Проект Башкортостан- мой край родной
проект (подготовительная группа)

Набиуллина Гузалия Расимовна

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx978.21 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в подготовительной к школе группе

slide-5

Направленность: формирование представлений детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа;

Предпосылки: Знакомство детей с культурой родной республики Башкортостан.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Гипотезаразвитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

 - создание развивающей среды;

 - проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

 - привлечение к данной теме родителей.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность: с 02. 10. 23 по 16.10.23 г

Актуальность: Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, я выявила, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы, родители детей (законные представители).

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.

Цель: расширять представления воспитанников о родном крае, культуре, традициях людей, живущих в Башкортостане, формирование патриотических чувств.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Башкирии;

- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае;

Воспитательные:

- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики.

  Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

Ожидаемый результат: 

Дети знают: свою республику, город, символику республики, достопримечательности своего города, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры.

Этапы работы над проектом

1 этап – Подготовительный:

- постановка познавательной проблемы, создание мотивации;

- изучить и подобрать методическую литературу по теме;

- подобрать дидактический материал;

- наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);

- составить перспективный план.

2 этап – Основной

Выполнение проекта.

3 этап – Заключительный

2. этап основной                                                              

Цель. Формировать и расширять представления детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа. 

Перспективный план по реализации проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Беседы

 «Моя Республика и столица»;

 «Государственные символы республики Башкортостан»

 «Башкирское народное жилище»;

 «Одежда башкирского народа»; «Башкирская пчела»; «Лес – наше богатство», «Пещера Шульган –таш», «Озеро  Аслы – куль»,

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Лиса -сирота», «Медведь и пчелы».

Беседа по содержанию.

Знакомство с произведениями поэтов Башкортостана

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона»

Чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр».

Художественный труд

Рисование:

«В Башкирии живут красивые люди»;

«Башкирский национальный костюм»;

ООД речевое развитие

«Моя малая Родина. Республика Башкортостан»

Музыка

Слушание музыкального инструмента - курая

Игры

Подвижные игры «Юрта», «Ловкий джигит», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Медведь и пчелы».

Дидактические игры

«Найди среди гербов разных стран герб Республики Башкортостан». «Собери карту Башкортостана»,  «Башкирская национальная одежда», «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме).

Слушание стихотворения

 Абдулхак Шебаев «Курай»

Фарзана Губайдуллина «Флаг моей Республики»

Фаузия Рахимкулова «Откуда родом ты?»

Задачи:

Учить детей выразительно читать стихотворение, использовать средства выразительности.

Развивать память.

Воспитывать любовь к своему родному краю

Экскурсии

Историко- краеведческий музей и. А.П.Шокурова,

Центральная детская библиотека .

Развлечение

Квест -игра «Чудеса Башкортостана» детьми 8 и 20 детского сада

   Работа с родителями.

- Консультация «Башкирская кухня»

- Изготовления дидактических игр.

- Памятка «Берегите природу вместе с детьми»

-Пополнения художественной литературой.

-Консультация «Приобщение детей к традициям башкирского народа»

Итог проекта: Квест –игра «Чудеса Башкортостана»

Результаты проекта:

- дети умеют играть в башкирские народные подвижные игры, знают и рисуют башкирский орнамент, элементы одежды.

- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской народной культуры;

- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.

Список литературы:

1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.

2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева

3. «Словесное творчество старших дошкольников на основе культуры башкирского

народа» Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова.

4. «Культура народов Башкортостана» А. А. Хусаинова, Э. С. Гайнитдинова.

5. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.

7. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.

8. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.

9. «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л. И. Марченко.

10. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

А. М. Виноградова

                                                                                           

                                                                                                      Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

для родителей на тему:

                              «Башкирская кухня»

                                  (в рамках годового плана)

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                              Гузалия Расимовна Набиуллина

                                                                                              воспитатель

                                                                                              высшей квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                              согласовано:

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                              ___________ Миниахметова Д.М.

                                                                                              _________ дата проведения

                                           

                                                                                                                                                             

         Кухня любого народа отражает его культуру, его историю. Не является в этом отношении исключением и башкирская кухня. Она богата национальными традициями, которые уходят своими корнями в глубь столетий. В то же время башкирские блюда сегодня значительно отличаются от тех, что были сотни и даже десятки лет назад. Бесспорно, даже и то, сто многие блюда находятся в тесном родстве с национальной пищей народов, с которыми связывают родственные отношения.

