Многофункциональный альбом по краеведению "Мой любимый город Шарья"
методическая разработка (старшая группа)

Шаранова Ольга Николаевна

Дидактический материал «Мой любимый город - Шарья»» представляет собой развивающий многофункциональный альбом с играми на липучках, с QR- кодами, в которых закодированы  песни о малой Родине – Шарье, про Красную книгу, видео экскурсий по городу, заповедникам Костромской области. В комплекте с книгой идут ламинированные карточки на липучках - изображения официальных и не официальных символов города, карточки поэтов города Шарьи, книжки - малышки («Страницы Красной книги Костромской области», «Заповедники Костромской области», «История города Шарьи»), авторские настольные дидактические игры (лото «Художники города Шарьи», «Из настоящего в прошлое»). Названия музыкальных произведений напечатаны на странице альбома, с помощью  QR-кодов, слушаем песни о городе Шарья.  В такой необычной и увлекательной деятельности дети знакомятся с историей и культурой родного города. Этот альбом надолго станет любимым занятием ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_gorod_sharya.docx1004.12 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Дидактический материал для обучающихся» 

Тема: Многофункциональный альбом по краеведению «Мой любимый город Шарья».

Направление: Краеведческое образование детей и молодежи Костромской области, образовательный туризм

Авторы: Шаранова Ольга Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области;

Краева Екатерина Леонидовна, музыкальный руководитель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области.

 

 C:\Users\MYSSD\AppData\Local\Temp\ksohtml1164\wps1.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение                                                                                                        4

Актуальность                                                                                                 4

Новизна                                                                                                          5

Цель, задачи                                                                                                   6

Планируемые результаты использования дидактического материала    6

Основная часть                                                                                            7

Описание дидактического материала                                                          7

Основные технологии использования дидактического материала          8

Диагностика уровня знаний детей по теме                                                10

Заключение                                                                                                  11

Список литературы                                                                                    12

Приложение                                                                                                 13

Картотека дидактических игр                                                                     13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Пояснительная записка.

«Этот город стоит посредине земли,

Посредине земли, что зовется Россией,

Здесь и корни твои, здесь и ветви твои,

Они держат тебя и дают тебе силы».

С. Лахненко.

Актуальность. Любите ли вы свой город? Гордитесь ли им? Порой мы не очень-то бережно относимся к истории родного края и забываем о том, что наше настоящее и будущее невозможно без прошлого.

 Каждый город примечателен памятными местами, воссоздающими его историю, украшающими его улицы. Есть они и в нашем небольшом городе.

Первостепенной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Разработанная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Воспитание должно начинаться с детского сада и продолжаться на протяжении всей жизни.

Краеведческие игры — мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже познают свой край, узнают, что присуще данной местности. В процессе игр краеведческого содержания у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества. Практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах города достаточного количества игр по краеведению, натолкнуло на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Поэтому мы создали многофункциональный альбом «Мой любимый город - Шарья» с множеством игр и съёмных деталей на липучках (книжки-малышки, карточки и т.п), с QR кодами – в которых закодированы песни о родном городе, видео информация, экскурсии и т.д, которые можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой, и самостоятельной деятельности.

Данное дидактический материалл представляется актуальным для детей на современном этапе, так как способствует формированию патриотических чувств у детей, воспитанию правильных нравственных ориентиров.

Альбом имеет не только образовательное значение, но и стимулирует интерес детей к познанию родного города, его культуре и истории. В рамках образовательной программы ФГОС ДО, дети наглядно знакомятся с достопримечательностями своего города, региона, не посещая его.

Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.

Дидактический материалл по краеведению направлено на:

– расширение кругозора;

– пополнение словарного запаса;

– тренировки памяти, образного восприятия, воображения и творческого мышления;

 – формирование эстетического вкуса.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Новизна игры состоит в использовании новой образовательной технологии QR-кода. Это изображение с матричным кодом быстрого реагирования. Буквально означает «Quick Response» или «Быстрый ответ». В игре закодированы песни о родном городе и виртуальные экскурсии. Достаточно поднести камеру мобильного устройства с установленной программой на QR-код и сразу же получить желаемую информацию на экране мобильного устройства. Удобство и простота данной технологии делают еѐ более доступной к использованию. Дидактический материал, дополненный «таинственным квадратиком», привлекает внимание дошкольников, повышает мотивацию и уровень усвоения информации, позволяет решать задачи воспитания и развития ребѐнка посредством видео и музыкальной деятельности в группе. Практика показала, что современные дети уверенно входят в цифровой мир, очень рано начинают в нем ориентироваться и осваивают его лучше и быстрее взрослых.  Правильное и умелое использование современных цифровых «игрушек» приводит к высокому образовательному результату и формирует стойкий мотивационный эффект.

Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.

Альбом «Мой любимый город - Шарья» раскрывает новый подход к изучению истории своего родного края, судеб соотечественников, социально-культурных памятников.

Цель: формирование у детей представлений с историческим, культурным, географическим своеобразием родного города, посредством игровой формы деятельности.

