Программа комплексно- краеведческого музея “Исток ”
рабочая программа
Комплексно- краеведческий музей “Исток” МКДОУ №346 в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания воспитанников о подвигах и биографии героев-сибиряков в ВОВ, об истории создания и строительства детского сада №346, истории и развития района и города Новосибирска, истории российского космоса, истории быта русской семьи. Музей развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитывает у воспитанников любовь и уважение к родному краю героям своей Родины, своей страны к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности воспитанников, способствует сохранению и укреплению российских традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeya.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКИЙ САД № 346 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ д/с№346
Бибанаева Н.Н._____________
Программа комплексно- краеведческого музея “Исток ”
МКДОУ №346 г. Новосибирск
На 2019-2025 учебный год
Составитель:
Ельчина Наталья Дмитриевна
2019 год
1.Пояснительная записка
Программа работы комплексно- краеведческого музея в детском дошкольном муниципальном образовательном учреждении составлена в соответствии
- Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмом Министерства Образования РФ от 12 марта 200 г. N 28-51-181/16 “О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ”
- Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11 “Методические рекомендации по организации деятельности детских музеев и развитию детских краеведческих объединений”.
- Примерным положением о музее образовательного учреждения.
- Концепцией патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
Способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию воспитанников, направленному на формирование и развитие личности обладающей важнейшими качествами гражданина, патриота России, своего края, истории советский космонавтики, история русской семьи посредством музееведения.
Задачи:
Общеобразовательные:
- Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
- Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
- Через исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых;
- Развивать внимание, гибкость мышления и поведения; самостоятельность и инициативу.
Предметные:
- Формировать навыки работы с музейными предметами
- Развивать умения работать с источниками информации, собирать информацию, оформлять экспозиции, проводить экскурсии;
- Знакомить воспитанников, воспитателей, педагогов и гостей с музееведением и основными музейными темами (патриотическими, художественными, историческими, мемориальными, краеведческими и др., города Новосибирска, области, России, историей российской космонавтики, истории русской семьи );
- Формировать краеведческую культуру воспитанников через приобщение к конкретным знаниям по истории своего детского сада, знаниям всех героев безымянной высоты 224,1, героев-сибиряков, историю открытия музеев и памятников Кировского района и всего города Новосибирска, знаниям развития историй всех районов города и области, историю быта русской семьи, космоса.
- Приобщать воспитанников к поисково-исследовательской деятельности, краеведческой, посредством музееведения.
Комплексно- краеведческий музей “Исток” МКДОУ №346 в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания воспитанников о подвигах и биографии героев-сибиряков в ВОВ, об истории создания и строительства детского сада №346, истории и развития района и города Новосибирска, истории российского космоса, истории быта русской семьи. Музей развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитывает у воспитанников любовь и уважение к родному краю героям своей Родины, своей страны к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности воспитанников, способствует сохранению и укреплению российских традиций.
Работа музея способствует реализации компетентного подхода в воспитании и предполагает формирование у детей следующих ключевых компетенций:
-ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
-общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, самовыражение личности;
-общепознавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать и понимать необходимую информацию, передавать и критически ее осмысливать;
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализации в обществе;
-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, культура мышления и поведения.
Принципы реализации программы:
-деятельный подход- ребенок развивается в деятельности;
-принцип обеспечения успешности;
-принцип дифференциации;
-компетентный подход- воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельного подхода в обучении и воспитании:
-метод проекта;
- исследования;
-образовательных путешествий;
-технологии коллективных творческих дел;
-технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
- Организационная и методическая работа.
- Поисково-исследовательская работа.
- Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
- Экскурсионно-массовая работа.
- Наглядно-образовательная и воспитательная
- Работа с фондами.
- Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
-образовательно- воспитательном;
-социально-проектном;
Формы работы в музее:
-практическая работа в музее с экспонатами и фондами;
-экскурсии, встречи, сборы, собрания, беседы;
-экскурсии вне музея;
-экскурсии и занятия в музее;
-изучение исторических событий;
-встречи в музее.
2.Общая характеристика
Музей-важная составная часть регионального компонента плана детского сада, эффективное средство духовно-нравственного и гражданского воспитания детей. Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы воспитанник мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный институт, как музей.