Трудно себе представить, например, башкирскую семью столетней давности, которая бы питалась картошкой, ибо картофель «пришёл» в Россию

Только в конце XIX века. Хотя сегодня картофель является одним из основных элементов башкирской кухни и кухни других народов, населяющих Россию

С другой стороны, башкирскую кухню невозможно представить без ягод, плодов, съедобных дикорастущих растений, без бортевого меда, т. е. без того, чем богата щедрая башкирская земля. Эти и другие дары природы существенно обогащали простое по рациону питание наших предков, разнообразили его, расширяя ассортимент блюд, увеличивая возможность, обогащения состава продуктов необходимыми для организма витаминами и полезными веществами.

Поскольку, как известно, башкиры длительный исторический период вели кочевой образ жизни, и основной формой деятельности было отгонное скотоводство и охота, то и главное место в башкирской кухне занимали мясные блюда.

Домашняя колбаса, изготавливаемая из конины, - казы, перевозимые в бурдюках целебный и тонизирующий напиток- кумыс, засушенный на солнце творог- корот, которые могли храниться долго, не теряя своих вкусовых и пищевых качеств, являются, по-видимому, самыми древними видами пищи башкир. Они и сегодня занимают свое достойное место в башкирской национальной кухне.

Большое место в башкирской кухне занимают жидкие горячие блюда, такие как суп- лапша (ту мас, затируха (ыумас ашы, суп с клецками (сумар ашы, молочная затируха, уря и другие разновидности мучных супов. Вообще для башкирской кухни характерны пресные супы с мучной заправкой.

Давно известные овощи – капусту, репу, лук, огурцы (будь то сырые, пареные, вареные или печеные) – башкиры ели отдельнл, салаты и винегреты в башкирской кухне появились позже.

Такие блюда как казылык, тукмас, бищбармак, элэш, зур бэлиш, чак-чак всегда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола.

Башкирская национальная кухня продолжает развиваться и обогащаться усилиями, творческим трудом сотен специалистов – кулинаров республики. Бережно относясь к секретам и технологии самобытной национальной кухни башкир, они всякий раз умело вносят в нее нечто свое, новое, неповторимое.

                                                                                                                                                  Приложение3                       

                                                                                                            Приложение2

 Памятка для родителей

  "Берегите природу вместе с детьми"

Уважаемые родители!

Необходимо воспитывать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учить их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину.

Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

– надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,

– надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;

– надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;

– воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого.

В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. 

                                                                                           

                                                                                                         Приложение3

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию на тему:

 «Моя малая Родина. Республика Башкортостан»

                                                                                             

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                              Гузалия Расимовна Набиуллина

                                                                                              воспитатель

                                                                                              высшей квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                              согласовано:

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                              ___________ Миниахметова Д.М.

                                                                                              _________ дата проведения

                                    2023 – 2024учебный год.

Доминирующая область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

Интегрированные задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о государственной символике (гербе и гимне, флаге РФ и Республики Башкортостан, г. Уфы); о своей малой родине – городе Салават, его особенностях, достопримечательностях, формировать - способность внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников, использовать в речи ранее полученные знания о родном крае.

Развивающие: Развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, образное ассоциативное мышление, фантазию; связную речь детей, способность строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями (4-6 слов в предложении, делать простейшие выводы).

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства любви к малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного города.

Цель: продолжать знакомить детей с республикой Башкортостан, родным городом.

Интеграция: "Развитие речи", "Физическое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" (музыка).

Предварительная работа: Проведение бесед на темы: «Что вы знаете о своём городе?»; Чтение художественной литературы (заучивание стихотворений) ; Рассматривание фотографий с видами посёлка. Знакомство с картой РБ; Д/И «Найди флаг Башкортостана».

Материал: мяч, эмблема курая, цветок курая, письмо, видео "Башкортостан", песня " Родина моя", герб России, Башкортостана, г. Уфы, музыка курая, картинки с заданиями, изображения женского и мужского национального костюма, раскраски.

