Дидактическое пособие «Русская изба»
методическая разработка (старшая группа)
Концептуальность:
Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему» о культуре русского народа, в детском саду «Аистёнок» в старшей группе мы создали мини - музей «Русская изба». Создавая атмосферу национального быта посредством использование дидактического пособия мини – музея «Русская изба», мы получили возможность приобщения детей к духовной культуре, воспитания у детей основ национального самосознания, национальной принадлежности. Наши воспитанники знакомятся с устройством русской избы, узнают, в чем заключался уклад жизни крестьянской семьи, просматривают экспонаты.
Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_mini_-_muzey_russkaya_izba_kolesnikova_s.i._smotrova_g.v._2.docx | 367.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Муниципальная ярмарка «Социально-педагогические инновации – 2023»
Воспитательная деятельность. Патриотическое воспитание.
Колесникова Светлана Ивановна,
Смотрова Галина Викторовна,
воспитатели
2023
Дидактическое пособие
Мини – музей «Русская изба»
Концептуальность:
Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему» о культуре русского народа, в детском саду «Аистёнок» в старшей группе мы создали мини - музей «Русская изба». Создавая атмосферу национального быта посредством использование дидактического пособия мини – музея «Русская изба», мы получили возможность приобщения детей к духовной культуре, воспитания у детей основ национального самосознания, национальной принадлежности. Наши воспитанники знакомятся с устройством русской избы, узнают, в чем заключался уклад жизни крестьянской семьи, просматривают экспонаты.
Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мир
Актуальность:
Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, микроволновок, как спали на печи, хранили в сундуках вещи, ходили по воду, пили чай из самовара.
Так как, основной вид деятельности детей - это игра, мы и решили создать в группе мини - музей Русская избы. Создание пособия «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть, разыгрывать сказки.
Мини – музей «Русская изба» дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Дидактическое пособие «Русская изба» дает возможность решить задачи социально - коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Дети с интересом, увлеченно играют.
Новизна: Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний
Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний
Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний
Данное пособие можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
- Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Обогащать словарь детей.
- Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
2. Развивающие:
- Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Обогащать игровой опыт.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Приобщать к устному народному творчеству.
Технология применения:
Дидактическое пособие Мини музей «Русская изба» является интерактивным, которое можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).
Направления работы с пособием:
- «Русская изба» - беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
- «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказания, легенды, игры, песни, придания, загадки, скороговорки, считалки (театрализация).
- «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
- «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
- «Предания старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.
- Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
- Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).
Ожидаемые результаты:
- обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
- активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
- пробуждение национального самосознания;
- отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
Варианты игр с пособием «Русская изба»:
«Крестьянский быт»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.
Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.
Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.
«Знакомство с кухонной утварью»
Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.
Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.
«Угадай, что спрятали»
Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
«Знакомство с родственными связями»
«Кто живет в семье».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.
Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.
Пословицы: У ребѐнка заболит пальчик, а у матери – сердце.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Всякой матери своѐ дитя мило.
«Кто возле кого?»
Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.
Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?
- Кто рядом с дедушкой?
-Кто около сестры? И т. д.
«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».
Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)
Колыбельные:
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
Спят все звери на земле:
Кто в берлоге, кто в дупле.
А цыплята спят в лукошке.
А бычку приснились рожки.
Не снимает петушок
На ночь красный гребешок.
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
«Закрепление знакомых сказок».
Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.
Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.
Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы. («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.
В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.
Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.
Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.
В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.
После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Русская изба»
Специфика жизни нашего поселка не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ...
Дидактическое пособие "Русская изба"
Цель данного пособия: формирование представлений детей о жизни, быте русского народа.Задачи:vПознакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их наз...
Дидактическое пособие "Русская изба"
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, духовности и нравственности, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей.Создание пособия...
Дидактическое пособие "Русская изба"
Цель: расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядов русского народа....
Дидактическое пособие "Русская изба"
Цель: Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.Задачи:- Познакомить с устройством жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением;- обога...
Дидактическое пособие "Русская изба"
Цель: Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.Задачи:- Познакомить с устройством жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением;- обога...
Дидактическое пособие "Русская изба"
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребенку - с семьи. Так как, основной вид деятельности детей - это игра, мы и решили создать дидактическое...