Патриотическое воспитание дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)
Работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Безлюбви к Родине и уважения к её культуре и истории невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувства собственного достоинства, положительные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Мой любимый город» | 17.51 КБ |
Конспект занятия «Посмотри как хорош край в котором ты живешь» | 22.24 КБ |
Конспект занятия «Знакомство с гербом города Минусинска» | 20.44 КБ |
Презентация "Мы жители Красноярского края" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна
Конспект НОД в старшей группе
«Мой любимый город»
Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной.
Задачи:
-Расширять представления детей о родном городе;
-Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;
-Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.
-Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.
-Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Материал: Фото-стенд «Мой любимый город», альбомные листы для рисования, восковые карандаши.
Предварительная работа: экскурсия по городу, рассматривание фотоальбома «Природа нашего города», беседы о городе Минусинске, аппликация «Дома города».
Содержание организационной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий? »
(Дети по очереди называют друг друга ласковыми словами) .
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими детьми и беседовать интересно.
(Обращаю внимание детей на фотографии) .
Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено. (Ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем? Минусинск
Где находится наш город? (На берегу протоки Енисея).
Воспитатель: На свете много больших и малых городов, а мы будем говорить о нашем городе, самом любимом, самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый?
(ответы детей)
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе (Ответы детей). Что – то мы с вами засиделись. Давайте сделаем разминку
Динамическая пауза «Улыбнись».
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи. (Одна рука вверх, другая вниз)
Руки движутся навстречу. ( рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).
Воспитатель: В нашем городе много разных зданий. Но есть одно большое, просторное здание, в которое любят приходить и взрослые, и дети.
Воспитатель: Кто узнал это здание? (ответы детей)
Воспитатель: Многие из вас ходили в театр смотреть спектакли, новогодние представление. В театре не только показывают спектакли, но и проводят разные концерты, на которых артисты поют, танцуют и читают стихи. Давайте и мы с вами сейчас превратимся в маленьких артистов и поиграем на музыкальных инструментах. (Под русскую народную мелодию дети играют на музыкальных инструментах).
Воспитатель: Кто заботится о красоте нашего города? (Взрослые, люди) .
Как они заботятся? (Взрослые рассаживают деревья, цветы, убирают мусор.)
Вывод:
Правильно. Взрослые стараются сделать наш город красивым и уютным. Хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно в нашем городе. Поэтому мы должны беречь то, что сделано руками взрослых, соблюдать чистоту и порядок.
Мы живем, мы растем в нашем городе родном.
Для кого-то не большой, а для нас - огромный!
Пусть живет! Пусть растет! городок наш скромный!
Воспитатель: сейчас предлагаю вам нарисовать наши городские дома многоэтажные. Дети рисуют.
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Посмотри как хорош край в котором ты живешь»
Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю.
Задачи:
- расширять знания детей о жизни коренного населения народов Севера красноярского края, Эвенкия,
- закрепить представления детей о растительном и животном мире родного края.
- развивать художественное восприятие и воображение детей - развивать у детей речевую активность и познавательный интерес;
- развивать двигательную активность посредством народных игр.
- воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать нравственные чувства, и уважение к жизни народов Эвенкии.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Демонстрационный материал:
Куклы в национальной эвенкийской одеже, игрушка олень, чум, нарты, картинки северных птиц, фигурки животных, презентация « Северная ягода».
Декорация поселения северного народа Эвенки, декорация леса, импровизированная река и болото, ведёрки, удочки, магнитные рыбки, колокольчик, ягода (клюква), сахар, вода, кружечки, тонированные листы бумаги и пальчиковая гуашь по количеству детей.
Предварительная работа:
Составлен план, разработано занятие, подготовлена слайдовая презентация.
Для работы с детьми был подобран иллюстративный материал, красочные книги, фотографии по теме занятия, были разучены национальные игры.
Содержание организационной деятельности
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
- Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
Художественное слово.
Воспитатель рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзы у дороги,
По которым мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Сюрпризный момент.