Задачи:

 - сформировать представления о своем городе, об истории возникновения города, природе родного края, известных людях, прославивших город;

- развивать интерес к культуре и символике города Шарья

- расширять кругозор детей, словарный запас

- развивать умение детей играть в коллективе и действовать по правилам.

- Воспитывать чувство гордости за богатство родного города, края;

- воспитывать толерантные отношения между дошкольниками и всеми участниками образовательного процесса

Планируемые результаты использования дидактического материла:

У детей дошкольного возраста будут сформированы  и развиты:

- у детей сформированы представления о своем городе, о его прошлом и настоящем; имеет представления об известных людях, прославивших город;

- дети проявляют любознательность и интерес к культуре города, узнают и рассказывают о символике города;

- значительно пополнился словарный запас;

- сформировано умение детей играть в коллективе и выполнять правила в играх

Возраст Многофункциональный альбом «Мой любимый город - Шарья» -  предназначен для детей в возрасте от 5до 7 лет и старше.

Основная часть

Описание дидактического материала.

Дидактический материал «Мой любимый город - Шарья»» представляет собой развивающий многофункциональный альбом с играми на липучках, с QR- кодами, в которых закодированы  песни о малой Родине – Шарье, про Красную книгу, видео экскурсий по городу, заповедникам Костромской области. В комплекте с книгой идут ламинированные карточки на липучках - изображения официальных и не официальных символов города, карточки поэтов города Шарьи, книжки - малышки («Страницы Красной книги Костромской области», «Заповедники Костромской области», «История города Шарьи»), авторские настольные дидактические игры (лото «Художники города Шарьи», «Из настоящего в прошлое»). Названия музыкальных произведений напечатаны на странице альбома, с помощью  QR-кодов, слушаем песни о городе Шарья.  В такой необычной и увлекательной деятельности дети знакомятся с историей и культурой родного города. Этот альбом надолго станет любимым занятием ребенка.

 Использование дидактического материала «Мой любимый город - Шарья» представляет собой альбом для воспитанников и их родителей, для педагогов детского сада, студентов вузов. Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Дидактический материал «Мой любимый город - Шарья» содержит в себе: материал для педагогов и родителей: ü Методические рекомендации по использованию дидактического материала, картотека дидактических игр (приложение);  игровой материал для детей:  развивающий альбом «Мой любимый город - Шарья», настольно - печатные игры (лото «Художники города Шарьи», «Из настоящего в прошлое»)

 Основные технологии использования дидактического материала.

Дети успешнее всего осваивают навыки в процессе разных видов деятельности, в ходе которых действуют с изготовленным материалом. Основной принцип реализации задач данного методического материала - деятельностный подход. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных  терминов. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития».

 Совместная игра детей и взрослых, детей друг с другом, поможет развить коммуникативные навыки, творческие способности, сформирует у ребѐнка социальную позицию.

Технология использования QR-кода. Ключевыми задачами Национального проекта «Образование» являются: ü создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; ü поиск путей повышения учебной мотивации и вовлеченности детей и взрослых в образовательный процесс. Не случайно тенденция современного образования – внедрение новых, в том числе цифровых, инновационных методик и технологий. Два года в нашем дошкольном учреждении ведется интересная, кропотливая работа по QRкодированию информации. QR-код – это изображение с матричным кодом быстрого реагирования. Буквально означает «Quick Response» или «Быстрый ответ». В изображении можно закодировать текст, картинку, музыку или видео ссылку. Достаточно поднести камеру мобильного устройства с установленной программой на QR-код и сразу же получить желаемую информацию на экране мобильного устройства. Удобство и простота данной технологии позволяют использовать ее в работе непосредственно в образовательной деятельности с дошкольниками, при организации их самостоятельной деятельности, а также в оформлении развивающей предметно-пространственной среды групп (музыкальные уголки, гостиные, мини-театры, информация для родителей и т.п.). Дидактическое пособия, дополненные «таинственным квадратиком», содержащие дополнительную информацию в виде иллюстраций, мелодий, песенок, экскурсий привлекают внимание дошкольников, повышают мотивацию и уровень усвоения информации, позволяют решать задачи воспитания и развития ребѐнка посредством игровой деятельности в группе. Обширные возможности предоставляет использование QR-кода в организации взаимодействия с родителями по вопросам  развития дошкольников. Так, в приемной групп можно размещать консультации, содержащие в виде QR- кода практико-ориентированные игры, задания, рекомендации. Это значительно экономит место в приемной, позволяет кодировать не только тексты, но и предоставлять аудио и видео информацию в виде закодированной ссылки. Практика показала, что современные дети уверенно входят в цифровой мир, очень рано начинают в нем ориентироваться и осваивают его лучше и быстрее взрослых. Фраза «современные дети рождаются с гаджетами в руках» образно и верно отражает существующую реальность. Правильное и умелое использование современных цифровых «игрушек» приводит к высокому образовательному результату и формирует стойкий мотивационный эффект.

