Конспект занятия по мокшанскому языку
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 комбинированного вида»
Конспект итогового занятия
по дополнительному образованию
кружка «Мокшаночка»
Тема: «В гости в деревню»
Подготовила и провела:
Радаева Ирина Александровна,
воспитатель
первой квалификационной категории
Саранск, 2023 г.
Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей понятие обращения к ним на мокшанском языке, добиваться правильного произношения всех слов;
- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;
- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;
- закрепить у детей названия мокшанских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;
Развивающие:
- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке;
- развивать внимание, память, умение соотносить слова на мокшанском языке с объектами русской речи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке, прививать интерес к изучению языка.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методические приемы: беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.
Материал к занятию: домик, кукла в национальном костюме, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза), картинки с изображением животных (пазлы).
Ход занятия:
(Дети сидят на стульях. Из домика выходит воспитатель в руках кукла -мокшаночка).
Воспитатель с (кукла): - Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте, дети!) Здравствуйте, уважаемые гости!
Воспитатель: - Знаете, кто я? Я – Бабушка. Люблю приходить в гости к детям, играть с ними и загадывать загадки.
Воспитатель: - Дети, а кто мне скажет, в какой республике мы живем?
Дети: - В Мордовии.
Воспитатель: - А кто из вас знает столицу Мордовии? Правильно, это город Саранск.
Дети, посмотрите какое красивое платье на кукле. Платье по-мордовски – панар. Давайте все вместе назовем это слово и запомним.
Какие цвета использованы в костюме-платье? (Ответы детей). Правильно ребята, это красный – якстерь, черный – равжа, белый –акша, синий – сенем цвета.
В украшении мордовского костюма используется тесьма, лента, кружево, бисер.
Я ждала внучат, а теперь убедилась, что вы мои внуки. Приглашаю я вас в гости. Дети, а вы любите отгадывать загадки (Ответы детей). А в корзиночке моей отгадки прячутся. Как только загадку отгадаете правильно и по-мордовски назовете, то появится отгадка из моей корзиночки.
А вы должны быть очень внимательны.
- Что это? (показываю на домик). Ответы детей (домик – куд). Я живу в этом домике.
Загадываю загадки.
- У порога плаче
- Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
- Кто это? (кошка). Как по-мордовски? (ката).
2. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок – вертлявый.
- А это кто? (свинья). А по-мордовски – (тува).
3. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Что-то не выходит, давайте назовем по-мордовски – собака (пине).
4. Среди двора
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла.
- Кто это? (корова – тракс).
5. По горам, по долам
Ходит шуба, да кафтан. (овца – уча).
7. Не пахарь, не столяр
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
- Кто это? (лошадь – алаша).
(Всех животных после отгадки ставлю перед домиком).
Бабушка: - Все загадки отгадали и по-мордовски назвали, я вам очень рада. О ком загадки? (Ответы детей – о домашних животных). Где живут? (В деревне, у бабушки).
Правильно, внучатки, они домашние животные, потому что живут рядом с человеком.
Мы с вами детки. У животных тоже детки. Как мы назовем? (показываю иллюстрации). У коровы – теленок, у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.
- А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Игра называется «Цёраня и стирня» (мальчик и девочки). Мальчик будет водящий. Девочки говорят по-мордовски.
- Девочки: Минь кштитяма
Минь киштитяма (пляшут)
Пильгса, пильгса топатама (топают ногой)
Кавта, колма, ниле – так (хлопают)
Минь бойкаста кундак. (Девочки убегают, мальчик их ловит).
Бабушка: - Дети, на столе разные картинки
А картинки не простые,
Все картинки – разрезные.
Мы картинки соберем
И животных найдем.
Игра «Собери картинку».
(Изображение животных, разрезанное на четыре части). Дети собирают, а Бабушка помогает индивидуально.
(Подводят итог игры).
Бабушка: - Ребята, картинки каких животных мы собрали? (свинья, лошадь, коза, кошка, собака, корова, овца).
- Правильно, ребята! Все эти животные живут у меня в деревне
- Молодцы, мои внучата, хорошо вы отвечали на вопросы, играли. А вам понравилось у меня?
Дети: -Да!
Бабушка: А я хочу вас угостить конфетами за ваши знания и умения!
Бабушка: Мне пора, ребята, до встречи! Уледа шумбрат!(Будьте здоровы)
Самоанализ занятия по дополнительному образованию кружка «Мокшаночка» от 20 апреля 2023 года.
Тема: «В гости в деревню»
В НОД участвовало 12 детей.
Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей понятие обращения к ним на мокшанском языке, добиваться правильного произношения всех слов;
- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;
- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;
- закрепить у детей названия мокшанских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;
Развивающие:
- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке;
- развивать внимание, память, умение соотносить слова на мокшанском языке с объектами русской речи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке, прививать интерес к изучению языка.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Методические приемы: беседа, вопросы детям, отгадывание загадок, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.
Материал к занятию: домик, кукла в национальном костюме, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза), картинки с изображением животных (пазлы).
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Организационная деятельность, подготовка к занятию.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы дополнительного образования, соответствующими данному возрасту детей. При выборе темы занятия и материалов к нему я, Радаева Ирина Александровна, опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе программы по обучению мокшанскому языку, учитывала возрастные особенности детей, а также уровни их развития.
Были продуманы условия.
- В группе проветрено, чисто.
- Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
- Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Характеристика частей занятия.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием: Начало занятия было направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений между детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, физкультминутка, отгадывание загадок, игра «Собери картинку». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста.
Дидактическая деятельность воспитателя.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были использованы следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ наглядного материала). Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали , не перебивая своего сверстника. Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»...
Конспект занятия по английскому языку в подготовительной к школе группе с ранним изучением английского языка
Цель: формирование интереса к изучению английского языка...