Ход занятия:

Организационный момент: (Дети рассаживаются на стульчиках.)

Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно песню.

Воспитатель включает песню "Люблю тебя Родина".

Воспитатель: Вам понравилась песня? О чем в этой песни поётся? А что такое Родина?

Дети: О нашей Родине.

Основная часть:

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. Дети мы много знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? (ответы детей).

Воспитатель: Это место, где мы с вами родились и живём. Это республика, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашей республике. Кто скажет, как она называется?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Правильно. Башкортостан – богатый край. А вы хотели бы увидеть какая наша республика красивая? Тогда я предлагаю посмотреть вам видео. (Показ видео).

Воспитатель: Вам понравилось видео? Что вы там увидели? Какая наша Башкирия? (Красивая, богатая, щедрая, дорогая, любимая). Поэты воспевают нашу Родину в стихах. (Ребенок читает стихотворение о Башкортостане.)

С чем тебя сравнить,

Мой Урал родной.

Звезды - янтари

Светят над тобой.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России,

Милей всего Башкирия моя!

Воспитатель: Молодец! Дети мне на почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто нам написал письмо:

"Здравствуйте, дети! Я – Старик - Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное путешествие. А поможет вам в этом соцветие курая. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятаны интересные задания. Вам нужно все это открыть и выполнить. Желаю удачи!"

(Вывешиваю изображение - Цветок курая).

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это такое? (Ответы детей).

Цветок - давайте вместе прочитаем слово. Да, это цветок курая. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Готовы, отправиться в путешествие? Тогда давайте сорвём наш первый лепесток и вот перед нами первое задание.

(Воспитатель просит ребенка сорвать первый лепесток).

Задание 1. "Назови и расскажи о малой и большой Родине ".

Воспитатель: Дети сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках окажется мяч.

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Столица нашей Родины России? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

4. Назовите государственные - символы России? (герб, флаг, гимн)

5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный.)

6. Как называется столица Башкортостана? (Уфа)

7. Как зовут главу нашей Республики? (Радий Фаритович Хабиров)

8. Что изображено в центре герба Башкортостана? (Памятник Салавату Юлаеву)

9. В каком городе мы живём? (Октябрьский)

Воспитатель: Молодцы! Справились. Давайте немножко отдохнём. Встаньте в кружок и повторяйте за мной.

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Предлагаю сорвать второй лепесток и поскорее перейти к нашим приключениям (Ребенок снимает второй лепесток).

Следующие задание от Старика - Краеведа "Назовите чей герб". Давайте сначала вспомним что такое Герб?

Дети: Герб - это символ государства, страны, города.

Воспитатель: Дети вспомните что изображено на гербе России? (Двухглавый орёл). На гербе Башкирии (Салават Юлаев). На гербе Уфы? (Куница). На гербе Верхние Киги? (Серебряный кроной дуб и золотой крылатый конь).

(Воспитатель показывает герб России, Башкортостана, города Уфы,).

Воспитатель: Это герб г. Уфы. На нем изображена куница. Вся её фигура, мех с позолотой олицетворяют богатство, гордость и достоинство. Серебряный цвет поля герба — символ веры, чистосердечности и благородства. Зелёный цвет символизирует изобилие, свободу и мир. Куница, бегущая по полю, напоминает всем о том, что нужно беречь и охранять те сокровища, которыми щедро делится с людьми природа этого удивительного края.

Воспитатель: Какие вы молодцы, задание разгадано, пришло время сорвать следующий лепесток (снимают третий лепесток).

Воспитатель: Дети расскажите об обычаях и традициях башкирского народа?

1. Лошади - башкиры разводили в основном лошадей. Башкиры любили лошадей, невозможно представить башкира-мужчину без лошади.

2. Пчелы и мед - с давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.

3. Праздничный стол - Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их: вак беляш, кыстыбый, чак-чак, кумыс, бишбармак - мучное блюдо с мясом.

4. Салават Юлаев - Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит.

5. Разные нации - Башкирию населяет многонациональный народ. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. И все должны учиться жить дружно!

Воспитатель: Это задание нам тоже оказалось «по плечу». Давайте поскорее сорвём следующий четвертый лепесток, кто мне поможет?

