Использование народных сказок в образовательном процессе.
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_narodnyh_skazok_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование народных сказок в образовательном процессе.
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.
Характерными особенностями сказок являются: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т.д.); забавность (тонкий и веселый юмор); дидактизм (сказки всех народов мира поучительны и назидательны).
Так на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом его приготовления, но и расширить их представление о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Приведем описание мероприятия, проведенного с воспитанниками МБДОУ №172 г. Новосибирска, приобщающего дошкольников к истокам русской культуры. Идея была взята из работы Е.А.Найдёновой.
«Испечем мы колобок».
Цель: знакомить с технологией приготовления колоба, а также с устройством сусека (емкость для хранения муки)ю
Возраст: 4-5 лет (средняя группа).
Материал: столы и стулья по количеству детей; два стола, на которых находятся фартуки и косынки, духовой шкаф, фритюрница, противень, перышки для смазывания противня маслом, деревянные доски для выкладывания колобков, глубокая глиняная миска для замешивания теста, уменьшенная копия сусека с мукой, глиняный кувшинчик со сметаной, берестяные короба с сахаром и солью, блюдце с двумя сырыми куриными яйцами, венчик для взбивания яиц, деревянная ложка, рушник (полотенце), бутылка с подсолнечным маслом, блюдо для испечённых колобков, шумовка, чугунок.
Словарь: сусек, амбар, колоб, короб, пряжить.
Предварительная работа: накануне рассказать детям сказку, разыграть спектакль при помощи пальчикового или настольного театра; непосредственно перед началом мероприятия вымыть руки и надеть фартуки и косынки.
Примерное содержание мероприятия.
Хозяйка: (воспитатель группы в русском народном костюме). Приглашаю вас на русские посиделки! Но чтобы они прошли как положено, нужно приготовить небольшие угощения. Хотите мне помочь? Тогда рассаживайтесь. (Стулья стоят полукругом). А чем угощали гостей на русских праздниках? (Ответы).
На Масленицу пекли блины и еще одно лакомство. Какое? Вот загадка о нем:
На железном мосту солнышки растут.
Что это? верно – это оладьи. Под железным мостом подразумевают сковороду, на которой их выпекают. А почему оладьи называют солнышками и почему о них говорят, что они растут? Подумайте! Может быть, кто-то видел, как мама печет оладьи? (ответы). Оладьи и правда пожожи на солнышко и формой, и цветом, а растут они, то есть становятся пухлыми, потому что тесто замешено на дрожжах и соде. А с чем подают оладьи? (С вареньем, медом, сиропом, сметаной и др).
На праздник Сорока святых, или Сорока, пекли жаворонков или колоба. Колобом называли скатанный из теста шар или ком, круглый хлебец, пряженец кислого теста. А вам ничего не напоминает слово «колоб»? где вы его встречали? (В сказке «Колобк»).
Хотелось бы вам испечь колобки? Тогда вспомним: с чего в сказке начала работу бабка? Как об этом пел сам Колобок?
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжен…
Итак, вначале я замешу тесто. А что мне надо для того, чтобы приготовить тесто? (Ответы). Для приготовления колобков мне надо разбить два яйца, сбить их с сахаром и солью (каждую операцию по приготовлению теста проговаривает вслух). Соль и сахар хранились в коробах. Что такое короба? (ответы). Коробом называли сундучок, сделанный из прутьев, бересты, фанеры или картона. В них хранили и продукты и вещи, с ним ходили за грибами в лес. А в какой сказке мы встречаем слово «короб»?(В сказке «Маша и медведь»).
Что еще нужно для приготовления теста? (Мука). Мука хранилась в амбаре – это хозяйственное строение для хранения зерна, муки, других припасов и товаров. В амбаре стояли специальные лари или сундуки, которые называли «сусеки» в них и хранили муку. (Демонстрирует сусек (уменьшенная копия). Они были очень удобны. Особенно удобным было приспособление, чтобы набирать точную порцию муки. Вытаскиваете заслонку из сусека – и мука под действием силы собственной тяжести высыпается в специальный ящик. Теперь задвигаете заслонку и достаете ящичек с мукой, необходимой для приготовления нужного количества теста. А мести по сусеку, как бабка в сказке, не н3ужно: в сусеке муки много.
