Проект "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков"
проект (старшая группа)
Проект «Рукоделие и ремесло. Семейные традиции земляков» направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Название проекта говорит само за себя. Используя различные материалы, осваивая традиционные приемы, знакомясь с земляками, занимающимися рукоделием и ремеслом, открывают для себя, так называемые новые интересы.
Проект проходил в теплой атмосфере, где ребята не только обучались рукоделию, но и учились общаться со взрослыми, друг с другом, учились помогать друг другу. Творческий коллектив детей совместно с педагогом создает пространство и атмосферу для творчества и общения. Такой опыт в детстве помогает обрести новых друзей по интересам, а также способствует открытию талантов, помогает найти увлечение по душе, попробовав разные виды рукоделия, способствует развитию у детей мелкой моторики, а также развитию художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой. Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца одновременно развивая руку для письма. Участие в проекте может способствовать определению хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, отдыхать от суеты жизни, да и просто радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А ведь это так важно особенно в современном, переполненном техникой мире, когда душевные работы ремесленников вытесняются штампованными изделиями промышленных предприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков" | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ЦАРЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Комплексный проект для детей старшей группы
«Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков»
Воспитатель: Стряхова Ольга Александровна.
25.04.2016
Пояснительная записка.
Проект «Рукоделие и ремесло. Семейные традиции земляков» направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Название проекта говорит само за себя. Используя различные материалы, осваивая традиционные приемы, знакомясь с земляками, занимающимися рукоделием и ремеслом, открывают для себя, так называемые новые интересы.
Проект проходил в теплой атмосфере, где ребята не только обучались рукоделию, но и учились общаться со взрослыми, друг с другом, учились помогать друг другу. Творческий коллектив детей совместно с педагогом создает пространство и атмосферу для творчества и общения. Такой опыт в детстве помогает обрести новых друзей по интересам, а также способствует открытию талантов, помогает найти увлечение по душе, попробовав разные виды рукоделия, способствует развитию у детей мелкой моторики, а также развитию художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой. Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца одновременно развивая руку для письма. Участие в проекте может способствовать определению хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, отдыхать от суеты жизни, да и просто радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А ведь это так важно особенно в современном, переполненном техникой мире, когда душевные работы ремесленников вытесняются штампованными изделиями промышленных предприятий.
Актуальность и целесообразность данного проекта заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Проект построен по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений.
Новизна данного проекта предполагает обучить детей некоторым видам рукоделия, которые, следуют народным традициям, изучая ремёсла, дети прикоснутся к богатому наследию народного декоративно-прикладного творчества. Дети познакомились с земляками, которые занимаются ремеслом и рукоделием. Подбор методики строится с учётом возраста ребенка. Для результативности реализации проекта материал подобран так, чтобы процесс осуществлялся непрерывно.
Проблема:
Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего о его земляках и их традициях.
Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания о видах рукоделия и ремесла, могут рассказать о своих земляках , о их семейных традициях, умеют опыт совместной деятельности с родителями.
Автор проекта: Стряхова Ольга Александровна, Шалаева Юлия Сергеевна.
Тип проекта: комплексный, по содержанию «ребёнок-общество и его культурные ценности», детско-взрослый, где ребенок – субъект проектирования; открытый - в ДОУ и за его пределами; фронтальный; долгосрочный.
Место проведения: МКДОУ «Царевский детский сад»
Сроки проведения: февраль-март 2016 года.
Режим работы: во время и вне занятий.
Возраст детей: 5-7 лет
1 этап. Целеполагание.
Целью данного проекта является развитие эффективного взаимодействия педагогов МКДОУ «Царевский детский сад» и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей на культурно-исторических традициях села через совместное участие в проектной деятельности, развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение некоторых видов ремесла и рукоделия.
Задачи, решаемые в ходе и по итогам проекта:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с рукоделием и ремеслом наших земляков;
- вызвать интерес у детей к таким видам деятельности, как вышивания, вязания, шитью и аппликации и обучить детей техническим приёмам основам по данным видам деятельности;
- сформировать систему знаний об особенностях тех материалов, с которыми придется работать обучающимся.
Развивающие задачи
- развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
- развивать наблюдательность, творческие способности;
- развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление, воображение и т.д.).
- развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе;
- развитие мелкой моторики рук
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к истокам народного творчества;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
2 этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5.Работа с родителями: договориться с родителями о помощи в организации экскурсий, мастер-классов, участие в конкурсе рукоделия и ремесла «Наши умельцы».
3 этап. Реализация проекта.
План-график реализации проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
1.Подготовительный | Выбор темы проекта с родителями. Приложение 1 Опрос детей «Паутинка проекта» Приложение 2 | 22.02-29.02.2016 |
2.Основной | Беседа: «Рукоделие. Виды рукоделия» Приложение 3 Беседа: «Ремесло» Приложение 4 Беседа: «Мои знаменитые земляки» Приложение 5 НОД «Народная вышивка» Приложение 6 НОД «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Приложение 7 Театрализация по сказке « Рукодельница да Ленивица» Приложение 8 Мастер-класс для воспитателей «пластилиновые воспоминания» Приложение 9 Экскурсия в библиотеку. Приложение 10 Мастер-класс от Ольги Викторовны Евдокимовой. Приложение 11 В гостях у бабушки. Мастер-класс от бабы Клавы. Приложение 12 Участие в районном конкурсе рисунков к 110-летию Агния Барто. Работа «Рукодельница»;Приложение13 Конкурс «Моя мама рукодельница» Приложение14 П/И «Башмачник» Приложение 15 П/И «Лапти» Приложение 16 П/И «Иголка, нитка, узелок» Д/И «Лови, бросай, ремёсла называй» Приложение 17 Д/И «Крокодил» Приложение 18 Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла» А.Барто Стихотворение «Рукодельница» Э.Петишка «Как кроту штанишки шили» П.Бажов «Малахитова шкатулка» -«Каменный цветок» -«Горный мастер» Ю.Покрытов « Сказки о ремесле» М.Кочнев «Серебристая пряжа» -«Расписной узор» Приложение19 Прослушивание музыкальных произведений: «У нас Аннушка – рукодельница» «Уж ты прялица» рус. нар. Песня «Песня про кузнеца» рус. нар. песня Приложение 20 Конкурс «Наши умельцы» Приложение 21 | 1.03.2016 2.03.2016 3.03.2016
4.03 7.03 10.03 14.03 15.03 17.03 23.03 11.03 04.03 09.03 18.03 21.03 24.03 В течении месяца В течении месяца |
3.Заключительный | Подведение итогов в реализации проекта Распространение опыта по теме среди педагогов |
Итогом проекта являться выставка рукоделия и ремесла. На выставке будут представлены лучшие работы конкурса «Наши умельцы». Выставка будет проходить в дошкольном образовательном учреждении «Царевский детский сад». Приложение 22.
Список использованной литературы.
1.Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького волжанина» - М.: ПЛАНЕТА, 2012.
2.Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия.- М., 1998 г.
3.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. – М., 2001г.
4.Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей, сборник авторских программ. Выпуск 2
5.Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000 г.
6.Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996 г.
7.Сластёнин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997 г.
8.Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.
9.Журналы «Ручная работа», «Чудесные мгновения», 2007-2008 год.
10.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» под ред. А.В. Орловой 1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши семейные традиции
презентация ...
"Наши семейные традиции"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Наши семейные традиции»Образовательные задачи:1. Уточнить знания детей о родственных связях2. Дать понятие «традиции»Воспитательные задачи:1. Вос...
Проект "Наши семейные традиции"
Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям оказалось подрастающее поколение....
Творческий отчёт по теме "Наше семейное хобби", "Отец-основа семьи" и "Таланты детей-семейная гордость", "Семейные традиции семьи Мысковых"
Эти статьи расскажут обо мне, моих увлечениях, интересах, талантах....
Комплексный проект для детей старшей группы "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков"
Целеполагание.Целью данного проекта является развитие эффективного взаимодействия педагогов МКДОУ «Царевский детский сад» и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей на культурно-исторических...
Сценарий семейной гостиной "Наши семейные традиции"
Сценарий семейной гостиной по теме: «Наши семейные традиции»...
Проект «Семейные традиции моих земляков»
Проект направленный на привитие ребенку нравственных ценностей...