Стук в дверь – под музыку северных народов приходит в гости кукла в эвенкийской национальной одежде.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приехала эвенская девочка, её зовут Менрик , и её друг олененок.
Менрик:
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Менрик . (Дети здороваются с куклой в национальной одежде).
-Ребята скажите, вы знаете как называется наш край? (ответы детей)
-А где находится наш край, на севере или на юге? (ответы детей)
-Мои маленькие друзья, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю.
(Переход к основной части)
Основная часть.
(Направлена на развитие у детей познавательного интереса, речевой, двигательной активности и творческих способностей).
Звучит фонограмма мелодии народов севера.
Воспитатель:
-Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народа эвенки.
Менрик - подводит детей к жилью народов севера, к чуму, где ведётся беседа, которая направлена на развитие у детей познавательного интереса.
- Чем занимаются народы Севера.
- На чем передвигаются народы Севера.
- Что такое чум и как устроен.
- Что такое нарты.
В ходе образовательной деятельности организовывается подвижная национальная игра «Хейро» (солнце).
(Игра нацелена на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач).
Играющие ходят по кругу и зовут солнышко:
-«Хейро, Хейро»
Водящий «солнышко», сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят.
По окончанию игры дети снова слышат манящие звуки природы, и Менрик приглашает нас в лес.
Создание проблемной ситуации.
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).
Менрик:
- Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким, то грустным, не видно не одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.
Педагог хвалит детей за выполненное задание и использует физкультминутку «Звери шли на водопой»
Менрик:
-А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).
Девочка Менрик предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?»
(Игра учит детей замечать ошибки, развивает наблюдательность, умение доказать правильность своего суждения).
Увлекательное путешествие продолжается. Дети идут на шум воды и подходят к импровизированной реке. Проводится дидактическая игра соревновательного характера «Рыбаки». Игра сопровождается беседой направленной на обогащение словаря детей за счёт расширения представления об обитателях рек.
(Педагог подбадривает детей похвалой за хорошие знания и умение ловить рыбу).
Кукла Менрик с ребятами, услышав кваканье лягушек, понимают, что загадочная природа нашего края привела их на болото. Но дорога к нему не легка. Проводится игра «Не промочи ноги».
(Игра направлена на развитие координации движений, на повышение работоспособности детей, на развитие воображения).
Менрик:
- Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).
Давайте вспомним, какой ягодой богат наш край. А поможет нам в этом, чудо экран с картинками.
При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.
(Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края).
Оленёнок друг Менрик, звонит в свой колокольчик, это говорит о том, что пора возвращаться в детский сад.
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, оленёнок приготовил для нас сюрприз, ведёрко с ягодой клюквой. Давайте попробуем ягодки, ведь мы с вами знаем, что эта ягода богата витаминами (дети пробуют).
-Ой, какая она кислая! (воспитатель наводящими вопросами подталкивает детей к тому, что нужно в клюкву добавить сахар, добавив сахар и воду, у нас получается вкусный, полезный морс).
III. Рефлексия
В конце образовательной деятельности педагог подводит итог работы детей, обобщает полученные знания с помощью вопросов
- Понравилось ли ребятам путешествовать по родному краю?
- О чём рассказывала эвенкийская куколка Менрик ?
- Какие богатства хранит наш край?
- Как народы севера называют солнце?
Педагог и кукла Менрик благодарят детей.
Продуктивная деятельность:
(направлена на работу по впечатлениям).
Тема: «Ягоды нашего края».
Задание направлено на закрепление ранее полученных навыков – рисование пальчиками. На создание у ребёнка положительного, эмоционального всплеска.
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Нурдавлетова Ирина Анатольевна
НОД в старшей группе
Тема: «Знакомство с гербом города Минусинска»
Цель: Продолжать формировать у детей общие представления о
символике.
Задачи:
1.Познакомить с гербом города Минусинска. 2.Закрепить представления о государственной символике: гимн, флаг, герб.
3.Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, и к родному городу.
4.Упражнять в составлении и наклеивании деталей в целостную картинку.
