Конспект занятия по мокшанскому языку
план-конспект занятия (младшая группа)

Радаева Ирина Александровна

Для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokshanskoe-itogovoe_zanyatie.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 комбинированного вида»

Конспект итогового занятия

по дополнительному образованию

                                      кружка «Мокшаночка»

Тема: «В гости в деревню»

Подготовила и провела:

Радаева Ирина Александровна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Саранск, 2023 г.

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.

    Задачи:

    Образовательные:

- закрепить у детей понятие обращения к ним на мокшанском языке, добиваться правильного произношения всех слов;

- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;

- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;

- закрепить у детей названия мокшанских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;

Развивающие:        

- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке;

- развивать внимание, память, умение соотносить слова на мокшанском языке с объектами русской речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке, прививать интерес к изучению языка.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.

    Методические приемы: беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

     Материал к занятию: домик, кукла в национальном костюме, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза), картинки с изображением животных (пазлы).

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях. Из домика выходит воспитатель в руках кукла -мокшаночка).

Воспитатель с (кукла): - Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте, дети!) Здравствуйте, уважаемые гости!

Воспитатель: - Знаете, кто я? Я – Бабушка. Люблю приходить в гости к детям, играть с ними и загадывать загадки.

Воспитатель: - Дети, а кто мне скажет, в какой республике мы живем?

Дети: - В Мордовии.

Воспитатель: - А кто из вас знает столицу Мордовии? Правильно, это город Саранск.

Дети, посмотрите какое красивое платье на кукле. Платье по-мордовски – панар. Давайте все вместе назовем это слово и запомним.

Какие цвета использованы в костюме-платье? (Ответы детей). Правильно ребята, это красный – якстерь, черный – равжа, белый –акша, синий – сенем цвета.

В украшении мордовского костюма используется тесьма, лента, кружево, бисер.

Я ждала внучат, а теперь убедилась, что вы мои внуки. Приглашаю я вас в гости. Дети, а вы любите отгадывать загадки (Ответы детей). А в корзиночке моей отгадки прячутся. Как только загадку отгадаете правильно и по-мордовски назовете, то появится отгадка из моей корзиночки.

А вы должны быть очень внимательны.

- Что это? (показываю на домик). Ответы детей (домик – куд). Я живу в этом домике.

Загадываю загадки.

  1. У порога плаче
  2. Коготки прячет,

     Тихо в комнату войдет,

     Замурлычет, запоет.  

- Кто это? (кошка). Как по-мордовски? (ката).

2. Вместо хвостика – крючок,

    Вместо носа – пятачок,

    Пятачок дырявый,

    А крючок – вертлявый.

- А это кто? (свинья). А по-мордовски – (тува).

3. С хозяином дружит,

    Дом сторожит.

Что-то не выходит, давайте назовем по-мордовски – собака (пине).

4. Среди двора

    Стоит копна,

    Спереди вилы,

    Сзади метла.

- Кто это? (корова – тракс).

5. По горам, по долам

    Ходит шуба, да кафтан. (овца – уча).

7. Не пахарь, не столяр

    Не кузнец, не плотник,

    А первый на селе работник.

- Кто это? (лошадь – алаша).

(Всех животных после отгадки ставлю перед домиком).

Бабушка: - Все загадки отгадали и по-мордовски назвали, я вам очень рада. О ком загадки? (Ответы детей – о домашних животных). Где живут? (В деревне, у бабушки).

Правильно, внучатки, они домашние животные, потому что живут рядом с человеком.

Мы с вами детки. У животных тоже детки. Как мы назовем? (показываю иллюстрации). У коровы – теленок, у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

- А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Игра называется «Цёраня и стирня» (мальчик и девочки). Мальчик будет водящий. Девочки говорят по-мордовски.

Девочки:   Минь кштитяма

                    Минь киштитяма (пляшут)

                    Пильгса, пильгса топатама (топают ногой)

                   Кавта, колма, ниле – так (хлопают)

                  Минь бойкаста кундак. (Девочки убегают, мальчик их ловит).

Бабушка: - Дети, на столе разные картинки

  А картинки не простые,

  Все картинки – разрезные.

  Мы картинки соберем

  И животных найдем.

Игра «Собери картинку».

(Изображение животных, разрезанное на четыре части). Дети собирают, а Бабушка помогает индивидуально.

(Подводят итог игры).

Бабушка: - Ребята, картинки каких животных мы собрали? (свинья, лошадь, коза, кошка, собака, корова, овца).

- Правильно, ребята! Все эти животные живут у меня в деревне

- Молодцы, мои внучата, хорошо вы отвечали на вопросы, играли. А вам понравилось у меня?

Дети: -Да!

Бабушка: А я хочу вас угостить конфетами за ваши знания и умения!

Бабушка: Мне пора, ребята, до встречи! Уледа шумбрат!(Будьте здоровы)

   

Самоанализ занятия по дополнительному образованию кружка «Мокшаночка» от 20 апреля 2023 года.

 

Тема: «В гости в деревню»

В НОД участвовало 12 детей.

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.

    Задачи:

    Образовательные:

- закрепить у детей понятие обращения к ним на мокшанском языке, добиваться правильного произношения всех слов;

- закрепить содержание вопроса и отвечать односложно;

- закрепить у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова;

- закрепить у детей названия мокшанских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;

Развивающие:        

- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке;

- развивать внимание, память, умение соотносить слова на мокшанском языке с объектами русской речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке, прививать интерес к изучению языка.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.

    Методические приемы: беседа, вопросы детям, отгадывание загадок, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

     Материал к занятию: домик, кукла в национальном костюме, игрушки (кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза), картинки с изображением животных (пазлы).

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Организационная деятельность, подготовка к занятию.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы дополнительного образования, соответствующими данному возрасту детей. При выборе темы занятия и материалов к нему я, Радаева Ирина Александровна, опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе программы по обучению мокшанскому языку, учитывала возрастные особенности детей, а также уровни их развития.

Были продуманы условия.

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Характеристика частей занятия.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием: Начало занятия было направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений между детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, физкультминутка, отгадывание загадок, игра «Собери картинку». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста.

Дидактическая деятельность воспитателя.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были использованы следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ наглядного материала). Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали , не перебивая своего сверстника. Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. 

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5  «Погодные явления»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»...