Фольклорные праздники казачества
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 пгт Серышево
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Фольклорные праздники казачества»
воспитатель:
Черкашина М. А.
2023г
Тема: «Фольклорные праздники казачества»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель:
Познакомить детей с материальным и духовным наследием казачьего народа; формировать черты гражданственности; патриотизма; нравственного поведения; общей культуры.
Задачи:
1. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
2. Воспитание интереса к познанию и сохранению положительных традиций, обычаев жизни казаков.
3. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Словарная работа:
благовест, христосоваться, катанки, Праздник Праздников, Масленица
Предварительная работа:
Рассматривание казачьих костюмов, фотографий, иллюстраций, чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок.
Оборудование и материалы:
Доска, иллюстрации казачьего куреня, тополя, церкви, картины из жизни казаков, казачьи костюмы, макеты яиц, горка, игрушки для подарков.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Ход НОД:
Дети на стульчиках.
- Вводная часть
Воспитатель
-Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)
- А как называется наша малая Родина? (Амурская область)
- А вы любите праздники?
- В других странах тоже живут дети, у них есть любимые праздники, сказки, песни, игры. У всех народов есть свои праздники, обряды, традиции. Но есть и такие праздники, которые отмечают люди во многих странах, общие для разных людей.
- Какие это праздники? (Народные фольклорные праздники. Ответы детей)
-Молодцы, вы знаете много праздников.
А сегодня я хочу вам рассказать о казачьих праздниках. Ведь казаки очень любили и умели веселиться. А хотите узнать, как?
- Ну тогда отправляемся на экскурсию в прошлое. Садитесь поудобнее на стулья и закрывайте глаза, отправляемся в путешествие по прошлому
(Звучит музыка, просмотр презентации, на слайдах изображены - хата, тополь, церковь, сцены из жизни казаков)
- Основная часть.
Воспитатель:
- Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Люди пели песни, водили хороводы, дети играли в веселые игры. В эти дни люди одевали самые лучшие и красивые одежды. Женщины одевали яркие юбки, кофты, сарафаны. Замужние женщины повязывали новые платки, а девушки ленты и цветы. Вышитые узоры на рукавах как бы оберегали руки, сохраняли их силу ловкость, на груди оберегали сердце и легкие. Желтый цвет одежды обозначал солнце, голубой небо, черный- землю кормилицу, красный тепло.
Проведение казачьего фольклорного праздника, проходило в форме казачьих посиделок. Казачьи посиделки являлись одной из форм отдыха и развлечения казаков.
Для проведения посиделок выбиралась просторная изба, где всем хватало места и хозяевами, чаще всего, были люди пожилого возраста.
Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило, в основном, в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, пели протяжные казачьи песни.
Праздная часть начиналась с появлением казаков. И тут пошло веселье! Молодежь водила хороводы, затевали игры, дразнили друг друга частушками. А также молодые казаки и казачки устраивали и совместное угощение.
Так же зимними морозными вечерами собирались, так же веселились, пели, плясали, играли, шутили и т. д. Посиделки начинались с появлением казачат, которых радушно встречали хозяйка с хозяином.
В первой части посиделок казачата имитировали работу казаков - проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. Одни хомут да сбрую для коня чинили, другие саблю точили. Поддевали друг друга:
- Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
- Летом ягодки берем,
Зимой куделечку прядем,
А за работой
И рукодельный хоровод ведем!
С этих реплик начинался диалог между казачками и казачатами. И здесь девочки продемонстрировали свое умение правильно, очень умело и слаженно вести девичий хоровод «Прялица».
Затем выступили мальчики казачата с шуточной казачьей народной песней «Нам весело жить!»
На праздниках любили казаки и поиграть в разные игры.
В подвижных казачьих играх разрешалось принимать участие только мальчикам, т. к. эти игры несли в себе чисто военное начало и проявляют идею мужского воспитания казачат с малых лет – воспитание мужчины, защитника, настоящего казака.
Например, такие игры как «Куколка» (умение вовремя поймать полено, «Возня-борьба», «Наездники» «Игра с нагайкой», игра «Чехарда»
Юные казачата показывали свое умение владеть нагайкой, «куколкой» (поленом), кинжалами, демонстрируя выносливость, храбрость, ловкость, смелость, умение постоять за себя и своих товарищей.
Успехами сыновей очень гордились их родители и родственники. Были у казаков и более спокойные игры, в которых разрешалось участвовать девочкам-казачкам
(например, хороводная игра «Заря-зарница» или «Золотые ворота»).
- Предлагаю вам поиграть в эти игры.
Проводятся игры «Заря-зарница» и «Золотые ворота»
- Самым великим и любимым праздником была Пасха. Её называют по сегодняшний день Праздник Праздников. Его отмечали всю неделю.
Послушайте стихотворение А. Майкова:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря иже глядит с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вернувшись из церкви люди христосовались-целовались, обменивались крашеными яйцами. Пасхальные куличи и яйца готовили накануне праздника. Яиц надо было покрасить много, в яркие цвета, для подарков родным и близким. Крашеные яйца дети использовали в своих играх «Битки», «Катанки».
Сейчас мы вами поиграем в игру, которая называется «Катанки»
Проводится игра «Катанки»
(ставится бутафорская горка, под ней игрушки - сувениры, дети под музыку скатывают яйцо с горки, если оно задевает игрушку, то ребенок получает её в подарок)
- Следующим праздником по календарю у казаков была Троица и Ивана Купалы.
В эти праздники люди ходили на луга, собирали травы и украшали свои жилища, как бы оберегая от нечистой силы.
Осенью казаки праздновали сбор урожая.
Благодарили Землю-матушку песнями да присказками:
«Осень припасиха - зима подбириха»,
«Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд».
-Ребята, расскажите как вы понимаете эти присказки?
(дети высказывают свое мнение)
- Самым любимым праздником у казаков была Масленица.
Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели.
Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины.
Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.
- Заключительная часть
Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу.
Мы с вами побывали на традиционных праздниках у казаков, посмотрели, как там жили и веселились люди, поиграли в казачьи игры.
- О каких праздниках мы сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Что делали на посиделках казаки?
Что казачки?
Какие меры мы сегодня играли?
Воспитатель:
- Сегодня вы все молодцы. Хорошо поработали. Я очень довольна вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ»
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА для детей подготовьтельной группы...
Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»
Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки - Троица» Автор - составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие ...
Праздник русской березки Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы.
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям православной культуры и народным традициям, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, играх).Участни...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
Фольклорный праздник "Встречаем Троицу" (Праздник Русской берёзки)
Расширять представление о фольклорных праздниках. Вызвать интерес к традициям земли русской, окружающему миру, познакомить с троицко-семицкими обрядами и атрибутами украшений березки....
Праздник : «Казачество – это не ребячество!»
Цель: формирование основ духовно – нравственной личности, приобщение к культурным традициям, историческому и культурному наследию российского казачества.Задачи:- закрепить элементарные представл...
Фольклорные праздники казачества. Широкая Масленица.
Конспект НОДдля детей подготовительного к школе возраста...