Технология получения результатов. Успешность работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста по приобретению знаний о родном городе предполагает отслеживания в форме педагогических наблюдений в игровой деятельности детей. Для подведения итогов используются диагностические задания. (овладел материалом полностью, овладел материалом частично, требует внимания).

Диагностика уровня знаний детей по теме. 

  1. Как называется город в котором мы живем?
  2. Что означает название города (поселка), в котором ты живешь?
  3. Как зовут жителей нашего города?
  4. Что представляют собой герб и флаг нашего города и что они означают?
  5. На каких реках расположен город Шарья?
  6.  Какие интересные места, достопримечательности своего родного города ты знаешь?
  7. Какие памятники старины есть в нашем городе?
  8. Каких великих людей, прославивших  наш город, ты знаешь?
  9. Назови улицу, на которой  находится детский сад.
  10. Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал красивее?

 Методика оценивания: 

Овладел материалом полностью ( 3 балла) – самостоятельно справляется с заданием, отвечает на все вопросы

Овладел материалом частично (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога, не ответил на 4 - 5 вопросов

Требует внимания ( 1 балл) – с заданием не справился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дидактические материалы «Мой любимый город - Шарья» разработаны для воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения нашей страны. Именно сейчас наша страна сталкивается с агрессивной политикой из вне. И именно сейчас нам необходимо быть Единой сплочѐнной страной! Ведь наша сила – в духовном богатстве и единстве!

Дидактические материалы составлены на основе социальнопедагогического заказа родителей и молодых педагогов. Оно не заменяет, а существенно обогащает патриотическое образование детей.         Предназначены дидактические материалы «Мой любимый город - Шарья» для детей старшего дошкольного возраста, а так же для детей с ОВЗ, родителей, педагогов, гувернѐров, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании ребѐнка – патриота своей страны. Разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направлено на решение задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)и «Познавательное развитие». Может быть использовано в совместной деятельности педагога с детьми, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей, дома в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
  2.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  3.  Дошкольникам о Родине / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.
  4. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
  5.  Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
  6. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
  7.  Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
  8.  Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
  9.  Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
  10.  Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

 

 Интернет - ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoezanyatie/2021/06/15/ispolzovanie-skanera-qr-koda-v-rabote

 https://mp3apple.com/music/звучание

https://www.youtube.com/watch?v=zN5d1mKkRTo&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo

https://moluch.ru/th/1/archive/177/5495/

 

 

 

 

Приложение

Картотека дидактических игр.

Название

Цель

Содержание

Мой город Шарья

Расширить знания детей о его малой Родине - Шарье

Сканировать QR-код, прослушать песню, побеседовать о малой Родине – Шарье, разучить слова, пропеть.

Символы нашего города

Закреплять знания детей о гербе и флаге родного города и региона. Активизировать словарь.

Подобрать соответствующую карточку и приклеить. Рассказать, что означают герб, флаггорода Шарьи и Костромской области.

Из настоящего в прошлое

Формировать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе.

Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки. Если фишка оказалась у здания города, то игрок, то игрок назвает, что это за здание, и находит карточку с изображением его в прошлом виде.

Экскурсия

Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети сидят на стульях. Сканировать QR-код, прослушать, посмотреть экскурсию по городу

Узнай по описанию

Закрепить представления о достопримечательностях города Шарьи

Педагог предлагает послушать рассказы о достопримечательностях, отгадать их, и наклеить по силуэту.

Красная книга Костромской области

Познакомить с красной книгой Костроской области, ее страницами

Педагог предлагает сканировать QR-код, прослушать песню, побеседовать о Красной книге

Заповедники Костромской области

Познакомить с заповедниками Костромской области

Сканировать QR-код, просмотреть экскурсии по заповедникам, почить книжки - малышки, побеседовать

Лото «Знаешь ли ты?»

Знакомить детей со знаменитыми людьми родного города (художниками) - лото

Дети выбирают изображение картины художника и приклеивают на нужную карту

Поэты родного города

Знакомить со знаменитыми людьми родного города (поэтами)

Педагог читает стихотворение, дети выбирают поэта и приклеивают к нужному стихотворению

Сложи картинку из фрагментов

Способствовать закреплению о народных промыслах города Шарьи

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку и рассказывают, что на ней изображено.

Почта Ежика Гоши

Активизировать речь детей, расширять словарный запас

Дети играют в сюжетную игру . пишут письма ежику Гоше

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...

Что растет в Инте и в Интинском районе! (Альбом к проекту "Инта - любимый город!")

Во время работы над проектом для работы с детьми необходимо использовать наглядный материал, и нами был собран альбом с ягодами и грибами, которые растут в наших лесах....

Альбом "Мой любимый город"

quot;Мой любимый город Богородск"...

Демонстрационный альбом "Мой любимый город"

Демонстрационный альбом "Мой любимый город" с фотографиями исторических мест города Североуральска Свердловской области....

Сказочный альбом на липучках "Любимые сказки"

Игры на липучках развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.Незаметно для ребенка происходит развитие моторики, сенсор...