Предварительная работа: рассматривание русских народных костюмов, посещение «Краеведческого» мини-музея, прослушивание русских народных песен, народные игры. Беседы, занятия о государственной символике. Заучивание стихотворений о родном городе, стране.
Материал:
Герб России, флаг России, гимн России, герб Минусинска. Картинка с русскими народными костюмами, фонограмма гимна, русской народной мелодии. Клей, белый картон, нарезные детали для составления герба города.
Содержание организационной деятельности:
Воспитатель: Дети, встаньте, пожалуйста, в круг. Вам удобно? Встаньте, чтобы всем было удобно.
Соц.иоигра, в кругу «Волшебная палочка». У меня есть волшебная палочка, передавая её, будем называть какая наша Родина.
Какие будем соблюдать правила?
- Смотреть в глаза, когда передаёшь палочку.
- Говорит только тот, у кого в руках палочка.
- Определить с кого начнём игру (влево, вправо)
После игры, звучит гимн России, все взрослые встают.
Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, а почему все встали, услышав эту очень серьёзную песню?
Дети: это гимн России.
Воспитатель: а что это такое?
Дети: это торжественная песня, государственный символ.
Воспитатель: в каких случаях он звучит?
Дети: во время награждений, на соревнованиях, олимпиадах, в торжественных случаях.
Воспитатель: скажите, вы ещё знаете государственные символы России?
Дети: да знаем, флаг и герб.
Воспитатель: скажите, а какие не государственные символы России вы знаете?
Дети: народные костюмы, матрёшка, народные промыслы, народная музыка.
Воспитатель: а рассказать вам о них помогут волшебные картинки. Возьмите по одной части и составьте целую картинку. (Дети объединяются в команды.)
Воспитатель: сейчас каждая команда получит задание.
Команда: о гербе России.
- Описать герб.
- Что символизируют форма, цвет, орёл изображенный на гербе?
- Что можно узнать по гербу?
Дети описывают, то, что они видят: красный щит, на нём изображён двуглавый орёл, в лапах он держит скипетр и державу, на головах короны.
Герб в форме щита красного цвета, в центре герба орёл, символизирует мудрость, смелость, двуглавый орёл смотрит, одновременно на запад и восток оберегая, страну, скипетр и держава символизирует власть.
Красный цвет герба это- цвет огня, света, храбрости, мужества.
По гербу можно узнать какая это страна. Герб изображается на деньгах, печатях.
Команда: о флаге России.
- Рассказать о флаге.
- Что символизируют цвета флага?
- Для чего нужен флаг?
Дети: Флаг России имеет прямоугольную форму и полосы трёх цветов – белую, синюю, красную.
Белый это цвет белоствольных берёз, белого снега, ромашек, свободы, независимости.
Синий это цвет синего неба, рек, озёр, великодушия, честности и верности.
Красный цвет огня, света, храбрости, мужества, любви. Флаг представляет страну.
Команда: о народных костюмах.
1.Описать народные костюмы (мужской, женский.)
2. Народный костюм это символ России?
Дети описывают народные костюмы, мужской и женский.
Мужской костюм: косоворотка белого цвета с вышивкой, с кушаком, порты синие, на ногах лапти, или сапоги.
Женский костюм: сарафан красного цвета, белая рубаха с вышивкой, на голове платок (повязка), на ногах лапти, или босые ноги.
Народный костюм - это символ России. По народному костюму, можно узнать какой он стране принадлежит.
Воспитатель: Ребята, а что ещё может быть символом страны? Послушайте эту мелодию.
Какая это мелодия?
Дети: русская народная песня «Калинка».
Воспитатель: а народная музыка - это символ страны?
Дети: да, по музыке можно узнать страну. Воспитатель: а народная игра - это тоже символ?
Дети: да.
Воспитатель: выходите, поиграем в народную игру «Как у деда Митрофана…»
Воспитатель: после игры, сейчас я вам предлагаю подойти к стендам (на которых находятся, фотографии старинных зданий Минусинска.)
Воспитатель: проходите, посмотрите, садитесь, найдите удобное место.