Одна из актуальных проблем современного общества- формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Участие в деятельности музея, собирание и описание его коллекций, создание экспозиций, использование материалов музея в программе по истории, краеведению приучают ребят к самостоятельной исследовательской работе. Забота о музее, пропаганда его материалов воспитывают уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к наследию. Выполнение различных ролевых функций обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, готовит ребенка к активной жизни в демократическом обществе, способствует социализации личности.
Музей- это своеобразная модель системы культуры, играющая важную роль в воспитании личности. Программа работы музея предполагает организацию деятельности воспитанников от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении курсов истории родины, мира, изобразительного искусства, окружающего мира, литературы и др. В условиях партнерского общения воспитанников и воспитателей, детей и родителей, открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке воспитанников. Экскурсионная пропаганда тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внешних мероприятий. Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС, младшего поколения, главным направлением которой является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного ребенка является проблема выбора будущей профессии. Музей- одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний воспитанников, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Ценностные ориентиры содержания работы музея:
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края и родного детского сада, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные, культурные и правдивые ценности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
Личностные:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и региональной общности;
- Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- Понимание культурного многообразия мира;
- Уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- Открытие своих способностей, через самовыражение и самореализацию в значимых формах деятельности.
Метапредметные:
- Уметь общаться с людьми.
- Вести самостоятельный творческий поиск и совместную деятельность с родителями.
- Создавать свой творческий исследовательский проект.
Предметные:
- Способность организовывать музейную деятельность (оформить выставку, провести экскурсию и т.д.);
- Владение умениями работать с различными историческими источниками (анализировать и обобщать факты);
- Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Способность решать творческие задачи;
- Готовность к сотрудничеству со сверстниками в коллективной работе;
- Освоение основ межкультурного взаимодействия в саду и социальном окружении и др.
- Знание основ музееведческой деятельности, основные понятия, применяемые в музейном деле;
- Оформление фото -дневников похода, экскурсии.
Универсальные учебные действия:
- Проводить поиск информации, в документах, письмах и др., материальных памятниках;
- Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в прошлые времена, рассказывать о событиях истории;
- Давать оценку наиболее значимым событиям и личностям истории.
Воспитанники получат возможность научиться:
- Давать характеристику исторического развития сада;
- Давать характеристику исторического развития родного края и народного быта, страны в космическом развитии;
- Составлять планы местности и родословные схемы;
- Высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия родного края;
- Определять значимость музееведения и краеведения в целом;
- Проводить экскурсии для воспитанников и гостей сада.
Ожидаемые результаты работы музея:
Для музея:
- Оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;
- Совершенствование содержания деятельности музея;
- Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
- Укрепление материальной базы музеев.
Для воспитанников:
Данная программа нацелена на развитие у воспитанников широкого круга компетентностей- социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- научную, общественную и др.;
- Владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
- Готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в саду и социальном окружении;
- Активное участие воспитанников в военно-исторических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.
Предметные результаты:
- Овладение представлениями об историческом пути народов своей страны, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
- Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
- В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно-нравственного развития воспитанников;
- В ходе реализации программ у воспитанников будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Учебно-методический комплект
- Сборник нормативно-правовой документации (по музею), Букарева Н.Н, методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ “Юниор”, г. Новосибирск, 2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгожданный прорыв блокады. Как начиналась легендарная операция «Искра»? В рамках сотрудничества Комплексно - краеведческого музея "Исток", МКДОУ д/с 346 с музеем "Победы", г. Москва
80 лет назад, 12 января 1943 года, началась операция «Искра». В ходе наступления Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. В сегодняшнем материале расскажем, как готовилось наступление и ...
Подвиг артиллериста Геннадия Горохова. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
10 Тигров прорвались в тыл, его дивизион принял неравный бой....
Зенитчица Екатерина Бобкова. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
Спасти мост через Волгу....
Ефрейтор Иван Беляков. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
Восстановить связь за 5 минут. Как 20 летний ефрейтор Иван Беляков помог прорвать оборону врага на Одере?...
Долгожданный прорыв блокады. Как начиналась легендарная операция «Искра»? В рамках сотрудничества Комплексно - краеведческого музея "Исток", МКДОУ д/с 346 с музеем "Победы", г. Москва
80 лет назад, 12 января 1943 года, началась операция «Искра». В ходе наступления Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. В сегодняшнем материале расскажем, как готовилось наступление и ...
Ефрейтор Иван Беляков. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
Восстановить связь за 5 минут. Как 20 летний ефрейтор Иван Беляков помог прорвать оборону врага на Одере?...