Проект "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков"
проект (старшая группа)

Стряхова Ольга Александровна

Проект «Рукоделие и ремесло. Семейные традиции земляков»     направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Название проекта  говорит само за себя. Используя  различные материалы, осваивая  традиционные приемы, знакомясь с земляками, занимающимися  рукоделием и ремеслом, открывают для себя, так называемые  новые интересы. 

Проект проходил в теплой атмосфере, где ребята не только обучались рукоделию, но и учились общаться  со взрослыми, друг с другом,  учились помогать друг другу. Творческий коллектив детей совместно с педагогом создает пространство и атмосферу для творчества и общения. Такой опыт в детстве помогает обрести новых друзей по интересам, а также способствует открытию талантов, помогает найти увлечение по душе, попробовав разные виды рукоделия, способствует развитию у детей мелкой моторики, а также развитию художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой. Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца одновременно развивая руку для письма. Участие в проекте может способствовать определению хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, отдыхать от суеты жизни, да и просто радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А ведь это так важно особенно в современном,  переполненном  техникой мире, когда душевные работы  ремесленников вытесняются штампованными изделиями промышленных предприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦАРЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Комплексный проект для детей старшей группы

             «Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков»

                         Воспитатель: Стряхова Ольга Александровна.

                                                   

                                                    25.04.2016


     

                                        Пояснительная записка.

Проект «Рукоделие и ремесло. Семейные традиции земляков»     направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Название проекта  говорит само за себя. Используя  различные материалы, осваивая  традиционные приемы, знакомясь с земляками, занимающимися  рукоделием и ремеслом, открывают для себя, так называемые  новые интересы.

Проект проходил в теплой атмосфере, где ребята не только обучались рукоделию, но и учились общаться  со взрослыми, друг с другом,  учились помогать друг другу. Творческий коллектив детей совместно с педагогом создает пространство и атмосферу для творчества и общения. Такой опыт в детстве помогает обрести новых друзей по интересам, а также способствует открытию талантов, помогает найти увлечение по душе, попробовав разные виды рукоделия, способствует развитию у детей мелкой моторики, а также развитию художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой. Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца одновременно развивая руку для письма. Участие в проекте может способствовать определению хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, отдыхать от суеты жизни, да и просто радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А ведь это так важно особенно в современном,  переполненном  техникой мире, когда душевные работы  ремесленников вытесняются штампованными изделиями промышленных предприятий.

Актуальность и целесообразность данного проекта заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление.  Кроме того,  если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые  удовольствие и пользу, поскольку  положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Проект построен по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений.

Новизна данного проекта предполагает обучить детей некоторым видам рукоделия, которые, следуют народным традициям, изучая ремёсла, дети прикоснутся к богатому наследию народного декоративно-прикладного творчества. Дети познакомились с земляками, которые занимаются ремеслом и рукоделием. Подбор методики  строится с учётом возраста ребенка. Для результативности реализации проекта материал подобран так, чтобы процесс осуществлялся непрерывно.

Проблема:

Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего о его земляках и их традициях.

Ожидаемые результаты:  дети имеют начальные знания о видах рукоделия и ремесла, могут рассказать о своих земляках , о их семейных традициях, умеют опыт совместной деятельности с родителями.

Автор  проекта: Стряхова Ольга Александровна, Шалаева Юлия Сергеевна.

Тип проекта: комплексный, по содержанию «ребёнок-общество и его культурные ценности», детско-взрослый, где ребенок – субъект проектирования; открытый - в ДОУ и за его пределами; фронтальный; долгосрочный.

Место проведения: МКДОУ «Царевский детский сад»  

Сроки проведения:  февраль-март  2016 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Возраст детей: 5-7 лет

1 этап.  Целеполагание.

Целью данного проекта является развитие эффективного взаимодействия педагогов МКДОУ «Царевский детский сад» и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей на культурно-исторических традициях села через совместное участие в проектной деятельности, развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение некоторых видов ремесла и рукоделия.

Задачи,  решаемые в ходе и по итогам проекта:

Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей с рукоделием и ремеслом наших земляков;
  2. вызвать интерес у детей к таким видам деятельности, как вышивания, вязания, шитью и аппликации и обучить детей техническим приёмам основам по данным видам деятельности;
  3. сформировать систему знаний об особенностях тех материалов, с которыми придется работать обучающимся.