Воспитатель: что вы увидели?
Дети: это наш город Минусинск.
Воспитатель: вы хотите узнать, как появился наш город?
Дети: да.
Я расскажу вам, как появился город Минусинск.
(Адаптированный рассказ воспитателя)
«Давным-давно, 300 лет назад, на правом берегу Енисея, среди просторов степей встретились два качинца и стали делить землю: «мин - уса, это значит, моя доля» так появилось село, которое назвали - Минусинское. В нём проживало 218 душ мужского пола и 220 душ женского пола. Основным занятием сельчан было землепашество и животноводство. Село быстро росло, а люди были, трудолюбивы и 14 января 1823 года село стало, городом Минусинском.
А в этом городе было: всего 4 улицы, 3 общественных деревянных дома, 116 домов обывательских, 1 богадельня, 1 питейный дом, 2 мельницы на речке Минусинке, 2 моста, 6 кузниц, 3 хлебных магазина и 787 жителей».
Воспитатель: И так Минусинск стал городом, подумали горожане и у нашего города должен быть герб. Долго думали и совещались, спорили и в результате, появился вот такой герб. Посмотрите - это герб Минусинска. Как вы считаете, о чём думали горожане, когда составляли герб? Поставьте себя на их место.
Высказывания детей: герб формы щита, трёх цветов (красный, синий, жёлтый), в верхней части герб Красноярска, в нижней части на синем фоне жёлтый конь, сверху на гербе жёлтая кирпичная стена.
Воспитатель: как вы думаете, почему верхняя часть Минусинского герба повторяет герб Красноярска?
Дети: потому что мы живём в Красноярском крае.
Воспитатель: да, верхняя часть герба повторяет герб города Красноярска и это показывает, что город Минусинск находится в Красноярском крае.
Воспитатель: ребята давайте порассуждаем, о чём рассказывает вторая часть герба?
Дети: голубой цвет, это чистая река, небо, великодушие. Золотой конь- сила, воля, верность.
Воспитатель: как вы думаете, почему минусинцы в герб взяли именно коня?
Дети: потому что наш город находится в степи, и для ведения хозяйства и хлебопашества очень важны были кони.
Воспитатель: что изображено сверху герба?
Дети: стена в виде короны - это символ города.
Воспитатель: да, наверное, именно так рассуждали минусинцы.
Послушайте стихотворение о Минусинске.
Юра и Саша рассказывают.
Минусинск — старинный город,
Тополя былинные,
На дорогах в зимний холод —
Стаи воробьиные.
Для меня он — город детства,
Здесь живет моя семья.
Ну, а рядом, по-соседству
Дед и бабушка моя.
Все мы любим край сибирский
За богатую тайгу,
За могучий, богатырский
Енисей и Ангару.
Любим снежные метели,
Пламя жаркого костра.
Зимний сад и свиристелей,
Прилетевших к нам с утра.
Хлебородный, хлебосольный
Город детства моего,
Звонче песни колокольной —
Нет в округе ничего!
Рефлексия:
Воспитатель: Наша беседа о гербе Минусинска подошла к концу.
Хотите, чтобы у вас дома был герб нашего города, и вы могли рассказать о нём своим родным?
Дети: да.
Воспитатель: у меня есть заготовки, из которых вы можете составить герб Минусинска.
Дети выполняют работу по составлению герба из отдельных частей, наклеивая их на основу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МИНИ-МУЗЕЙ «МЫ – ЖИТЕЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Коренные жители красноярского края
Достопримечательности родного города
МИНИ-МУЗЕЙ «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Экспозиция посвященная защитникам отечества
УЧАСТИЕ В КРАЕВОЙ АКЦИИ «ПОЗДРАВЬ ВЕТЕРАНА С ПОБЕДОЙ»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ ПОМНИМ»
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ПРОХОДЯТ ГОДА – НАША ПАМЯТЬ ЖИВА»
«ПРОХОДЯТ ГОДА – НАША ПАМЯТЬ ЖИВА»
ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ К ДНЮ ПОБЕДЫ
ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...