий животного, работают с берестой) слайды с одеждой изделиями из бересты
В: Девочки, расскажите пожалуйста, чем вы занимаетесь?
Девочки рассказывают про вышивку из бисера, изготовление нитей из сухожилия, изготовление изделий из бересты
Вед: Спасибо девочки, вот, сколько дел у хозяек. У ханты существует много запретов, связанных с одеждой. Ребята, вспомните, пожалуйста, какие запреты знаете вы?
(изношенную одежду ханты развешивают на деревьях. Они говорят, что одежду нельзя бросать на землю. Человек может остаться без души.)
- Есть у ханты и запреты, связанные с огнем. Постоянным обитанием огня считали очаг, поэтому было много всевозможных запретов. Расскажите, пожалуйста, про эти запреты.
(Огонь из одного дома в другой переносить нельзя, это все равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет: дети будут болеть, неудачи в промысле будут. Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага, нельзя тыкать очаг палками, заливать его - дух огня накажет. Бойся гнева огня, он всё знает про тебя).
Кроме запретов у ханты много примет, которые передаются из поколения в поколение. Вот слова хантыйской песни, переведенной на русский язык.
Если солнце, как брусника,
Станет красным на закате –
Утром ветер заиграет,
Тучи в небе закачает.
Так говорят люди, совсем старые люди.
Если солнце желтым маслом
Обольет закат свой зимний –
Быть тогда морозу утром.
Так говорят люди, совсем старые люди.
В: Ребята, а какие приметы погоды вы знаете?
Дети рассказывают о приметах погоды.
Вед: Спасибо ребята, молодцы! Для всех нас дом – это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом – это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш город Лангепас, гостеприимная Хантыйская земля. Живите в ладу с природой и с собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Коренные жители севера: ханты и манси"
сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"
Конспект экскурсии в краеведческий музей для старших дошкольников...
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...
«Ханты- коренные жители Югры»
laquo;Ханты- коренные жители Югры»конспект экскурсии в музей ...
Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"
Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"...
Информационно – познавательный проект «Быт и традиции коренных народов Югры – ханты и манси»
Проэкт "Ханты - манси"...