картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников
картотека (старшая группа)

Пузанова Любовь Николаевна

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx962.99 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 ПО НРАВСТВЕННО –

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                               Подготовила:

                                                                  воспитатель  Пузанова Л.Н

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Пояснительная записка

Обучающие задачи:

  • обогащать словарный запас и образный строй речи;
  • формировать и расширять представление детей о нравственных категориях: добро-зло, согласие-вражда, трудолюбие- лень и т.п.;
  • формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему живому.

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице, городу, родной стране;
  • воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру.

Дидактические        игры        структурированы        по        следующим направлениям:

  • отражающие ценности отечественной культуры, родной страны;
  • отражающие культурный облик родного города;
  • отражающие семейные ценности;
  • отражающие мир природы;

отражающие        жизнь и        деятельность известных людей России, в том числе и наших земляков

Дидактическая игра «Герб города», «Герб моей страны».https://snowkiterussia.com/img/editor/PODDERZhKA-03.png

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и о

гербе РФ; уметь выделять герб родного города и герб своей страны из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города, гербом РФ; контурный шаблон этих же гербов; «мозаика» герба города и герба РФ в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города и герб РФ. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города и герб РФ из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов и стран для подобной же игровой задачи. 

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

Дидактическая игра «Флаг России»        

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.  

Дидактическая игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

 Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

Дидактическая игра «Защитники Отечества» 

Цели: 
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества. 

Ход игры: 
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.

 Дидактическая игра "Народные промыслы"Дидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Цель: Развитие интереса к теме "Народные промыслы" через игру и закрепление счета от 1 до 10.

Задачи:

-закрепление счета от 1 до 10, в прямом и обратном порядке, упражнять в нахождении соседей числа, нахождении пропущенного числа, систематизация знаний по теме "Народные промыслы",

-развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, усидчивости, творческих способностей, развитие речи.

-воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного в народных промыслах России.

Оборудование для игры:

ламинированный картон с иллюстрациями народных промыслов, резиночки для удобного хранения и конверты.

Правила игры:

Вариант 1

Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.

Далее по заданию воспитателя считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

Вариант 2.

Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.

Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает полоски с соседями любого числа. После этого предлагается назвать исчезнувшие номера полосок.

Вариант 3.

Ребенок должен собрать картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.

Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает любую/ые полоску/полоски, после этого ребенок должен отгадать, с каким числом исчезла полоска/полоски?

Вариант 4Игра "Что изменилось?" и "Что пропало?"

Ребенок собирает картинку из полосок с цифрами по порядку от 1 до 10.

Воспитатель просит закрыть глаза, меняет местами полоски в свободном порядке, может убрать любую полоску. Затем просит назвать ребенка, что изменилось.

Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге. 
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома. 
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?

Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей. 
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами. 
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)». 


Дидактическая игра «Родословное дерево»

Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним. 
Материал: 
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева. 
Ход игры: 
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).

           

Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель: 

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:  мяч.

Ход игры: 

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

  • Например, благородные поступки для мальчиков:
  • называть девочку только по имени;
  • при встрече с девочкой первым здороваться;
  •  уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку;
  • защищать девочку;
  • помогать девочке переносить тяжелые вещи;
  • когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку;
  • мальчик должен помочь девочке одеться,  подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: 

  • называть мальчика  только по имени;
  • при встрече с мальчиком   здороваться;
  • хвалить мальчика за проявление внимания;
  • не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1b2f90a03ce08fcd1bf68cd267e1d651fa1aa731-11031910-images-thumbs&n=13

Птицы нашего края

 

Цель: знакомить детей с птицами родного края

Материал: карточки с изображениями птиц

 

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Предлагаю вам подборку игр  по формированию первых чувств патриотизма у дошкольников. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей, а также для тех, кого интересует данная тема....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно пр...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа)

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творчес...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников (старшая группа компенсирующей направленности)

    Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формиров...