Экологический досуг «Вепсы – люди леса и озёр»
методическая разработка (подготовительная группа)
Экологический совместный досуг (дети,родители) на основе регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместный экологический досуг. | 335.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 1» г.Бабаево
Экологический досуг
«Вепсы – люди леса и озёр»
Автор:
музыкальный руководитель:
Коннова Надежда Константиновна
-2022 г.-
Актуальность:
Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Поэтому начинать воспитывать экологическую культуру необходимо у детей с самого раннего возраста. Большая роль при этом отводится семье. Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. У большинства родителей сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому педагогам необходимо популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества, к привлечению родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Жизнь сегодня мчится безоглядно,
Но она лишь верою сильна.
Сохранить для будущего надо
Наш язык и предков имена.
Не забыть поверий древней Веси,
Ведь к истокам тяга велика.
Жить вам вместе русские и вепсы,
Долгих лет вам счастья на века!
Леонид Зайцев
Цель: формирование экологической культуры родителей и детей через организацию совместного досуга на основе регионального компонента.
Задачи:
- развивать интерес родителей и детей к культуре и традициям к малых коренных народов-вепсов, проживающих на территории Бабаевского района;
вызвать желание соблюдать и сохранять национальные традиции;
-повышение экологическую культуру родителей и детей в совместной деятельности;
-познакомить детей и родителей с Красной книгой Бабаевского района.
- воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
Чтобы развивать интерес детей к родному краю, народам, проживающим на территории Вологодской области, необходимо подобрать материал, создать предметно-развивающую среду доступную для восприятия ребенка. Совместно с детьми и родителями были организованы: фотовыставка «Вепский край»; мини-музей «Быт вепсов»; презентация «Жизнь вепсов»; видеофильм «Люди озер»; мультфильм «Чудесная земля вепсов»; творческая встреча с сотрудником Бабаевской центральной библиотеки, коренной вепсянкой, Рыбаковой Л.К. и коллективом "Manzikӓine"(«Земляника»); песни вепсов (на флеш-носителе)
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников; проектор; экран; телевизор; презентация «Жизнь вепсов»; фотовыставка Вепский край»; мультфильм «Чудесная земля вепсов»; клубок цветных ниток; шапочка кукушки и яйцо из пенопласта для игры «Кукушка»; музыкальное сопровождение для игры «Ручейки- озёра»; картинки и фото с изображением рыб; «Красная книга» Бабаевского района; «удочка» для игры «Весёлый рыболов»; сладкие вепсские пирожки для угощения.
Ход мероприятия:
ВЕД: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодня мы «окунёмся» в чудесный мир природы.
Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, журчание ручья и звон колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн. Услышал и затаил дыхание. И слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.
Сегодня вам предстоит стать участниками экологического досуга, а вашими помощниками будут ваши дети.
Игра «ПАУТИНА ЗНАКОМСТВА»
(Участники встают в круг.)
- Для того, чтобы сплести нашу паутину знакомства, вы должны передавая вот эту «ниточку-паутинку», назвать своё имя и ассоциацию: с растением, животным, рыбой или птицей. Конечно же, важно украсить приветствие улыбкой, приветливым жестом, которые непременно порадуют всех остальных. Давайте я начну с себя: «Меня зовут Надежда и я похожа на пчёлку»
(Участники постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т. е. получается подобие паутины.)
- Я думаю, что эта большая, яркая паутина помогла нам с вами сегодня хоть немножечко сблизиться. А вы знаете, что на этом упражнении также можно наглядно показать детям взаимосвязи в природе: паутина – это наша планета, а мы – её экосистемы. Если все в природе будет процветать, то и экосистемы планеты будут крепкими (натягивают веревку), но если экосистемы ослабнут (ослабевает веревка, начнут гибнуть и компоненты экосистемы, начнёт происходить нарушение связей, и в конце концов погибнет вся экология Земли.
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать. В природе исчезло много видов животных, птиц, насекомых и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами. Мы люди довели природу до такого состояния. Но редко кто задумывается о том, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.
Сегодня мы будем учиться любить и ценить природу, как любят и ценят её вепсы - малочисленный народ, проживающие и на территории нашего Бабаевского района.
Вепсы - люди леса и озёр. У этого народа особое трепетное отношение к природе. Если бы такое отношение к природе было бы у всего человечества, то экологических проблем просто не существовало.
Вепсы- народ суеверный. Общение с природой складывается через заключение "договора" с духами. Любой вепс, когда идет в лес, понимает, что отправляется в гости, — значит, нужно спросить разрешение у хозяина. На пне или кочке оставляют вкусную еду из дома и говорят: "Мец-ижанд, здравствуй, вот мои дары. Разреши мне собрать ягод или грибов".