На чем был мешен Колобок? (ответы). Я тоже замешу тесто на сметане. Она хранилась в небольших глиняных кувшинчиках (демонстрирует). Надо тщательно вымесить тесто, чтобы оно было однородным, без комков. А теперь вместе с вами будем катать колоба. Они должны быть величиной с грецкий орех, не больше. (Дети подходят к столам, на которых лежат деревянные ящички, и катают колобки).
Что теперь надо сделать? (ответы). К сожалению у нас нет настоящей русской печи, но мы можем испечь колоба в современной переносной электрической печке (духовом шкафу). выложим колоба на противень, который предварительно перышками смажем маслом. (Большую часть колобов необходимо оставить, чтобы потом изжарить их в масле). Пока наши колоба пекутся, мы вымоем руки.
Предлагает детям еще раз рассмотреть посуду и другие приспособления, которые были использованы. Цель – закрепить знание названия и назначения амбара, короба, сусека; закрепить знание технология приготовления теста для колобов.
Пора вынимать наши колобки! Что же получилось? Какие они румяные, ароматные! Но почему они не круглые, а сплюснутые с одной стороны? Ведь в сказке сказано, что Колобок был круглый и мог катиться по дорожке. Смогут ли наши колоба так же ладно и быстро катиться по дорожке. Как сказочный Колобок? (Воспитатель и дети пытаются прокатить колоба по дощечкам или кухонному полотенцу). Почему же наши колобки не круглые? (предположения детей).
Чтобы разгадать секрет круглой формы Колобка, вспомним еще раз его песенку. (Делает акцент на фразе «в масле пряжен»). Оказывается, секрет в слове «пряжен». В старых книгах написано: пряжить, пряживать – значит, жарить в масле мучные изделия. Именно жарить. А мы с вами пекли, а не жарили. Наши колоба лежали на противне, а они должны плавать в масле. Попробуем исправить свою ошибку и приготовим колоба, как в сказке. Раньше хозяйки наливали подсолнечное масло в чугунок, (показывает) нагревали его в печке, а затем клали в него колобки и жарили. Мы же наши колобки изжарим во фритюрнице. (Оставшиеся колоба воспитатель кладет во фритюрницу. Через 1-2 минуты шумовкой достает готовые колобки и выкладывает их на большое блюдо. Дети рассматривают форму колобов и удостоверяются, что они круглые).
Теперь, когда колоба приготовлены, пора устраивать посиделки. (Дети едят колобки, пьют чай).
Итак, знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор.
С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов. А именно с языком.
Работа со сказкой проходит в различных формах: рассказывание, пересказ, разыгрывание по ролям, обсуждение действий сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение, проведение конкурса «Знаток сказок», выставки рисунков или поделок детей по мотивам сказок и многое другое. Можно предложить детям найти похожие сказки разных народов, выявить, в чем состоит сходство и в чем особенности. Интересный прием – придумывание детьми сказок, например, по мотивам кавказских и русских сказок; при этом персонажи могут быть одинаковыми.
Таким образов используя потенциал народных сказок, педагоги получают возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа- языком, показать разнообразие культур разных народов, их сходства и различия, познакомить с традициями и обычаями народов.
Рекомендуемая литература.
1. Найдёнова Е.А. школа миротворчества для самых маленьких: народоведение, как технология воспитания толерантности // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей/ Под.ред. М.Ю. Мартыновой. М.: РУДН.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование сказок в образовательном процессе»
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека.Цель...
Использование народных сказок в образовательном процессе.
трансляция опыта работы в рамках семинара для педагогических работников «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы»)...
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...
Консультация "Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, ...
Консультация для педагогов "Использование сказок в образовательном процессе"
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремит...
Использование сказок в образовательном процессе ДОУ
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду....
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позв...