Проект "Русские валенки"
методическая разработка (старшая группа)

Литвиненко Ольга Юрьевна
Материал для детей старшего дошкольного возраста. Проект "Русские валенки" направлен на формирование у дошкольников интереса к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_valenki_starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx72.61 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 40

Творческий проект

для детей старшей группы

«Русские валенки»

C:\Users\Таня\Desktop\full1381071850.jpg

Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания связанные с истоками народного творчества.

Тип проекта: творческо  – исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта:

воспитанники и воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

- развивать интерес детей к народному быту;

- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;

- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Время реализации проекта: с 7марта  по 28  марта 2023 года 

Актуальность проекта:

Постановка проблемы:

Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов– катания валенок.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.

У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Формы реализации проекта:

- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.

- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.

- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.

Презентация проекта: Совместное развлечение для детей старшей. подготовительной группы и  родителей «Русские валенки».

Творческая выставка макетов валенок: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.

2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.

3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на земле катают валенки?».

Составление детьми рассказов: «Какая зимняя обувь у Деда Мороза?», «Валенки, да валенки, носит дед удаленький…».

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».

Упражнение: «Подскажи словечко».

Познавательное развитие 

Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

Рассматривание разных видов валенок.

Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Оформление альбома «Русский валенок».

Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»

Речевое развитие

Отгадывание загадок про валенки.

Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.

Чтение художественной литературы:

- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,

- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».

«Валенок- бываленок»

Художественно-эстетическое развитие

НОД по изо деятельности:

Аппликация   с использованием техники пластинографии.

Декоративное рисование «Украшение валенка».

Разучивание частушек про валенки;

Творческие работы по украшению валенок детьми.

Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

.

Физическое развитие

Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».

Работа с родителями:

Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

Чтение художественной литературы.

Оценка результативности работы над проектом.

Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Чтение художественной литературы, исполнение хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.

В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Литература

1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.

2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

«Валенки да валенки»

Открытый просмотр музыкального досуга...