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «ЧУДЕСНАЯ ЗЕМЛЯ ВЕПСОВ»
ВЕД: В лесу нельзя ломать деревья и убивать животных зря, мусорить и даже сквернословить, за это могут обидеться лесные духи. В лесу нужно брать ровно столько грибов, ягод или веток для веников, сколько необходимо. Не порвать лишнюю травинку.
Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в природе.
ИГРА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ» ( «Да – нет!»)
1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? – (Нет);
2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? – (Нет);
3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – (Да);
4. Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – (Да);
5. Если разведу костёр, а тушить не буду? – (Нет);
6. Если сильно насорю и убрать забуду? – (Нет);
7. Если мусор уберу, банку закопаю? – (Да);
8. Я люблю свою природу, я ей помогаю! – (Да).
ИГРА «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных растениях.
(Ход игры. Ведущий выбирает троих детей и их родителей и просит их назвать, что растёт в лесу. Ведущий говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. «Ягоды!». Дети называют ягоды. Побеждает та команда(родитель-ребёнок), назвавшие больше растений.)
ВЕД: А теперь взрослые вспомнят песни, где упоминаются деревья, растущие в лесу.
(-«В лесу родилась ёлочка…»
- «Маленькой ёлочке…»
-«Во поле берёза стояла…»
- «Вы шумите, шумите, надо мною берёзы…»
-«Отчего так в России березы шумят?»
-«Ой, рябина кудрявая, белые цветы»
-«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»
-«Ой, цветёт калина в поле у ручья...»
-«Калина красная, калина вызрела»…
ВЕД: У вепсов полная гармония с природой. Бережное отношение в самих словах. Многие птицы, ягоды и кусты без уменьшительно-ласкательных суффиксов просто не употребляются. К примеру, в этом языке нет слов синица и земляника, есть только синичка и земляничка. А ласточка и вовсе переводится как «божья птичка».
Отгадайте загадку:
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает» (Кукушка)
Кукушка по-вепсски звучит «кяги».
ИГРА «КУКУШКА»
(Ход игры: игроки встают в круг. Выбирается водящий «кукушка». У нее яйцо. Остальные игроки вытягивают руки вперед, округляя ладони – «гнездо». «Кукушка» идет по кругу и каждому, как будто, кладет яйцо в «гнездо». При этом говорит: «Вот по кругу я лечу, всем яйцо в гнездо кладу. Гнезда крепче закрывайте, да смотрите, не зевайте» В ладонях одного из игроков «кукушка» незаметно оставляет «яйцо», быстро выходит из круга и говорит: «Ку-ку,ку-ку». Та «птица», у которой осталось яйцо, должна успеть выбежать на середину круга, а остальные ее поймать. Пойманная «птица» становится «кукушкой». Если же она успевает выбежать, то «кукушка» не меняется и игра продолжается с теми же ролями.
Примечание: ловить «птицу» можно только после слов: «Ку-ку,ку-ку».)
ВЕД: Очень многое в вепсской мифологии связано с водой — рекой жизни. Она уносит плохое, приносит хорошее.
С детства вепсов учили и учат, что в воду озёр и ручьёв нельзя бросать нечистоты, а то болячки вскочат, и будешь потом угристым. Родники было велено хранить особо. Проходя мимо, старики учили нас очистить родник от упавшей листвы и сора. Почти у каждого родника был вбит колышек, а на него нацеплен берестяной черпачок - Lüuhaine. K некоторым даже мосточки были проложены и лоток (kurnuine) уложен, по которому стекала вода.
- А сейчас, задание - на внимание!
Звонко музыка играет, от нее не устоять. Тут никто не заскучает, предлагаю поиграть.
ИГРА «РУЧЕЙКИ – ОЗЁРА»
(с музыкальным сопровождением)
(Поиграем-ка, друзья, в "Ручейки-Озера" Лишь скажу я: "Ручейки!" - друг за другом все беги.
А скомандую "Озера!" - пусть они возникнут скоро! Нужно всем за руки взяться и в большой кружок собраться.)
ВЕД: Многочисленные озёра, ручьи и реки кормили людей рыбой. Вепсы всегда были знатными рыбаками. У этого народа есть поговорка: "Если ты не рыбак, то значит и не вепс". К этому промыслу приучали детей с детства.
За ловлю рыбы отвечает Водяной — Ведэхийне, для него в озеро или реку кидают серебряную монету или куриное яйцо. Успех рыбалки после такого ритуала обеспечен.
Среди сидящих в зале есть заядлые рыбаки? Сейчас мы узнаем, какая рыба попадалась на крючок нашим рыбакам.
ЗАГАДКИ: (ответы-картинки или фото)
1. В озере большая злюка,
Эта зубастая и хищная (Щука)
2. От зубастых щук таясь, Стороной проплыл ...(Карась)
3. Любит раков и лягушек, даже маленьких пичужек.