               Развивающие задачи

  1. развивать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;
  2. развивать наблюдательность, творческие способности;
  3. развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление, воображение и т.д.).
  4. развивать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе;
  5. развитие мелкой моторики рук

               Воспитательные задачи:

  1. воспитывать уважение к истокам народного творчества;
  2. воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

2 этап. Разработка проекта.

1.  Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

5.Работа с родителями: договориться с родителями о помощи в организации экскурсий, мастер-классов, участие в конкурсе рукоделия и ремесла «Наши умельцы».

3 этап. Реализация  проекта.

План-график реализации проекта.

Этапы

Содержание

Сроки

1.Подготовительный

Выбор темы проекта с родителями. Приложение 1

Опрос детей «Паутинка проекта» Приложение 2

22.02-29.02.2016

2.Основной

Беседа: «Рукоделие. Виды рукоделия» Приложение 3

Беседа: «Ремесло» Приложение 4

Беседа: «Мои знаменитые земляки» Приложение 5

НОД «Народная вышивка» Приложение 6

НОД «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Приложение 7

Театрализация по сказке      « Рукодельница да Ленивица» Приложение 8

Мастер-класс для воспитателей «пластилиновые воспоминания»  Приложение 9

Экскурсия в библиотеку. Приложение 10

Мастер-класс от Ольги Викторовны Евдокимовой. Приложение 11    

В гостях у бабушки.

Мастер-класс от бабы Клавы. Приложение 12

Участие в районном конкурсе  рисунков к 110-летию Агния Барто. Работа «Рукодельница»;Приложение13

Конкурс «Моя мама рукодельница» Приложение14

П/И «Башмачник» Приложение 15

П/И «Лапти» Приложение 16

П/И «Иголка, нитка, узелок»

Д/И «Лови, бросай, ремёсла называй» Приложение 17

Д/И «Крокодил» Приложение 18

Чтение художественной литературы:

Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла»

А.Барто  Стихотворение  «Рукодельница»

Э.Петишка «Как кроту штанишки шили»

П.Бажов «Малахитова шкатулка»

-«Каменный цветок»

-«Горный мастер»

Ю.Покрытов « Сказки о ремесле»

М.Кочнев «Серебристая пряжа»

-«Расписной узор» Приложение19

Прослушивание музыкальных произведений:

«У нас Аннушка – рукодельница»

«Уж ты прялица» рус. нар. Песня

«Песня про кузнеца» рус. нар. песня  Приложение 20

Конкурс «Наши умельцы» Приложение 21

1.03.2016

2.03.2016

3.03.2016

                                                                                                                       

 4.03      

7.03

10.03

14.03

15.03

17.03

23.03

11.03

04.03

09.03

18.03

21.03

24.03

В течении месяца

В течении месяца

3.Заключительный

Подведение итогов в реализации проекта

Распространение опыта по теме среди педагогов  

  Итогом проекта являться выставка  рукоделия и ремесла. На выставке будут представлены лучшие работы конкурса «Наши умельцы». Выставка  будет проходить в дошкольном образовательном учреждении «Царевский детский сад». Приложение  22.

                         

 Список использованной литературы.

1.Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького волжанина» - М.: ПЛАНЕТА, 2012.

2.Андреева И.А., Рукоделие. Популярная энциклопедия.- М., 1998 г.

3.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. – М., 2001г.

4.Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей, сборник авторских программ. Выпуск 2

5.Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000 г.

6.Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996 г.

7.Сластёнин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997 г.

8.Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.  

9.Журналы «Ручная работа», «Чудесные мгновения», 2007-2008 год.

10.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» под ред. А.В. Орловой 1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши семейные традиции

презентация                                                     ...

"Наши семейные традиции"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Наши семейные традиции»Образовательные задачи:1. Уточнить знания детей о родственных связях2. Дать понятие «традиции»Воспитательные задачи:1. Вос...

Проект "Наши семейные традиции"

Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям оказалось подрастающее поколение....

Комплексный проект для детей старшей группы "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков"

Целеполагание.Целью данного проекта является развитие эффективного взаимодействия педагогов МКДОУ «Царевский детский сад» и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей на культурно-исторических...

Сценарий семейной гостиной "Наши семейные традиции"

Сценарий семейной гостиной по теме: «Наши семейные традиции»...

Проект «Семейные традиции моих земляков»

Проект направленный на привитие ребенку нравственных ценностей...