Воспитатель: Назовите башкирское национальное жилище?

Дети: Юрта.

Воспитатель: а кто скажет, как юрта, будет по-башкирски? (тирмэ)

Физминутка: "Юрта"

Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

Гости явятся едва. (повороты туловища влево-вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопаем в ладоши)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)

Круглые оладушки (руки впереди, ладошки вверх).

Воспитатель: а теперь пора сорвать следующий лепесток. Расскажи о достопримечательностях своего родного города.

- Дети, а что такое достопримечательности? (дети высказывают свои мысли).

- Давайте все присядем на стулья.

- Сейчас я буду загадывать загадки о нашем городе, а вы попробуйте отгадать.

1. Загадка.

Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нём

Фортепиано контрабас

И певцов там полон класс.

Ответ: (Музыкальная школа).

2. Загадка.

Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт

Ответ: Школа.

3. Загадка.

Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

Ответ: Детский сад.

 4. Загадка.

Снаружи смотришь - дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

Ответ: Библиотека.

5. Загадка.

Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтоб не повторять ошибок

Возводят люди

Ответ: Памятники.

Воспитатель: в нашем городе есть «Монумент павшим в боях за Родину». Этот памятник поставили, чтобы люди нашего села могли приходить, возлагать цветы, говорить спасибо тем людям, которые погибли, за то, чтобы мы сейчас жили мирно.

Воспитатель: Лепесточков становится всё меньше, мы уже почти достигли цели, предлагаю не останавливаться и сорвать предпоследний шестой лепесток.

- Опишите башкирский женский и мужской национальный костюм".

Воспитатель показывает куклы: башкира и башкирки в национальной одежде. И просит детей назвать названия одежды. Помогает в случае затруднения. Просит повторить названия башкирских костюмов.

Воспитатель: У нас остался последний седьмой лепесток, посмотрим, что же там. «Отгадайте что за инструмент издает эту мелодию?» (Включает аудиозапись).

- Сейчас я включу вам башкирскую мелодию, а вы послушайте и постарайтесь отгадать, что за инструмент играет.

Дети слушают внимательно, в конце музыки отвечают.

Воспитатель: Правильно, это - Курай! Какая замечательная мелодия. Вам понравилась музыка? Какие эмоции и мысли она у вас вызывает? (Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки).

Воспитатель: Посмотрите наш цветок курая ожил! (Воспитатель показывает изображение цветка курая). Вот он какой необычный! И растёт по всей территории Башкирии, на её широких полях и лугах, на окраине лесов.

Воспитатель: Дети, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями. Старик - Краевед за то, что вы так старались передал вам подарки. (Раскраски башкирских орнаментов).

Подведение итога:

Воспитатель: Дети, вам понравились путешествие? Что понравилось больше всего? Что показалось трудным? Сегодня, вы показали отличные знания о РБ и своём городе, думаю, вы вырастите достойными гражданами своей страны.

 

                                                                                                   

                                                                                                        Приложение4


Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа»

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир. Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки, считалки). В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи. Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей. Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Читая детям башкирские народные сказки: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», «Тан – батыр»,«Кукушка и солнце», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми. Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю МустаюКариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения. Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей. В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай», «Спрячу платочек, «Тюбетейка», «Тимербай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь башкирский узор», «Угадай национальный костюм». С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, знакомятся с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

                                                                                                     Приложение 5

Подвижная игра «Медный пень»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

- Я хочу у вас спросить,

   Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

-  Коль джигит ты удалой,

   Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

                                                                                 

                                                                                                    Приложение 6

IMG_9103

IMG_9104

IMG_0757IMG_0744

IMG_0753IMG_0752

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_0750

 

IMG_0751


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Башкортостан - мой край родной!"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрата...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"

11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...

Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"

Развлечение посвящено дню республики Башкортостан....

Развлечение в средней группе «Башкортостан — мой край родной»

Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе...

Открытое занятие «Башкортостан-мой край родной»

Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...

«Башкортостан – мой край родной».

laquo;Башкортостан – мой край родной».Образовательные:- Расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где родился и живет, и закреплять умение це...

Краткосрочный проект "Башкортостан - мой край родной"

   Цель проекта:v     создание  условий для сформирования знаний детей о республике Башкортостан...