Ночной лентяй неисправим… Как все зовут его? … (Налим)
4. В омуте речном живет, у него огромный рот,
Вы слыхали о таком? Ну конечно, это… (Сом)
5. До чего ж его иголки велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж? Догадались? Это...(Ёрш)
6. Он всеядный и большой, скрытый желтой чешуёй.
Ил его любимый скарб... Как зовётся рыбка? ...(Карп)
7. Предок карпа, очень крупный, камыш любит изумрудный.
Очень жирный, как кабан... Как зовут его? ...(Сазан)
ВЕД: А ещё в озёрах нашего Бабаевского района обитают очень редкие рыбы: обыкновенный подкаменщик и кумжа (ФОТО), которые занесены в «Красную книгу» (требуют защиты и охраны).
Сейчас мы посмотрим, какой улов будет у наших рыбаков.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА « ВЕСЁЛЫЙ РЫБОЛОВ»
(Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2003г./
Я – весёлый рыболов, ждёт меня большой улов,
Берегитесь червячка, не сорваться вам с крючка!
Волны плещутся в реке, удочку держу в руке.
Вот запрыгал поплавок – кто-то клюнул на крючок!
(рыболов – в середине, дети, сложив ладошки, имитируют движение хвоста рыбки. На последнее слово рыболов ловит «удочкой рыбок». «Рыбки» подпрыгивают. Кого «зацепил крючок»-становится в серединку(«улов»)
ВЕД: А какие блюда готовят из рыбы? (ответы). А вепскую уху вы пробовали? (ФОТО)
Ведь про наваристую вепсскую уху, которую готовят в огромном котле, сложены легенды, а секрет ее приготовления знают только коренные жители. Собственно, как и секрет приготовления вепсских рыбников, «корост» – традиционного вепсского блюда, и других кулинарных изысков, например, калиток- пирожков из ржаной муки с разными начинками, от ягод до каши.
И сегодня хочу угостить всех сладкими вепсскими пирожками -пиргами.
УГОЩЕНИЕ ВЕПСКИМИ ПИРОЖКАМИ
ВЕД: Дорогие родители! Вот и подошло к концу наше мероприятие, я думаю, вы с удовольствием окунулись в мир детства. Буду рада, если вы нашли для себя что-то интересное, познавательное.
Давайте будем любить и ценить природу, прививать эту любовь своим детям. Ваша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребёнку.
Литература и интернет - ресурсы:
1. Вепсы. Очерки истории и культуры. Документирование языка. Автор: Строгальщикова З.И.
2. Вепсы: история, культура и межэтнические контакты. Сборник научных трудов. Научный редактор исторических наук И. Ю . Винокурова . Издательство Петрозаводского государственного университета, 1999
Интернет ресурсы:
Википедия : Вепсы:
Вепские писатели и поэты: http://knk.karelia.ru/site/babur/presentation.pdf
Музей вепсов «Вепская горница» в Бабаевском районе Вологодской области: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бабаевский краеведческий музей имени М. В. Горбуновой» : https://vk.com/babaevo_muzei
https://cultinfo.ru/jewels/the-origins-of-the-traditions/veps-poseleni/
https://marena99.livejournal.com/6549858.html
https://www.krassever.ru/article/golubyye-glaza-vepsov-i-babayevskikh-ozer
Презентации: Вепсы – малый коренной народ : https://lusana.ru/presentation/25936
Мультфильм «Чудесная земля вепсов» https://yandex.ru/video/preview/13608152230180389323
Фильмы:
Фильм «Чудь»(Вепсы)https://www.youtube.com/watch?v=GAShiTrDxvg&t=3s
Фестиваль «Древо жизни» в Бабаевском районе: https://youtu.be/9vCHRaWzqw8
Специальный репортаж. Люди озер.: https://youtu.be/cW8Z4Q5FQpU
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".
Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...
Экологический праздник "Кто в лесу живет?" (в рамках проведения регионального конкурса "Счастливая страна - детсадия"
27 марта 2012 года в детском саду прошел экологический праздник "Кто в лесу живет?", который подготовили и провели дети старшей разновозрастной группы под руководством воспитателей Кирилловой Е....
экологическая сказка "Кто в лесу живет"
27 марта 2012 года в ДОУ проводился конкурс "Лидеры дошкольного образования". Была показана сказка "Кто в лесу живет"...
занятие по экологическому воспитанию "Юные спасатели леса"
"Юные спасатели леса"(средняя группа0 Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к...
занятие по экологическому воспитанию "Юные спасатели леса"
"Юные спасатели леса"(средняя группа0 Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к...
Экологическая акция "Берегите люди воду!" 2020 год
Каждый житель планеты Земля должен беречь её, беречь природу родного края, охранять. Мы с ребятами в самом начале пути. Через практические дела, направленные на сбережение запасов чистой питьевой воды...
Экологическая сказка "Берегите люди лес"
Цель:формирование у детейэкологического культурыв сохранении лесных ресурсов...