Проект "Народная кукла"
проект (подготовительная группа)
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Ковылкинский муниципальный район
Республика Мордовия
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной к школе группе
«Народная кукла»
Подготовила: воспитатель
Рубцова А. Н
МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»
ОП «ЦРР – д/с «Росинка»
Актуальность проекта
Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. Приобщение детей к русской народной культуре - работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все - форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Игрушки - это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка - носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации. Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла. Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения.
Паспорт проекта | |
Название проекта | «Народная кукла» |
Географическая реализация | Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка детский сад «Росинка» Республика Мордовия Ковылкинский муниципальный район |
Цель проекта | Изучить русское народное творчество в области изготовления кукол, погрузиться в духовную сферу, пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле. |
Задачи проекта | образовательные: Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. - Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторных навыков, ловкости, смекалки; - проявлению любви к родному краю через ознакомление с русскими и народными традициями и обычаями; - развивающие: Развивать умения и практические навыки работы с различными видами материалов. Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении. - воспитательные: - Воспитывать активную личность, способную понимать окружающий мир. |
Новизна проекта | Проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, личности ребенка. |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский |
Срок реализации проекта | краткосрочный |
Принципы проекта | - от простого к сложному; - уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - взаимодействия – совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на созданий условий для более успешной реализации способностей ребенка; - непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке); |
Приемы реализации | - наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, дидактические игры); - словесные (пословицы, загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии); - практические (игровые ситуации, поисковая, исследовательская деятельность). |
Участники проекта | воспитатели, дети подготовительной группы и их родители |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта | Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением. Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов. |
Материально-техническая база проекта | Лэпбук «Народная тряпичная кукла». Картотека пословиц, поговорок и загадок Альбомы «Народные тряпичные куклы-обереги», «Куклы в народных играх и обрядах» Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций |
Поэтапное внедрение проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
Организационно-подготовительный этап | Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Народная кукла». Сбор информации и материалов для реализации проекта и создания предметно-развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций. Создание картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок по теме проекта. Изготовление атрибутов и раздаточного материала для игр. | Октябрь |
Основной этап | Вовлечение детей в проектную деятельность через беседы, создание проблемных ситуаций, совместное изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр. Консультации для родителей по теме проекта. Участие родителей в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (изготовление буклетов, оказание помощи при создании дидактических игр и пособий, при подготовке мини спектаклей); Пополнение развивающей среды группы дидактическими играми, пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, художественной литературой нравственно-патриотического содержания: проведение бесед, ООД, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций, просмотр мультфильмов нравственно-патриотического характера. | Ноябрь (1-3 неделя) |
Заключительный этап | Итоговое мероприятие «Выставка народных кукол». Подведение итогов проекта. Презентация проекта. | Ноябрь (4 неделя) |
План работы с родителями
№ п/п | Содержание работы |
1. | Консультация для родителей «Традиции и народны праздники» |
2. | Буклет для родителей: «Куклы наших предков» |
3. | Папа-передвижка «Русская народная кукла» |
4. | Мастер-класс для родителей «Развитие игровой деятельности» |
5. | Совместное оформление выставки детских работ |
6. | Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых. |
7. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол |
8. | Презентация « Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент ознакомления детей с культурными традициями русского народа» |
План работы по реализации проекта с детьми
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры |
1. | Чтение художественной литературы: Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев); «Кукольные сказки» Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная. Чтение и заучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла». Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка». | Познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси. Дать детям представление о том, из каких материалов делали игрушки в старину. Знакомить детей с традициями и обычаями народа. |
2. | Беседы: «Мои любимы игры и игрушки»; «Русский человек без родни не живет»; «Какие бывают куклы?»; «Почему у народной куклы нет лица». Беседа о народных праздниках Святки и Солнцеворот. Беседа « Обрядовая кукла Плодородие (СемьЯ или Московка); Беседа «Кукла Крестец» (славянская обрядовая кукла); | Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой. Развивать любознательность; воспитывать эстетические чувства. |
3. | Слушание народных мелодий. Разучивание попевок, потешек, закличек, колядок. | Расширение словарного запаса, развитие памяти. |
4. | Дидактическая игра «Собери обряд», «Одень куклу»; «Лото- народные промыслы», Назови, что изменилось», «Завяжи узелок», «Нарисуй орнамент». | Закрепить знания о народных, праздничных обрядах. |
5. | Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя», «Новый платок для куклы», «Куклы водят хоровод» | Научить с помощью тряпичных кукол разыгрывать различные ситуации. |
6. | Рассматривание альбома с иллюстрациями национальных костюмов. Рассматривание иллюстраций, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского и мордовского быта. | Познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением. Продолжать знакомить с жизнью и бытом предков.
Воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему |
7. | Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы». | Развить интерес к народной кукле, |
8. | ООД: «Народные праздники на Руси»; ООД «История народной куклы. Кукла Крупеничка»; ООД «Моя любимая тряпичная кукла» (рисование); ООд «Кукла из бабушкиного сундука» (аппликация); . | Познакомить детей с традициями празднования народных праздников. Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки. |
9. | Театрализованное представление «У бабушки в деревне» | Способствовать развитию творческой деятельности |
10. | Игра-хоровод «Где был, Иванушка?». Подвижные игры «Карусель», «Ручеек». Русские народные игры «Плетень», «Кружева» | Учить выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь |
11. | Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы», «Кукла Масленица», «Кукла-оберег» | Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам; развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. |
| Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной» Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?» | Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей. |
12. | Создание куклы «Кукла-оберег» | Создать условия по ознакомлению с технологией изготовления тряпичной обрядовой народной куклы. |
Список использованных источников
Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-151697-1490542225.jpg)
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-87376-1352307822.jpg)
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-279946-1376571522.jpg)
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-225333-1363805522.jpg)
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-636361-1432230253.jpg)
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1134413-1600763728.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....